Профессия психотерапевт: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Содержание:
- Как стать семейным психологом-консультантом
- Выбор университета
- Положение психологов в нашем обществе
- Поступление на второе высшее психологическое образование
- Особенности профессии
- Особенности профессии: кто такой психолог?
- Информация по поступлению
- Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли
- Что нужно для того, чтобы стать психологом
- Чем занимается нейропсихолог
- Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса
- Разбивка предметов по группам
- Место работы
- Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
Как стать семейным психологом-консультантом
Это непростая задача. Ведь работать предстоит не с одним человеком, а с целыми семьями, отношения в которых складываются ненадлежащим образом. Чтобы грамотно помогать им выходить из трудных ситуаций и справляться с многочисленными проблемами, гуманитарного образования будет мало. Придется постоянно практиковаться. Наработку опыта лучше начинать еще в студенческий период. Способствовать становлению могут различные программы для волонтеров, которые нацелены на помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении. Не помешает пройти курсы по повышению квалификации в сфере семейной психологии.
Выбор университета
Если поступающий хочет в дальнейшем заниматься научной деятельностью, необходимо узнать, есть ли Ученый Совет на базе вуза.
Чтобы получить базовые навыки, достаточно поинтересоваться рейтингом и уровнем учебно-методической основы. Главное — наличие аккредитации, что поспособствует трудоустройству впоследствии.
Всем, кто желает в полной мере постичь тонкости профессии и заручиться теоретическими и практическими навыками, лучше поступать на очное отделение. Так удастся ежедневно приумножать знания с помощью грамотных и компетентных педагогов.
Заочное и дистанционное
Довольно популярны методы обучения на расстоянии. Но нужно понимать, что актуальны они больше по части саморазвития. Отдавая им предпочтение, не стоит рассчитывать на получение полноценного образования.
Уже работающим абитуриентам подойдет возможность получать специальность без отрыва от рабочей деятельности. Прерывать ее будет необходимо только на период сессий.
Положение психологов в нашем обществе
Специальность «Психология» представлена практически в каждом университете страны, а это 445 учебных заведений. В вузах учат разбирать эмоции и характеры, оценивать возможности и способности, грамотно поддерживать в тяжелые минуты. В штатных психологах нуждаются маленькие и большие компании из разных сфер деятельности, в их числе учреждения, которые входят в систему силовых структур. Распространенной практикой стало принимать на работу сотрудника после «благословения» HR-психолога.
Тем не менее: невысокая зарплата при большом объеме работы и ответственности – не способствует популярности направления среди абитуриентов. Более того! Институт общественного мнения «Анкетолог» предоставил любопытные данные: на октябрь 2019-го за помощью к специалистам предпочитали обращаться только 4% (!) россиян, 56% – предпочитают «плакать в жилетку» родным, близким, друзьям, а это тоже говорит о степени доверия к психологическим службам. Правда, Covid-19 неслабо всколыхнул эту сферу. Пандемия, экономический спад, одиночество, самоизоляция вызвали всеобщую напряженность – и население буквально хлынуло за помощью к профессиональным психологам.
Первый квартал 2020 года был отмечен резким подъемом на психологическую помощь – скачок в 300%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Во вторую волну пандемии спрос также превышает предложение – на 1 объявление приходится 8 запросов от клиентов.
Поступление на второе высшее психологическое образование
Порядок поступления на психологический факультет стандартный. Абитуриенты с уже имеющимся ВО не обязаны сдавать ЕГЭ. Конкурсные списки составляют на основе вступительных испытаний, которые университеты проводят самостоятельно.
В установленные сроки нужно подать заявление в приемную комиссию. К заявлению прикладывают пакет документов:
- Аттестат.
- Диплом ВО.
- Паспорт.
- Военный билет, справку о прохождении медкомиссии (если они указаны в списке необходимых документов).
После сдачи вступительных экзаменов, университет составляет рейтинг с учетом результатов. Поступление происходит по общему конкурсу.
Особенности профессии
Психотерапия – это система воздействия на пациента психологическими средствами. Психотерапия разделяется на медицинскую и немедицинскую. Врач-психотерапевт занимается медицинской психотерапией. Немедицинская относится к работе психолога.
И тот, и другой применяют психические (психологические) технологии. Но чем же тогда психотерапевт отличается от психолога? Тем, что психотерапевт – это врач, и он занимается именно лечением, т.е. работает с болезнями. Тогда как психолог не имеет медицинского образования. Он занимается душевными проблемами, не связанными с психическими патологиями.
В психиатрических клиниках работают также патопсихологии. Но их задача – помощь в диагностике заболевания и в выборе направления лечения. Непосредственно лечением они не занимаются.
В психиатрических клиниках психотерапевт работает в сотрудничестве с психиатром и патопсихологом. (Подробнее о психиатрии см. статью «Врач-психиатр»). В некоторых случаях для лечения больного лекарства не нужны или же эффект от их применения нужно развить с помощью психотерапии. Психотерапия используется также на этапе выхода из болезни (этап реабилитации) и для её профилактики. Когда психиатр определяет стратегию лечения, врач-психотерапевт приступает к своей части работы.
Надо сказать, что часто психотерапией занимаются сами психиатры. В отличие от психологов, они имеют право назначать лекарства. Но для проведения ещё и психотерапии, они проходят специальную подготовку, т.к. без глубокого понимания психотерапевтических методов хороших результатов не добиться. Дело в том, что профессия психотерапевт выходит за пределы медицины: в ней очень большое место занимает гуманитарная составляющая. Психотерапию нельзя свести к набору технологий, т.к. она предполагает эмоциональный контакт между врачом и больным. Психотерапевт, сопереживая своему пациенту, создаёт благоприятный настрой. Иными словами, врач-психотерапевт включается в процесс личностно.
В психотерапии существует большое количество методов. Это и гипноз, и аутотренинг, и поведенческая тренировка, и рациональный, и личностно-ориентированный методы.
Гипноз проводится с помощью внушения (суггестии), поэтому метод называют также гипносуггестивной психотерапией. Его используют для внушения убеждений, улучшающих эмоциональное состояние пациента.
Аутогенная тренировка отчасти напоминает гипноз, но здесь ведущую роль играет сам пациент. Он под руководством психотерапевта учится проводить психическую саморегуляцию: силой воображения устранять болезненные переживания.
Поведенческая психотерапия помогает избавиться от неправильного (патологического) поведения. Точенее, от неправильных поведенческих привычек. В рациональной психотерапии используются логические аргументы, чтобы объяснить больному, почему какие-то из его убеждений ошибочны. При этом врач использует и эмоциональное воздействие, и внушение.
Личностно-ориентированная психотерапия помогает пациенту разобраться в себе: увидеть, какие именно переживания стали причиной психического нарушения.
Есть и другие методы работы (арт-терапия, сказкотерапия, телесно ориентированная терапия, гештальд и пр.). Психотерапевт подбирает нужные методики индивидуально. В любом случае успех лечения возможен, только если пациент доверяет своему врачу. И это доверие укрепляется, когда терапия даёт хорошие результаты.
Особенности профессии: кто такой психолог?
Психологи всегда работают с людьми. От них требуется безусловное следование профессиональной этике и соблюдение широко известного принципа «не навреди». Психологические проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты, практически всегда запутаны и уходят корнями глубоко в их прошлое. Разобраться в них бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Основные трудовые обязанности психолога могут сводиться к следующим:
- Анализ психологического состояния и психологических процессов, личностных характеристик, уровня психологического развития человека (либо психологического климата в коллективе).
- Оказание психологической помощи людям по разрешению внутриличностных проблем (либо коллективам по разрешению межличностных конфликтов).
- Проведение психологической диагностики, обработка результатов, составление психологических портретов личности.
- Коррекционная работа, направленная на устранение отклонений от нормального психологического развития (чаще всего проводится с детьми).
- Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение отклонений в психологическом развитии.
- Проведение профориентационных мероприятий.
- Оказание услуг коммерческим и государственным фирмам (по поддержанию благоприятного психологического климата среди трудящихся, по подбору кадров, по разрешению конфликтов, по работе с неблагополучными семьями, и так далее).
- Оказание помощи медикам и социальным службам в работе с определенными категориями населения (люди с зависимостями, жертвы насилия в семье, терминальные больные и т.п.).
- Проведение психологических исследований и экспериментов, направленных на выработку новых знаний в области психологии.
От психологов (даже тех, что занимаются наукой, а не непосредственной помощью людям) неизбежно требуется высокий уровень эмпатии, равно как и способность дистанцироваться от проблем клиента и не позволять им серьезно влиять на собственное психологическое состояние. Это отчасти должно быть заложено в самом человеке, отчасти – достигается во время учебы и личной психотерапии.
Информация по поступлению
Для дистанционного поступления на второе высшее по психологии необходимо пройти несколько шагов:
- определиться с вузом, программой;
- собрать документы (копия паспорта, диплома (аттестата), фотографии 3X4);
- пройти вступительные испытания (онлайн тестирование и/или собеседование);
- оплатить обучение, подписать договор.
Трудоустройство после обучения и зарплата
В зависимости от личных предпочтений, выпускники-психологи дистанционных программ второго высшего работают в области психотерапии или в области сопровождения организационных процессов. В первом случае специалисты взаимодействуют с клиентами по отдельности и в группах; это диагностика, консультирование, психоанализ. Во втором – работа школах, садах, военных, силовых структурах, отделах управления персоналом.
Зарплата психолога во многом определяется сферой деятельности, образованием, местом работы. Школьный психолог зарабатывает меньше, чем бизнес-медиатор или тот, кто проводит индивидуальные консультации. В 2019 году в Москве клинический психолог зарабатывает около 60 тысяч рублей, детский – 40-45 тысяч, специальный психолог – 40-50 тысяч (moskva.trud.com).
Возможность работать за границей
Выпускники дистанционных специальностей второго высшегообразованияпопсихологии наших вузов получают диплом, который ценится не только отечественными государственными и частными учреждениями, но и международными/зарубежными компаниями. МИП и ТГУ выдают сертификат DiplomaSupplement, который делает диплом действительным в странах ЕС. ММУ дает возможность получить двойной диплом – вуза и образовательного учреждения партнера (Jefferson College, University of Mississippi, Akita International University, Леонский университет (UNILEON), European Humanities University).
С Diploma Supplement вы сможете строить карьеру за границей
- Сменить карьеру;
- Сменить профиль (например, с общей психологии на дефектологию);
- Развить коммуникативные навыки (знания в конфликтологии, способность видеть слабые, сильные стороны оппонента, определять психотип, грамотно строить переговоры, взаимодействовать в начальством, командой).
Специалисты приемной комиссии Vuz24 проконсультируют о вузах, специальностях и их преимуществах. Помогут поступить в любое время года, быстро, с любым уровнем подготовки. Оформят все документы для зачисления. Будут сопровождать технически и информационно до получения диплома. .
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли
Когнитивно-поведенческая психотерапия – психосоциальный терапевтический метод. Он направлен на осознание пациентом особенностей текущего состояния, определение наиболее значимых целей по изменению самочувствия, формирование психотерапевтической программы с помощью нейропсихологов. Основные воздействия при психотерапии пациентов направлены на их познавательные процессы — «реалистичное и нереалистичное познание» или «рациональные и иррациональные установки».
В процессе занятий нейропсихологи приучают пациента к самонаблюдению и осознанию мыслей, которые автоматически возникают у человека в ответ на внешние события, обучают искать доказательства своих оценок и видеть в собственных мыслях не факты, а гипотезы. Нейропсихологи знакомят пациента с техниками исправления ошибочных суждений, с новыми способами формулировки проблем, помогают расширить привычные правила поведения.
В процессе рационально-эмоциональной психотерапии выявляют иррациональные установки пациента и проводят их коррекцию. Методики, которые применяют нейропсихологии, помогают пациенту приобрести новый, противоречащий его неадаптивным убеждениям, опыт. Новые варианты мышления и поведения пациенты закрепляют в процессе специальных тренировок (ролевых игр) и в повседневной жизни.
Нейропсихологи, которые применяют метод когнитивно-поведенческой терапии, применяют следующие техники саморегуляции:
- эмоционально-мышечную релаксацию;
- самогипноз;
- медитацию;
- работу с «управляемым» воображением;
- биологическую обратную связь.
Одновременно с обучением пациента этим методам нейропсихологи Юсуповской больницы развивают у них навыки самонаблюдения, поскольку произвольный самоконтроль возможен только при ясном осознании характера воспринимаемой информации. Занятия ауторелаксацией восстанавливают динамическое равновесие механизмов гомеостаза и приводят к нормализации вегетативно-висцеральных и нейроэндокринных нарушений, изменений тонуса мышц, которые возникают вследствие стресса.
Ауторелаксация уменьшает уровень тревожности пациента и повышает его устойчивость к стрессовым воздействиям. К релаксационным техникам, которые обеспечивают мышечное и эмоциональное расслабление относят функциональную релаксацию, аутогенную тренировку, специальные дыхательные упражнения, прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону.
Большинство релаксационных техник нейропсихологии сочетают с введением пациента в гипнотическое состояние, которое сопровождается концентрацией внимания на определенных стимулах. Расслабление и достижение гипнотического состояния достигается с помощью внушения или самовнушения, а гипнотическое состояние облегчает беспрепятственное усвоение мыслей и убеждений, которые в другом состоянии пациент подверг бы анализу и критике.
В начале сеанса самовнушение используют для индукции мышечного и эмоционального расслабления, а затем для формирования определенных убеждений, которые снижают значимость болезненных проявлений, повышают уверенность в собственных возможностях справиться с заболеванием и создают настрой на поведение, которое способствует выздоровлению.
Мышечной релаксации достигают с помощью техники медитации. Она представляет собой более активный процесс, который направлен на устранение посторонних мыслей путем концентрации умственных способностей на одном объекте в течение длительного периода. Объектом медитации может служить собственное дыхание, любой звук или предмет.
Некоторые приемы достижения мышечной и эмоциональной релаксации включают использование «управляемого воображения». Работа с воображением проводится с целью отвлечения внимания пациента от болевых ощущений. Применение биологической обратной связи – один из способов быстрого обучения пациента произвольному влиянию на параметры физиологических процессов в организме. При лечении хронической боли нейропсихологии используют две разновидности биологической обратной связи: электромиографическую и тепловую. Электромиографическую биологическую обратную связь используют для уменьшения напряжения мышц с помощью определенных поз и техник у пациентов, которые страдают головной болью напряжения и другими заболеваниями, сопровождающимися напряжением мышц. Тепловую биологическую обратную связь используют у пациентов, которые страдают следующими заболеваниями:
- мигренью;
- болезнью Рейно;
- рефлекторной симпатической дистрофией.
С помощью этой методики пациентов обучают, как можно повысить периферическую температуру, согреть конечности и улучшить кровоток.
Что нужно для того, чтобы стать психологом
В первую очередь, необходимо понимать, что выбор профессии — большая ответственность. В ходе своей деятельности специалист, как и любой другой врач, не должен принести вред пациенту. Его отличительной чертой выступает любовь к людям – истинное желание помочь им разобраться в проблемах, выбрать правильный путь в жизни.
Железное терпение — важнейший инструмент успешной психотерапии. Стать терпеливым способен только по-настоящему увлеченный человек. Направлений такой деятельности очень много, поэтому быть профессионалом сразу во всех — невозможно. Неплохим началом станет курс самообразования, в рамках которого следует изучить имеющуюся информацию в сети, научно-популярные книги.
Чем занимается нейропсихолог
Нейропсихолог обязан:
выявлять ресурсные и дефицитарные стороны мозговой деятельности пациента, а также степень нарушений высших психических функций путем проведения нейропсихологической диагностики;
устанавливать взаимосвязи между выявленными повреждениями мозговых структур и присутствующими нарушениями психических процессов;
применять нейродиагностические методы, позволяющие выявить особенности восприятия, мышления, саморегуляции, уровня контроля и координации движений пациента;
оценивать степень тяжести выявленных нарушений восприятия (речь, внимание, зрительные образы, пространственная ориентация, способность выполнять целенаправленные двигательные акты);
разрабатывать и осуществлять индивидуальные программы нейрокоррекции (включает двигательную и когнитивную сферы);
вести контроль за качеством выполнения коррекционных упражнений, направленных на улучшение адаптации, развитие и обучение;
вносить дополнения в программу нейрокоррекции;
при органических поражениях участков мозга проводить нейропсихологическую реабилитацию, активируя компенсаторные механизмы высшей нервной деятельности;
оказывать консультационную помощь.
Этот специалист должен обладать:
- знаниями в области психофизиологии, неврологии, возрастной и клинической анатомии, физиологии ЦНС и сенсорных систем, а также психиатрии и психотерапии;
- эмпатией, стрессоустойчивостью, уравновешенностью, умением расположить к себе пациента;
- выдержкой и терпением, которые необходимы при работе с пациентами детского возраста;
- достаточным уровнем знания английского языка для постоянного повышения квалификации (основная часть исследований по нейропсихологии публикуется на английском языке).
Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса
При поступлении в вуз абитуриентов волнует вопрос, какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса и куда поступать? Многие высшие учебные заведения имеют факультеты Психологии. Ведь психология охватывает очень широкий спектр проблем, и для более качественного изучения профессия делится на несколько более узких направлений.
Перечень вступительных экзаменов в большей степени зависит от выбранного учебного заведения. Профессия «Психолог» включает направления:
психологическое консультирование;
психология развития и возрастная психология;
современная социальная психология;
юридическая психология.
Какие предметы нужно сдавать, чтобы стать психологом
Для поступления в большинство вузов на факультет психологии требуется сдача ЕГЭ по базовым предметам:
биология;
русский язык;
математика.
Профессия – военный психолог: какие предметы нужно сдавать
Военный психолог – особая профессия, и обучение проходит в военных вузах на различных по специализации кафедрах. Военный психолог должен обладать навыками практически во всех сферах психологической отрасли.
Это клиническая психология, реабилитационная, социальная, конфликтная и многие другие. Чтобы поступить в военный вуз на кафедру психологии, требуются ЕГЭ по следующим предметам:
математика;
русский язык;
биология.
В связи с острой нехваткой военных психологов в некоторых гражданских вузах действуют программы переподготовки обычных психологов на военных. Специалисты этого профиля универсальны и они востребованы во многих организациях, в том числе не имеющих никакого отношения к армии.
Профессия – детский психолог: какие предметы нужно сдавать
Детский психолог – не самая популярная профессия, несмотря на её острую востребованность. В большинстве вузов кафедра дошкольной педагогики и психологии существует лишь в составе факультета психологии образования, либо как кафедра «специальной психологии».
В программу обучения включены предметы по психологии и дефектологии. Детский специальный психолог-дефектолог может работать в дошкольных учреждениях, в коррекционных школах и детских реабилитационных центрах.
Какие предметы нужно сдавать на психолога-логопеда, зависит прежде всего от самого вуза. Обычно это:
математика;
русский язык;
биология.
На некоторые факультеты, такие как специальная психология, логопедия и олигофренопедагогика, требуются ЕГЭ по следующим предметам:
обществознание;
русский язык;
биология.
Профессия – клинический психолог: какие предметы нужно сдавать
Обучение по профессии клинический психолог более ориентировано на медицинскую составляющую, однако закладываются и базовые знания по психологии. Клинический психолог занимается изучением, диагностикой психологических проблем, в том числе и пограничных состояний.
Для получения профессии клинический психолог сдают три предмета:
математика;
биология;
русский язык.
Диплом клинического (медицинского) психолога даёт некоторые преимущества перед другими, обычными психологами. Специалисты этой профессии работают в клиниках с пациентами, психологические нарушения которых вызваны, в том числе и соматическими заболеваниями, такими как черепно-мозговая травма, инсульт, последствия психологических травм вследствие катастроф, ВИЧ-инфекции и т. д. Нередко клинических психологов привлекают к судебно-медицинской экспертизе для оценки состояния подозреваемого.
В этой профессии существует возможность карьерного роста, в основном это касается научной и педагогической сферы.
Профессия «психолог» – это не просто профессия. Это образ жизни и не самый простой. Эффект эмоционального выгорания может настичь и самого психолога, что сделает дальнейшую работу в этой сфере невозможной
Важно трезво оценить свои силы и помнить, что психолог — это призвание. Только выбрав специальность себе по душе, можно стать высококлассным и востребованным специалистом
Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса
4.6 (91.71%) 41 votes
Разбивка предметов по группам
Дисциплины факультетов психологии будут напрямую зависеть от вуза. У каждого университета свои взгляды на общекультурную и общенаучную подготовку. Поэтому и список предметов на факультете психологии разных вузов может незначительно меняться.
Так как студент должен быть всесторонне развитой личностью, то и вуз должен предложить ему полный спектр дисциплин, обязательных для всех высших учебных заведений. Итак, в психологических вузах все предметы разбивают на следующие группы предметов:
- гуманитарные,
- социально-экономические,
- математические,
- естественно-научные,
- психологические.
По степени важности и глубины изучения тематические предметы, изучаемые на факультете психологии и связанные с будущей профессией, можно разбить по следующим группам:
- Предметы фундаментальной психологии. Здесь преподают введение в науку, биологические основы психологии, сравнительную и зоопсихологию, возрастную, дифференциальную и социальную психологию, психологию личности и историю науки.
- Методология и методы психологического исследования. Будьте готовы изучать введение в науку и общую психологию, методы психологического исследования, психологического практикума, экспериментальной психологии, психодиагностики, математические методы в науке. Тут же студенты должны будут освоить методологические проблемы, организацию и проведение психологического исследования, овладеть методами научного и научно-практического исследования.
- Предметы прикладной психологии. В рамках этой группы студенты изучают такие предметы, как клиническую и педагогическую психологию, психологию труда и управления. Эти дисциплины помогут узнать пути и способы применения психологии для решения проблем отдельных сфер профессиональной и личной жизни человека. На основе этих наук студенты выбирают будущую специализацию.
- Предметы практической психологии. Тут речь идет о психодиагностике, психотерапии, психологическом консультировании, психокоррекции и специальной психологии. Эти дисциплины необходимы для практической деятельности студентов.
- Педагогические дисциплины. Сюда относят педагогику, историю и философию, методику преподавания психологии. Такие предметы готовят преподавателей психологии для разных учебных заведений.
Место работы
Кто такой психолог и чем он занимается – это вопросы, ответы на которые зависят от места его работы. Так, есть консультирующие психологи, которые ведут свою собственную практику. Есть научные специалисты, работающие в образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах. Есть психологи в школах, частных и государственных компаниях, так или иначе отвечающие за атмосферу в коллективе. Есть клинические психологи, работающие в медицинских учреждениях вместе с врачами (для этого недостаточно базового образования в вузе на психолога, необходимо обязательно пройти дополнительную учебу).
Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи.
Врачи
К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.
Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты.
Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.
Не врачи
Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.
Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.
Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог.
Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.
Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.