Как сдать огэ по географии
Содержание:
Сколько времени нужно на подготовку
Если школьник регулярно посещает уроки и имеет по географии отметку «4», ОГЭ не представит для него никакой трудности. Некоторые мои ученики уже в сентябре пишут пробное ОГЭ на «хорошо» и почти «отлично». С такими ребятами я занимаюсь дополнительно только в мае.
Бывает, что ученика совсем не увлекает учёба и в школе он находится в школе «в фоновом режиме». Даже в таком случае реально сдать ОГЭ на «тройку». Подготовка займёт месяца 4–5, то есть начинать нужно уже в феврале.
Успешный школьник может подготовиться к экзамену самостоятельно, при этом полезно будет взять хотя бы одну консультацию у преподавателя. Опытный учитель подскажет, какими атласами нужно пользоваться при выполнении того или иного задания, чтобы не тратить время на долгие поиски информации.
Как сдать
ОГЭ по географии в 9 классе длится всего 150 минут (два с половиной часа). За это время необходимо выполнить 30 заданий, из которых 27 предполагают краткий ответ. По разделам географической науки они распределены так:
- география России – 13 вопросов;
- источники географической информации – 7;
- природа Земли и человек – 6;
- геоэкология и природопользование – 2;
- страны и народы, океаны и материки – 2.
Школьнику разрешают использовать во время экзамена географические атласы разных издательств за 7-9 классы, непрограммируемый калькулятор и линейку. Что касается дополнительных материалов, то здесь иногда могут возникать недоразумения с организаторами, которые пытаются запретить пользоваться слишком полными атласами. Нормативно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому учащемуся нужно отстаивать свои права.
География Кодификатор ОГЭ
Государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
География Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения ГИА по ГЕОГРАФИИ
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы, ссылки на конспекты уроков и тесты.
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена | |
1.1 | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) | Конспект 1, Конспект 2,Конспект 3,Конспект 4 |
1.2 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | КОНСПЕКТ |
2.1 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | Конспект 1, Конспект 2 |
2.2 | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка |
Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3, Конспект 4 |
2.3 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли | Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3 |
2.4 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3 |
2.5 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов | КОНСПЕКТ |
2.6 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные | Конспект 1, Конспект 2 |
3.1 | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле | КОНСПЕКТ |
3.2 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы | КОНСПЕКТ |
3.3 | Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы | КОНСПЕКТ |
4.1 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу | Конспект 1,Конспект 2 |
4.2 | Основные типы природопользования | КОНСПЕКТ |
4.3 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере | КОНСПЕКТ |
5.1 | Особенности географического положения России | КОНСПЕКТ |
5.1.1 | Территория и акватория, морские и сухопутные границы | КОНСПЕКТ |
5.1.2 | Часовые пояса | КОНСПЕКТ |
5.1.3 | Административно-территориальное устройство России | КОНСПЕКТ |
5.2 | Природа России | |
5.2.1 | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | КОНСПЕКТ |
5.2.2 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота | КОНСПЕКТ |
5.2.3 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны | КОНСПЕКТ |
5.2.4 | Природно-хозяйственные различия морей России | КОНСПЕКТ |
5.2.5 | Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв | КОНСПЕКТ |
5.2.6 | Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность | Конспект 1, Конспект 2. |
5.3 | Население России | |
5.3.1 | Численность, естественное движение населения | КОНСПЕКТ |
5.3.2 | Половой и возрастной состав населения | КОНСПЕКТ |
5.3.3 | Размещение населения. Основная полоса расселения | КОНСПЕКТ |
5.3.4 | Направления и типы миграции | КОНСПЕКТ |
5.3.5 | Народы и основные религии России | КОНСПЕКТ |
5.3.6 | Городское и сельское население. Крупнейшие города | КОНСПЕКТ |
5.4 | Хозяйство России | |
5.4.1 | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России | КОНСПЕКТ |
5.4.2 | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов | КОНСПЕКТ |
5.4.3 | География отраслей промышленности | Конспект 1,Конспект 2,Конспект 3 |
5.4.4 | География сельского хозяйства | КОНСПЕКТ |
5.4.5 | География важнейших видов транспорта | КОНСПЕКТ |
5.5 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал | КОНСПЕКТ |
5.6 | Россия в современном мире | КОНСПЕКТ |
География Кодификатор ОГЭ элементов содержания
Самостоятельная подготовка к ОГЭ по географии в 9 классе
Как готовиться к ОГЭ по географии? Самый бюджетный вариант — своими силами. Вот что понадобится, если вы не планируете тратиться на репетитора или курсы.
Изучите ФИПИ
Для начала откройте сайт ФИПИ и прочтите все документы, которые там представлены. Там можно найти демоверсию экзамена текущего года, актуальную спецификацию и классификатор.
Демоверсия — это образец варианта ОГЭ. Обязательно начните подготовку к ОГЭ по географии в 9 классе с решения демонстрационного варианта экзамена — так вы поймёте, какие темы нужно знать и к какому формату заданий надо готовиться. Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. А кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется.
Структура ОГЭ-2020 по географии
Готовьтесь блоками
Рекомендуем разделить подготовку к ОГЭ по географии на части. Сначала изучайте теорию по конкретной теме, потом решайте отдельные задания, анализируйте ошибки и переходите к следующей теме. Через некоторое время каждый блок нужно повторять — иначе теория забудется, и вы допустите те же ошибки.
Учите карты
Чтобы успешно сдать ОГЭ по географии в 9 классе, нужно выучить и карту мира, и карту России. Как физическую, так и политическую. Вы должны не путать столицы и страны, знать, где что находится. Как ни странно, здесь часто теряют баллы
Времени на то, чтобы искать республику Татарстан 20 минут не будет, поэтому важно свободно ориентироваться на карте. Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом — используйте их при подготовке к ОГЭ по географии
Прорабатывайте сложности
При подготовке к ОГЭ по географии уделите внимание географической терминологии, природным процессам и явлениям, а также экономической географии и физико-географическим понятиям. Нужно анализировать графики и таблицы, уметь вычислять масштаб по карте, определять местоположение объекта по широте и долготе, строить поперечный профиль рельефа.
Пишите пробники
Как подготовиться к ОГЭ по географии? Пишите пробные экзамены и решайте экзаменационные варианты — как можно больше. Нужно натаскивать себя на формат. Засекайте время, которое уходит на выполнение заданий во время подготовки, чтобы точно успеть выполнить все задания на реальном экзамене.
В каком порядке выполнять задания
На ОГЭ по географии следует хотя бы примерно ориентироваться в карте страны. Экзамен не предполагает, что ученик будет выискивать Валдай или Республику Татарстан в течение 15 минут. Советую выбирать стратегию работы на экзамене в зависимости от уровня владения картой.
Если школьник легко ориентируется в географии России, то лучше выполнять задания по порядку. Такому выпускнику будет несложно, например, выбрать из перечня страну, с которой Россия граничит на море и на суше.
Если с картой проблема, то стоит пропустить задания подобного типа. К ним можно будет вернуться, если останется время. Лучше сосредоточиться на заданиях 8–21, в которых вся необходимая информация содержится в вопросе и пояснении к нему.
Оценивание работ
Максимум, который может набрать школьник на экзамене по географии – 31 балл. Распределение заданий КИМ по уровням сложности приведено в таблице ниже.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного балла |
---|---|---|---|
Базовый | 15 | 15 | 48,4 |
Повышенный | 13 | 14 | 45,1 |
Высокий | 2 | 2 | 6,5 |
Итого | 30 | 31 | 100 |
Все задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл и проверяются автоматизированной системой. Задания 28 и 29, предполагающие развернутый ответ, также приносят 1 пункт, а за выполнение упражнения 12 можно получить от 0 до 2 баллов. Эти вопросы оцениваются экспертами по критериям. Так, ответ на №12 состоит из трех элементов, и максимальный балл дают за нахождение их всех. Если допущена ошибка, то оценка снижается.
Первичные баллы переводятся в стандартные отметки по специальной шкале.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0-11 | 2 |
12-18 | 3 |
19-25 | 4 |
26-31 | 5 |
Для получения удовлетворительной оценки достаточно набрать всего 12 баллов. Для зачисления в профильный класс, согласно рекомендациям ФИПИ, требуется набрать не меньше 23.
Специалисты шутят, что ОГЭ по географии проверяет не столько знание предмета, сколько умение пользоваться картами. В этом утверждении есть доля истины. Однако основательное знание географии потребуется для поступления на довольно узкий перечень специальностей в вузах: экология и природопользование, геоинформатика и картография, гидрометеорология, геология. Поэтому углубленно изучать эту дисциплину рекомендуют тем школьникам, которые планируют связать свое будущее с одной из этих профессий.
Какие материалы лучше использовать
ОГЭ практически не содержит заданий, которые бы проверяли знания географии. На экзамене нужно показать, что ученик умеет пользоваться атласом. Поэтому штудировать учебники бессмысленно, нужно разбирать задания прошлых лет с сайта ФИПИ.
Для выполнения первых 12-ти заданий пригодятся атласы
Важно помнить, что в атласе за 7 класс содержатся карты мира, материков и океанов, атлас за 8 класс посвящён природе, а за 9 класс — экономике России. Если школьник растерялся, нужную карту можно найти с помощью оглавления.
Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом. В остальных заданиях необходимая информация дана в условии.
Как выполнять задания
Рассмотрим задание 4 из демоварианта. Нужно определить, в каком регионе снежные лавины представляют особую угрозу. В первую очередь обратимся к здравому смыслу и сообразим, что для схода лавин нужны горы и снег. Теперь с помощью карты осадков, физической и административной карты России определяем, что самые высокие горы и снегопады встречаются в Алании — ответ № 2.
Пример задания № 4 из демоварианта 2019 года
Задания 10 и 11 выполняются на основе предложенной метеорологической карты. Школьнику нужно знать, что буквой «Н» обозначают циклон, а «В» — антициклон. Остальные условные обозначения подписаны, например, выпуклости — тёплый атмосферный фронт, зазубринки — холодный.
Пример метеорологической карты к заданиям 10 и 11
Предположим, в задании 10 требуется определить, какой из городов (Новороссийск, Салехард, Тюмень или Благовещенск) находится в зоне действия циклона. На карте чётко видно, что тёплый атмосферный фронт подошёл вплотную к Благовещенску. Остальные города расположены слишком далеко от зоны циклона.
Пример задания 11 из демоварианта 2019 года
Поскольку на Благовещенск надвигается тёплый атмосферный фронт, этот город следует выбрать в качестве ответа на задание 11. Проверим другие варианты: к Петрозаводску подходит холодный фронт, а Элиста и Абакан расположены далеко от зоны действия циклона.
В задании 26 нужно знать, что чем глубже залегает порода, тем она древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. В данном примере верный ответ «2|1|3».
Пример задания 26 из демоварианта 2019 года
Вопрос, в котором пригодится географическое мышление, встретится в задании 27. Даны 4 точки, как правило, две на севере и две на юге. Необходимо разобраться, к какому городу относится климатограмма. Советую действовать по алгоритму:
1. Определяем, в каком полушарии находится искомый город. Если тепло в январе, а холодно в июле, значит, в южном, если наоборот — в северном.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
2. Смотрим, сколько выпадает осадков. Я предлагаю ученикам ориентироваться на показатель 600 мм в год для Москвы и сравнивать данные с этим количеством.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
В нашем примере самые тёплые месяцы обозначены буквой «и» — июнь и июль, значит, город в северном полушарии, отсекаем точки C и D. Число 760 указывает на количество осадков. В данном случае — не намного больше, чем в Москве, так что вряд ли город расположен у океана. Таким образом между A и B выбираем второй вариант, расположенный в глубине материка.