Проводник пассажирского вагона

О профессии Проводника пассажирского вагона, которую можно получить в Ялте

Проводник пассажирского вагона это обслуживающий персонал, который выполняет работы по обслуживанию пассажиров в пути следования поезда и обеспечению их безопасности в аварийной обстановке.

В его обязанности также входит:

  • Содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
  • Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
  • Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
  • Обеспечение безотказной работы приборов отопления,

Проводник пассажирского вагона это обслуживающий персонал, который выполняет работы по обслуживанию пассажиров в пути следования поезда и обеспечению их безопасности в аварийной обстановке.

В его обязанности также входит:

  • Содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
  • Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
  • Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
  • Обеспечение безотказной работы приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и кондиционирования воздуха.
  • Отопление вагонов в зимнее время.
  • Регулирование работы принудительной вентиляции, устройств кондиционирования воздуха, приборов освещения и отопления в зависимости от температуры наружного воздуха и населенности вагона.
  • Наблюдение за работой электрооборудования, кипятильника, нагревом букс с помощью прибора СКНБ (система контроля нагрева букс), проверка ручного тормоза. Обеспечение пассажиров постельными принадлежностями и снабжение чаем.
  • Круглосуточное обеспечение пассажиров фирменных поездов и поездов международного сообщения чаем, кофе и кондитерскими изделиями.
  • Доставка по просьбе пассажиров с детьми, инвалидов и престарелых в фирменных поездах и поездах международного сообщения заказываемой ими продукции из вагона-ресторана или буфета.
  • Получение и сдача в соответствующие кладовые белья, продуктов чайной торговли при отсутствии экипировочной бригады.
  • Заправка и уборка постелей в пассажирских и скорых поездах дальнего следования по требованию пассажиров спальных вагонов, а в фирменных поездах и поездах международного сообщения — обязательная.
  • Составление актов на испорченные или уничтоженные материальные ценности и взыскание их стоимости с виновных лиц в установленном порядке.
  • Оповещение пассажиров о названиях остановочных пунктов и продолжительности стоянок поезда на них.
  • Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи пассажирам.
  • Своевременное сообщение начальнику (механику-бригадиру) поезда о наличии свободных и освобождающихся мест в вагонах (на специальных бланках).
  • Влажная и сухая уборка вагона, уборка туалетов с применением дезрастворов.
  • Навешивание на вагон порядковых номеров и маршрутных досок.
  • Заправка твердым топливом, чистка топки и зольника от золы и шлака.
  • Приготовление охлажденной кипяченой воды с помощью насоса или специальных приспособлений.
  • Принятие и сдача по инвентарной описи и накладным внутреннего оборудования и съемного инвентаря вагонов (согласно должностной инструкции проводника пассажирского вагона).
  • В поездах международного сообщения — оформление дорожной ведомости, таможенной декларации и предъявление их таможенным органам для отметки; получение и сдача валюты, продажа пассажирам плацкарт и оформление доплатных квитанций в соответствии с действующими тарифами международного сообщения; оформление установленных отметок на проездных документах международного сообщения по требованию пассажиров; контроль за выполнением установленных для пассажиров правил при следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями.
  • При обслуживании последнего вагона — обеспечение контроля за состоянием хвостовых сигнальных фонарей.
  • Ограждение хвоста поезда при остановке поезда в случае подхода вызываемого пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда.
  • Обеспечение ограждения поезда при его вынужденной остановке в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России.

РазвернутьСвернуть

Хитрости и фишки проводников

  • Каждому проводнику перед рейсом выдается чайная продукция, так называемая чайка: кофе, чай, снеки, шоколадки и т. д. Все это приносят в больших мусорных мешках, которые сотрудник должен разобрать, пересчитать содержимое, проверить срок годности. Если что-то потеряет товарный вид, например поломается печенье или растает шоколад, проводник должен возместить ущерб.
  • На любом товаре, который вы покупаете в поезде, должна быть специальная голографическая наклейка. Однако нередко проводники продают не выданную им продукцию, а свою собственную, купленную в ближайших магазинах. Таким образом, все вырученные деньги идут им в карман. Но, конечно, это происходит не часто, и делают так только недобросовестные сотрудники. Кстати, слева от купе проводника должна быть расположена распечатка со всем ассортиментом и ценами.

Если вам выдали влажное, помятое белье и в пакете не было карточки о том, когда и кем оно было упаковано, то, скорее всего, на нем кто-то уже спал до вас. На сленге проводников такой комплект называется «китайка», то есть белье, которое используется повторно. Например, пассажир уже сошел с поезда, а после него остались чистая простыня и почти не использованное полотенце. Эти вещи откладываются, и потом из них собирается полный «комплект», который при помощи любого нагретого металлического предмета запечатывается в целлофан и выдается за свежий. Конечно, подобные махинации строго пресекаются руководством, и в случае малейших подозрений пассажир может позвонить на горячую линию РЖД, где ему обязательно помогут.

  • Кстати, если вы не купили комплект белья, вы не сможете пользоваться матрасом и подушкой в поезде, даже если прихватили постельное с собой. Если придет проверка и обнаружит, что пассажир лежит на матрасе без «казенного» постельного белья, проводника оштрафуют.
  • Поскольку проводники несут материальную ответственность за все, они должны очень тщательно следить за тем, чтобы из вагона ничего не пропадало, иначе придется все компенсировать из своего кармана. Поэтому перед тем, как принять вагон, проводник должен все тщательно проверить — от подстаканников до одеял. Некоторые проводники даже привязывают ершики для унитаза.

Знаки различия

Знаками различия служат нарукавные знаки в виде пятиугольника шириной в основании 40 мм, в вершине — 70 мм и высотой 110 мм. Поле нарукавных знаков изготовляется из той же ткани, что и одежда, на которую они нашиваются. Верхний край нарукавных знаков окантовывается зеленым сукном по всем граням пятиугольника. Ширина канта 3 мм. Нарукавные знаки нашиваются на обоих рукавах пальто, пиджака, жакета на расстоянии 80 мм от низа рукава. На поле нарукавных знаков в верхней части пятиугольника прикрепляется белый металлический технический знак. Эмблема железнодорожного транспорта — белая металлическая выполнена в виде эллипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных к низу перьев. Размеры эмблемы: на куртках и жакетах — размеры эллипса 20 X 12 мм, длина эмблемы в верхней части 70 мм, в ниж ней части 35 мм ; на головных уборах — размеры эллип са 15 X 10 мм , длина эмблемы в верхней части 65 мм, в нижней части 30 мм. Ширина пера каждой эмблемы 3 мм. Эмблема прикрепляется на правой стороне куртки и жакета. Утепляющая прокладка к пальто изготовляется за отдельную плату и в норму выдачи форменной одежды не входит. Для проводников, выезжающих за границу, введена форменная одежда специального образца.

Оплата труда и содержимое социального пакета

То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки

При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать

Россия
27000—40000 ₽

Москва
27000—4000 ₽

Принцип начисления зарплаты

В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха. Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок. В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.

В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.

Дополнительные бонусы и поощрения

Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках. Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь. Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.

Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.

Форменная одежда для проводников-мужчин, выезжающих за границу

Костюм зимний (тужурка с брюками). Тужурка двубортная с окантовкой воротника и манжет малиновым сукном, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом, с шестью пуговицами по три в ряд. Пуговицы латунные с изображением технического знака. Брюки навыпуск без манжет с окантовкой из той же ткани, что и тужурка. Костюм изготовляется из шерстяной ткани коричневого цвета. При тужурке носится сорочка из хлопчатобумажной ткани светло-коричневого цвета с коричневым галстуком. Тужурка летняя однобортная с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полах и одним нагрудным карманом, тремя металлическими пуговицами с изображением технического знака, расположенными в один ряд. Изготовляется из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани. При тужурке носится тенниска белого цвета с черным галстуком. Пальто-шинель двубортное с хлястиком из драпа коричневого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Воротник и манжеты окантованы малиновым сукном. Фуражка из ткани, применяемой для пошива костюма, с черным бархатным околышем. Фуражка окантована сукном малинового цвета. На околыше фуражки прикрепляется технический знак, над козырьком — лакированный ремешок. Шапка-ушанка из коричневой или черной цигейки. Спереди в центре шапки прикрепляется технический знак.

Материальная ответственность проводников

Если вам все еще кажется, что работать проводником несложно, тогда следует узнать о материальной ответственности работников вагонов. Проводники в рейсе несут ответственность за сохранность всего имущества в вагонах: постельных принадлежностей, посуды, номерных табличек. Повреждение любых поверхностей (сидения, шторы, окна) и предметов интерьера (полочки, зеркала и т.д.) также компенсируется за счет зарплаты проводника. Поэтому не стоит обижаться, если проводник вагона не успевает моментально выполнить ваши требования, возможно, в данный момент у него просто не хватает на это времени.

Устраиваемся на железную дорогу

Трудоустроиться по специальности — не самая простая задача. Несмотря на огромную текучку кадров в данном направлении, работодатель не стремится брать людей без опыта работы.

Данное условие дает гарантию того, что после окончания обучения и сдачи всех экзаменов вам будет предоставлено рабочее место. Но, как правило, без маленького «но» не обойтись.  Медицинская комиссия — корень зла и браковки персонала. Медработники железнодорожных больниц — очень большие юмористы, любящие устраивать различные квесты и пробежки с одного этажа на другой.  Вы должны быть готовы открыть для них каждый уголок своего тела, души и мозга, как правило, не по одному разу.

Хочу еще добавить, что все затраты на медкомиссию будут вам возвращены в короткие сроки. Что касается денежных отношений, здесь железной дороге надо отдать должное. За пять лет работы с задержкой в выплате зарплаты я не столкнулась.

Рейс

Перед отправкой в длинный путь проводнику нужно принять смену. Вместе со сдающей бригадой я и мой напарник должны пересчитать весь инвентарь. Количество матрацев и подушек, ведер, веников, совков, а также проверить наличие всех стаканов, подстаканников и ложек; осмотреть котельное отделение и систему водоснабжения; принять чайную продукцию по накладной и гору мешков с чистым постельным бельем; убедиться в наличии всей поездной документации и сигнального инвентаря (флажки, фонарики, петарды); проверить пломбы на целостность; снабдить вагон углем и водой.  Все это необходимо успеть за определенное количество времени перед отправкой состава на вокзал.

В пути следования, по просторам России доводилось многое увидеть и пережить. Самое частое, с чем приходилось сталкиваться — пьяный дебош. Я как проводник плацкартного вагона на такие концерты насмотрелась вдоволь. Радует, что большая часть пассажиров все же нормальные, доброжелательные люди. В разных городах нашей страны, благодаря профессии, появились знакомые и друзья.

Передышка перед посадкой.

Отрицательные моменты

Бывали в практике и достаточно печальные случаи, например, суицид. Некоторые граждане, следуя примеру Анны Карениной, создают массу проблем. После экстренной остановки поезда мне как проводнику хвостового вагона приходится идти за километр для установки сигнальных петард на рельсы. В зимнее время года это не самое лучшее занятие. К тому же задержка поезда приводит к возмущению пассажиров и огромной потере средств за каждую минуту простоя.  Так же в вагонах старого типа в зимний период есть наболевшая проблема — туалет. Вооружившись грелкой с кипятком и ломом, я, дрожа от холода, отбиваю и отогреваю гениальное изобретение почти на каждой крупной станции замерзшей страны.  И это далеко не все «прелести» нашей работы.

Зарплата

Самый приятный момент в любой работе. Железная дорога достойно оплачивает труд и не имеет привычки задерживать своевременные выплаты.  Средний доход проводника колеблется в районе 25 тысяч. Очень многое зависит от сезона и количества отработанных часов. Так же имеет значение, в какое время суток вы были на смене. Ночные часы оплачиваются дороже. Мы с напарником разделили сутки в равных частях: с 3 ночи до 15 дня — моя смена.

В зависимости от района трудоустройства доплачиваются северные надбавки.  Еще очень важную роль играют ревизоры: найденные ими недочеты отрицательно влияют на зарплату. Пропавший инвентарь тоже будет вычтен из вашей суммы.

Перспективы

При желании работать и продвигаться по карьерной лестнице, у вас есть хорошие шансы стать начальником поезда. Высшее образование и работа на разных участках ЖД сообщения — достаточные составляющие для роста.

Зарплата так же получает повышение, как и список новых обязанностей.

История возникновения колледжа

Свое начало учебное заведение берет в 1922 году. Именно тогда на базе мастерских Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги начала работу Минская школа ученичества. Она готовила столяров и слесарей, позже — помощников машиниста. С 1940 года его переименовали в железнодорожное училище номер один. С шестидесятых годов здесь начали обучать девушек специальностям «проводник», «кассир билетный».

В семидесятые годы учащиеся принимали активное участие в стройотрядовском движении. С их помощью прокладывали новые ветки железной дороги на территории Беларуси.

С 1997 года в училище появляется отделение средне-специального образования. С 2007 года его преобразовывают в колледж. С 2004 года железнодорожному колледжу в Минске присвоено имя Е. П. Юшкевича, бывшего руководителя железной дороги Республики Беларусь, имеющего ряд трудовых заслуг.

Каждый год заканчивают обучение около 60 помощников машиниста, 150 проводников пассажирских вагонов, билетных кассиров, более 50 техников-электромехаников, техников-путейцев. Также колледж выпускает осмотрщиков-ремонтников вагонов, поездных электромехаников, слесарей подвижного состава, слесарей.

Должностные обязанности проводника

Проводник пассажирского поезда это профессия, которая требует внимательности и ответственности. Проводник не просто обеспечивает пассажирам комфортный проезд, он отвечает за их безопасность, поэтому в определенном смысле ему нужно обладать задатками психолога и даже полицейского детектива. Проводник пассажирского поезда обязан:

  1. Контролировать посадку и высадку пассажиров, проверяя при этом билеты и документы,
  2. Предоставлять пассажирам информацию о том, что поезд прибыл в пункт назначения,
  3. Обеспечивать соответствующее нормам санитарное состояние вагона (на практике это означает, что он должен убирать в купе и туалетах),
  4. Предлагать пассажирам чай и другие безалкогольные напитки,
  5. Предоставлять постельное белье,
  6. Обеспечивать порядок в вагоне, в том числе улаживать конфликтные ситуации,
  7. При посадке пассажиров не только проверять наличие документов, но и внимательно их осматривать на предмет исправлений, потертостей, каких-то подозрительных несоответствий. И если что-то проводника в этом смущает, он должен сообщить начальнику поезда. Так же, как и о посадке пассажиров на станции, которая не соответствует той, что указана в билете. Конечно, бывает так, что пассажир догоняет поезд на такси, но в целом ради безопасности это без внимания не оставляют,
  8. Проверять, все ли пассажиры заняли свои места при отправлении поезда,
  9. При посадке в вагон наблюдать за пассажирами выявлять тех, чье поведение говорит о неуравновешенности, возбужденности, «заторможенности» действий. Обо всем, что покажется странным, надо незамедлительно докладывать начальнику поезда – это тоже делается ради всеобщей безопасности, поскольку в вагоне может оказаться человек с серьезными психическими отклонениями, с опасным вирусным заболеванием, наконец, нельзя исключать угрозу террористической атаки.

Бывает, что проводник выступает кем-то вроде профессионального гида, поскольку ему нужно отвечать на вопросы относительно станций, на которых будет останавливаться поезд, рек или каких-то достопримечательностей, мимо которых проезжает состав. При этом навыки психолога особенно актуальны для дальних поездок, когда пассажирам тяжело проводить много времени в пути, и они хотят общения – некоторые могут приходить с этим именно к проводнику.

Другие профессии: О средней зарплате педиатра

Одним из недостатков профессии является то, что в пути могут случаться любые непредвиденные обстоятельства, и при этом именно этому человеку приходится принимать решение, что делать в том или ином случае.

https://youtube.com/watch?v=3KTXbjefN7Q

Выручка на подземных магистралях

Заработок водителя электропоезда в метро зависит от таких условий:

  • квалификационный уровень;
  • стаж работы по специальности;
  • количество ночных смен;
  • количество рабочего времени;
  • поощрительные премии – до 45% от оклада.

В России построено всего 7 метрополитенов. Средняя выручка машинистов – 46000 руб. ($688).

  • в Москве они получают около 65000 ($974);
  • в Северной столице – 52000 ($778);
  • в других городах – от 20000 ($299) до 45000 ($673).

За работу во вредных для здоровья условиях, специалисты получают существенные надбавки.

Прибыли работников на спецтехнике

В различных областях экономики заняты операторы сложных машин.

В сравнительной таблице показаны доходы профессионалов в двух странах:

Машинист Россия Украина
RUB USD UAH USD
экскаватора 57000 853 16000 572
бульдозера 69000 1033 24300 869
автогрейдера 76760 1148 15114 540
башенного крана 35000 524 12000 429
земснаряда 76500 1145 85733 3066

Работники, освоившие управление разных агрегатов, получают:

  • автокран – 80000 руб. ($1197);
  • кран – 45000 ($673);
  • мостовой кран – 34000 ($509);
  • трелевочная машина – 44000 ($658);
  • спецтехника – 68000 ($1018);
  • тепловоз – от 30000 ($449) до 61000 ($913);
  • буровая установка – 64700 ($968);
  • аппаратура котельной – до 60000 ($898);
  • трубоукладчик – 76670 ($1147);
  • каток – 78335 ($1172).

Больше всех зарабатывают машинисты экскаваторов в Алдане – 80000 руб. ($1197) в месяц.

Доходы в странах Содружества

Средняя зарплата машиниста в Киеве составляет 25000 грн ($894).

Специалисты в областях получают:

  • Кировоградская обл. – 27000 грн ($965);
  • Ровенская – 22000 ($787);
  • Киевская – 16670 ($596);
  • Волынская – 15000 ($536);
  • Николаевская – 11670 ($417).

Профессионалы на спецмашинах зарабатывают:

  • машинист экструдера – 12000 грн ($429);
  • / фронтального погрузчика – 30000 ($1073);
  • / погрузчика – 29500 ($1055).

В таблице показаны доходы специалистов в странах СНГ:

Начальный Максимальный Средний
В нац. валюте $ В нац. валюте $ В нац. валюте $
Россия, RUB 26000 389 90000 1347 52000 778
Казахстан, KZT 100600 269 320000 862 176000 474
Украина, UAH 4000 143 57000 2038 10000 358
Беларусь, BYN 300 141 2963 1388 740 347

Оплата труда в зарубежных странах

Машинист электропоезда в Германии зарабатывает от 3000 евро, а в США – до $5000/месяц.

За пассажирские перевозки в метро американские специалисты получают:

  • минимум $79000/год;
  • в среднем $87810;
  • максимум $96100.

В зависимости от полученной прибыли, профессионалы платят от 0 до 35% налогов. Сравните заработки машинистов с окладами их руководства в разных странах:

Германия Канада США Украина
В грн $
Председатель правления 8500 16000 12500 463000 18520
Член правления 7100 8500 9500 415000 16650
Начальник департамента 5700 6100 5000 114000 4560
Машинист локомотива 3000 8300 5000 11200 448

Курсы проводников пассажирских вагонов

Курсы – это самый быстрый способ овладения профессией проводника. Поступающим может быть любой гражданин – мужчина или женщина. Экзамены при поступлении на курсы не сдают, нет высоких требований к образованию поступающего, достаточно лишь иметь аттестат об окончании 9 классов. Есть некоторые требования по здоровью – хорошее зрение и слух, отсутствие некоторых хронических заболеваний.

Чтобы пойти учиться на курсы проводника поезда, важно не упустить момент и вовремя подать документы на поступление – набор на занятия, как правило, осуществляется не круглый год, а в определенный период, например, с сентября по декабрь. Средняя продолжительность курсов проводников пассажирских вагонов – 1,5-2 месяца

Занятия можно совмещать с другой работой, но только если у вас вечерние или ночные смены, поскольку учеба на курсах идет почти каждый день. И обычно – это время с утра и до вечера

Средняя продолжительность курсов проводников пассажирских вагонов – 1,5-2 месяца. Занятия можно совмещать с другой работой, но только если у вас вечерние или ночные смены, поскольку учеба на курсах идет почти каждый день. И обычно – это время с утра и до вечера.

Со стороны пассажиров, работа проводника пассажирских вагонов кажется весьма простой и не требующей серьезного багажа знаний. На самом же деле сотрудников железной дороги, которым предстоит обслуживать пассажиров вагонов поезда, предстоит узнать очень многое.

Именно проводник отвечает за чистые туалеты, постельные принадлежности, проверяет исправность электрооборудования, бойлеров, множественных датчиков. Проводник также несет материальную ответственность. Всему этому и учат на курсах.

Также в процессе учебы осваиваются:

  • Правила трудового распорядка, требования по эксплуатации оборудования вагона;
  • Правила обслуживания пассажиров, приемы и методы решения конфликтов;
  • Правила техники безопасности, охраны труда.

Само собой, что на курсах проводников студенты проходят инструктаж, стажировку, готовятся к тестированию и сдают экзамены. Без этого допуск к работе не получить.

Наиболее распространенные варианты – это официальные курсы РЖД. Такие есть у ФПК и учебного . Учеба в данных образовательных центрах идет в соответствии со всеми требованиями, программа занятий стандартизирована и учитывает все, что необходимо знать будущим проводникам.

Несмотря на то, что существуют и платные курсы, стоимость обучения на проводника может быть абсолютно бесплатной. В некоторых случаях студенты даже могут претендовать на стипендию

Чтобы не платить за обучение, важно обращаться в официальные представительства учебных центров РЖД

Овладеть профессией частично можно и дистанционно, но только в области теоретических знаний. Практические навыки получить дистанционно не получится и при обучении с нуля нужно посещать занятия очно.

Теоретически, минимальный возраст для записи на курсы ничем не ограничен, но для трудоустройства на работу вам должно быть не менее 18 лет. Таким образом, вы можете записаться на курсы, достигнув 17 лет, но к моменту окончания занятий вам должно исполниться 18, иначе допуск к работе вы получить не сможете. Максимальный же возраст для записи на курсы не ограничен. Так что поступить на занятия можно как в 17, так и 30 или даже в 50 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector