Работа в министерствах российской федерации: условия, как устроиться, пройти тесты и собеседование

Содержание:

Нормативное регулирование

Для поступления на госслужбу необходимо изучить разные нормативные акты, имеющие отношение к этой сфере деятельности. Процесс трудоустройства значительно отличается от заключения трудового договора с директором коммерческой организации. Предварительно придется проходить специальный конкурс, целью которого выступает оценка профессиональных качеств соискателя, а также определяются его достижения на прошлых местах работы.

Основные требования и правила трудоустройства приводятся в следующих нормативных актах:

  • ФЗ №79, который утвержден Указом Президента №112 и содержит основные требования к лицам, которые желают поступить на госслужбу, а также приводится точная процедура проведения конкурса и принятия на работу;
  • Указ Президента №96, включающий сведения о кадровом резерве;
  • ПП №397, которое утверждает методику, на основании которой проводятся конкурсы для найма специалистов на замещение вакантных должностей;
  • Приказ Минобрнауки №23н, на основании которого утвержден порядок формирования конкурсной комиссии;
  • Приказ Минобрнауки №54н, содержащий положения о кадровом резерве.

Внимание! Перед подачей документации на трудоустройство необходимо хорошо изучить данные нормативные акты, поскольку эти знания будут проверяться во время тестирования и собеседования.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу на госслужбу?

Порядку поступления на госслужбу посвящена 4 глава Закона № 79-ФЗ. Согласно 21 статье данного закона право трудоустройства на государственную службу имеют граждане России, достигшие 18-ти лет, владеющие русским языком, при их соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к желаемой должности.

В общем порядке трудоустройство на госслужбу возможно через конкурс, в ходе которого соискатель на государственную должность, проходит собеседование для оценки его профессиональной компетенции и соответствия квалификационным требованиям будущим руководством.

портал Управленческих кадров

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Отметим, что примерно 40% от всех участников конкурса «Лидеры России» — это как раз сотрудники госорганов, которые или по личной инициативе стремятся показать себя, или получают установку сверху, что для повышения им надо пройти хотя бы успешно пройти тесты Лидеры России и попасть в полуфинал, а лучше – в финал конкурса. Чаще всего, ориентиром и показателем «профпригодности» для госслужащего является даже не победа, а попадание в финал конкурса «Лидеры России» — это уже значительное достижение, потому что отбор финалистов достаточно жесткий и включает 5 этапов тестирования и 2 дня очных отборочных упражнений. Но, повторимся, это кратчайший и самый «простой» путь построения карьеры в правительстве любого уровня или в министерствах.

В 2020 году был дан старт отдельному конкурсу «Лидеры России.Политика». Этот конкурс создан для того, чтобы выявить перспективных кандидатов для работы в органах местного и федерального управления и законотворчества. Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то вам стоит опробовать и этот путь. Читайте о нем в нашей статье Лидеры России.Политика: новый конкурс платформы «Россия – страна возможностей»

Рекомендуем прочитать весь цикл статей, которые мы написали о конкурсе «Лидеры России». Первая статья — об истории Ирины Кугуеловой, совладельца нашего ресурса. Она стала победителем конкурса в сентябре 2020 года. Ее наставником является заместитель министра финансов РФ Котюков М.М. В настоящее время (май 2021) Ирина уже работает в проектах НИФИ — подведомственной организации МинФина. Общение с представителями МинФина и наставником идет довольно плотное.

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Очень часто на работу в министерства приглашают людей, которые показали себя успешными в своей деятельности в бизнесе или общественной работе. По этому параметру данный путь устройства на госслужбу похож на путь через конкурс «Лидеры России». Главное — засветиться на достаточно высоком уровне.

Отправить анкету на замещение вакансии в министерстве

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там. 

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Порядок проведения конкурса на государственную гражданскую службу

Прохождение государственной гражданской службы требует определенных навыков и уровня знаний. Поэтому его суть заключается в оценке профессиональных качеств, квалификационного уровня и личностных характеристик претендента на работу в государственной структуре. Оценивание состоит из двух этапов.

Первый этап

Первый этап носит подготовительно-ознакомительный характер. Он начинается с того, что на сайте ведомства, которое намеревается провести набор сотрудников, размещается объявление о предстоящем испытании. Это информационное сообщение должно содержать следующую информацию:

  • наименование вакантной должности;
  • требования к кандидатам;
  • условия работы;
  • список необходимых документов;
  • место и сроки их предоставления;
  • дата проведения испытаний;
  • другая необходимая информация.

Текст объявления

В указанные сроки кандидаты должны предоставить необходимые документы. После чего организаторами будет проверена достоверность переданных сведений.

Второй этап

На втором этапе проводится непосредственно сам конкурс. Для этого ведомством, набирающим сотрудников, создается специальная комиссия, которая изучает сведения о кандидатах, а также проводит различные оценочные мероприятия. Среди них, например, могут быть:

  • индивидуальное собеседование;
  • анкетирование;
  • написание реферата;
  • групповые дискуссии;
  • тестирование.

В чем заключается работа госслужащих?

Работа госслужащим подразумевает большое количество должностей в разных отделах и департаментах государственных органов Там работают руководители отделов, советники, помощники руководителя, специалисты в различных областях.

Государственная служба делится на:

  1. Федеральную государственную гражданскую службу. Сотрудники, которые несут службу в федеральных органах власти и получают зарплату из федерального бюджета.
  2. Региональную государственную гражданскую службу. Госслужащие, занятые в органах власти субъектов РФ. Они обычно получают зарплату из регионального бюджета, в отдельных случаях из федерального.

Суть государственной службы – работа на благо отечества и сограждан

Понятие госслужбы

Она представлена профессиональной деятельностью россиян, работа которых направлена на исполнение функций и полномочий госорганов. Особенностью такой работы выступает крупный масштаб, поскольку специалисты должны удовлетворять запросы и интересы населения. Дополнительно решаются задачи, которые государство ставит перед крупными отраслями, представленными здравоохранением, образованием или иными направлениями.

Работники госорганов реализуют крупные и интересные проекты, что позволяет им расти в личностном и профессиональном плане. Такие условия не предлагаются даже самыми крупными коммерческими организациями. Устроиться на работу в государственное учреждение могут люди различных профессий, поэтому здесь трудятся финансисты, врачи, юристы и даже инженеры.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

Как пишут сами госслужащие из министерств, новичков долго учат перед тем, как направить на ответственные участки. Все понимают, что сначала требуется наработать опыт и понять основные правила работы. К кандидатам предъявляются следующие основные:

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Что спрашивает комиссия гос службы и как оценивает

Комиссия напоминает гос экзамен. Перед тобой сидит 6-10 человек (от зам руководителя до юриста). Перед тобой нет никаких шпаргалок или диплома, куда можно подсмотреть.

Ты садишься напротив, комиссия просматривает твою анкету и задает вопросы. Вопросы так же идут про гос службу, про учебу, предыдущую работу. Длится комиссия от 10 минут и до 1 часа. Конечно если вы идете без опыта работы, у вас только спросят основные понятия и понимание куда вы собрались устраиваться.

Если же вы работали по аналогичной тематике — то вопросы будут касаться уже вашей компетенции и знаний конкретно по работе.

Моя первая комиссия проходила ужасно — зам руководителя не знал, что у него вообще есть должности на среднее образование, поэтому сначала она отчитала представителя отдела кадров, который допустил ошибку и принял меня. Потом меня. Колледж я заканчивала при академии, и мало того что мне говорили зачем я пришла, меня еще и отчитали, что диплом у меня купленный — так как от академии быть не может.

В итоге за меня вступился юрист, но само окончание процесса далось очень тяжело, так как весь боевой настрой и такое отношение просто сбило все напрочь.

Порядок поступления на гражданскую службу

  1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
  2. Конкурс не проводится:
    1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
    2. при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
    3. при заключении срочного служебного контракта;
    4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
    5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
  3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
  4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
  5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
  6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
  8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
  9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.
  10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
  11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Этапы поступления на госслужбу

1 этап — подготовка документов. Вам необходимо собрать неслабую пачку документов. В объявлении они также указываются, обычно это медицинская справка о возможности поступления на государственную службу, справка из УВД об отсутствии судимости, справка о предоставлении доходов в налоговую, копия паспорта и документа, подтверждающего профессиональное образование (подлинники предъявляются лично), а также фотографии размером 3 на 4.

Когда пакет документов будет готов — обращайтесь в учреждение, которое объявило конкурс. Вам нужно будет написать заявление о поступлении и заполнить анкету (возможно, ее придется взять домой и прийти еще раз — некоторые пункты довольно заковыристые. Приготовьтесь записывать номер ИНН и пенсионного свидетельства).

3 этап  — очный конкурс. Может проводиться тест на знание этих же законов + собеседование — кто вы и откуда, чем занимались, почему решили устроиться именно сюда и так далее. После этого вам в течение месяца (обычно раньше) сообщат результаты.

Как проходит собеседование

Собеседование проходит примерно через полтора месяца со дня публикации вакансии. Это и есть конкурс на вакансию, а все предыдущие этапы были только подготовкой.

Место и время собеседования сообщают каждому кандидату в бумажном письме. Мне письмо пришло 21 марта, а собеседование было 6 апреля. Напомню, что вакансию я нашла 12 февраля.

Все участники приезжают в назначенный день и время, обычно к 10 утра. Собеседует конкурсная комиссия. В нее входит начальник госоргана (он же председатель комиссии), начальник отдела, где открыта вакансия, кадровики, юристы, специалисты отдела. На моем собеседовании было 8 человек и секретарь, который вел конспект.

Председатель вызывает участников по списку. Приглашают в кабинет, закрывают дверь, предлагают место за общим с комиссией столом и задают вопросы.

Меня попросили кратко рассказать о себе — как в анкете: имя, возраст, семейное положение, образование. Спросили про предыдущее место работы: что за организация, что я там делала, почему ушла. Уточнили, почему хочу в загс, как я вижу должностные обязанности. Попросили перечислить 3—5 качеств, которые помогут мне быть хорошим госслужащим, и обосновать это

Спросили, что ценного я могу сделать в роли госслужащего, чего хочу сделать большого и важного в жизни

Я рассказала о том, как уже участвовала в похожем отборе — это был квалификационный экзамен на статус помощника адвоката. Стала самым молодым членом Палаты адвокатов Нижегородской области. Комиссию это впечатлило, они довольно покивали.

Из личных качеств назвала ответственность, организованность и стремление развиваться. Госслужащий не только выполняет распоряжения и поручения, но и отслеживает ошибки, неточности и нерабочие части системы. Если кадровый отдел плохо набирает сотрудников и они постоянно увольняются, нужно найти и устранить причину, а не штамповать конкурсы и отборы. Мне кажется, что с этими качествами я могу увидеть проблему, указать на нее, придумать решение и в целом улучшить и упростить работу загса. Все это я рассказала комиссии.

На собеседовании я волновалась, как и на любом другом, где много разных незнакомых людей задают личные вопросы. Другие кандидаты — все девушки — тоже заметно нервничали. Чувствовалось предэкзаменационное напряжение. Выходивших расспрашивали, что было, — девушки рассказывали, пока собирались, и уходили. Ждать было нечего, поэтому я тоже уехала сразу после собеседования. Итоги сообщили через 4 дня заказным письмом.

Виды государственной службы

Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.

Также выделяют:

  • гражданскую;
  • военную;
  • правоохранительную службы.

Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.

Классификация органов госслужбы

Государственная гражданская служба

Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.

Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.

Государственная военная служба

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.

Государственная федеральная служба

Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.

Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.

Государственная правоохранительная служба

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.

Как оценить результаты

В различных органах власти утверждены отраслевые методики проведения конкурсов, включая собеседования на госслужбу, заключающиеся в ответах (данных устно). Методики по отраслям также предусматривают варианты подготовки и оценки интервью. Так, например, опросники в Минфине готовятся в соответствии с должностным функционалом и оцениваются по балльной системе.

Результат индивидуальной беседы подлежит оценке конкурсной комиссией:

  • 10 баллов, когда претендент пошагово полностью раскрывает суть темы, корректно использует терминологию, в процессе дискуссии проявляет достаточную активность, демонстрирует высокие профессиональные знания в заявленной сфере, способности к аналитике, аргументированному отстаиванию своей позиции и способности к деловым переговорам, принятию решений;
  • 8 баллов, когда претендент пошагово полностью раскрывает суть темы, корректно использует терминологию, но допускает незначительные ошибки, в процессе дискуссии проявляет достаточную активность, демонстрирует высокие профессиональные знания в заявленной сфере, способности к аналитике, аргументированному отстаиванию своей позиции и способности к деловым переговорам, принятию решений;
  • 6 баллов, когда претендент пошагово, но не полностью раскрывает суть темы, не всегда корректно использует терминологию, допускает незначительные ошибки, в процессе дискуссии неактивен, демонстрирует средние профессиональные знания в заявленной сфере, средние способности к аналитике, средние способности к аргументированному отстаиванию своей позиции и ведению деловых переговоров;
  • 0 баллов, когда претендент не сумел раскрыть суть темы, неправильно применяет основные понятия и термины, допускает глобальные неточности и ошибки, в процессе дискуссии неактивен, имеет низкий уровень профессиональных знаний в заявленной области и аналитических способностей, отсутствие навыков способности к аргументированному отстаиванию своей позиции и ведению деловых переговоров.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector