Как использовать музыку для развития мозга и памяти
Содержание:
- Что выяснили квантовые физики и Авиценна?
- Музыка помогающая сосредоточиться
- Главный миф музыкальной терапии
- «Эффект Моцарта»
- А если все таки просто слушать музыку?
- Польза музыки
- Можно ли лечить музыкой?
- Как повысить продуктивность работы
- Как музыка влияет на настроение и психику
- фоновая музыка для работы
- Как наш мозг воспринимает звуки
- Классическая музыка и концентрация внимания
- Музыка помогает отвлечься от шума на рабочем месте
- Интеллект и образование
- Вывод
Что выяснили квантовые физики и Авиценна?
Физики, изучающие наш мир на квантовом уровне, все больше убеждаются в том, что материальный мир, который включает и наши человеческие тела, – это вибрация на разном уровне. Музыка – это тоже вибрация, причем, определенным образом упорядоченная. Поэтому совершенно нет ничего странного в том, что музыкальная вибрация вступает во взаимодействие с вибрацией нашего организма. А какое именно она оказывает влияние – давайте разбираться.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом. Заметили, что музыка каким-то образом влияет на человека и пифагорейцы. Они пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. И свои занятия математикой они проводили под музыку, так как заметили, что с ней обучение идет эффективнее. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Музыка помогающая сосредоточиться
Занимаясь каким-то сложным делом, мы далеко не всегда можем полностью сконцентрировать на нем свое внимание. Музыка отлично поможет сбалансировать нервную систему
Таким образом, заострять долгое внимание на одном деле будет гораздо легче. Интеллект — сложная штука, и чтобы заставить его полноценно действовать, иногда нужно отвлекаться на творчество. Мелодии способны восстановить стимуляцию всего организма.
Во время звучания музыки, человеческий слух тут же ловит определенные звуковые вибрации, которые оказывают благотворное действие. Поэтому такую музыку нередко называют лечебной. Постепенно сменяющиеся ноты вдохновляют и позволяют придумывать гениальные идеи.
Достаточно побыть в таком спокойном состоянии полчаса, и вы обновите вашу способность заострять внимание на работе или другой важной деятельности. Слушать приятные музыкальные мотивы можно в неограниченном количестве, лишь бы хватало времени. Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память
Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется
Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память. Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется.
Главный миф музыкальной терапии
Одна из самых популярных спекулятивных теорий в области использования музыки для повышения результатов умственной деятельности — так называемый эффект Моцарта. Утверждают, что музыка Моцарта — жизнерадостная и позитивная — помогает решать задачи и учиться.
Судя по всему, это мнение породило исследование, опубликованное в журнале Nature, в котором ученые анализировали влияние музыки разного темпа и тональности на состояние обучающихся. Проблема в том, что участникам эксперимента давали слушать одну и ту же сонату Моцарта в более быстром или более медленном темпе, в миноре или мажоре. Результаты показали, что быстрая и жизнерадостная музыка лучше способствует решению пространственных задач. Ну а выбор был: Моцарт или Моцарт. Так что победил Моцарт. Возможно, музыка великого композитора действительно позитивно влияет на состояние и помогает настроиться, однако с говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» полностью опровергает красивую теорию. Скорее всего, это просто влияние позитивной мажорной музыки. Например, к таким выводам пришли организаторы исследования 2017 года.
«Эффект Моцарта»
В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:
- первая слушала музыку Моцарта,
- вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
- третья – проходила тест в тишине.
Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.
Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:
- 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
- В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
- В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.
О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.
А если все таки просто слушать музыку?
А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.
Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.
Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.
То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.
О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.
Взять, например, музыку Моцарта.
Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)
Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.
Талант Моцарта
Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.
Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.
Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.
Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.
Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.
Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.
Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.
Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.
Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.
Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.
Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».
Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!
Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.
Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)
Польза музыки
«Существует целое направление — музотерапия, или музыкотерапия. Это направление психотерапии, в рамках которого действительно было показано, что музыка может быть полезной для беременных женщин», — говорит Алексей Мелехин. Так, например, те дамы, которые ждут ребенка, но при этом отличаются беспокойством, а также чувствуют какие-то боли, схватки (такие еще называют «ложными»), изменения, особо нуждаются в прослушивании музыки, например, классической, приятной, легкой, релаксирующей. «Даже существуют специальные игрушки, которые кладут на живот беременной женщине. Они воспроизводят, например, теплый свет, могут проигрывать музыку, все это помогает убрать спазмы, обладает таким эффектом успокоения», — отмечает Мелехин.
Как говорит психоаналитик, в рамках целого ряда исследований было определено, что при прослушивании релаксирующей музыки (лаунж, джаз, классическая) происходит активация подкорковых структур, лимбической системы, эмоционального мозга. «С одной стороны, появляется ощущение легкости, а также было показано, что прослушивание музыки обладает очистительной функцией. Например, когда человек в течение дня не может выразить какие-то эмоции, а при прослушивании музыки они связываются. Хорошо таким методом бороться с тревожностью, раздражительностью», — отмечает Алексей Мелехин.
Положительным эффектом обладает и игра на инструменте, подчеркивает психоаналитик. Причем речь о разных музыкальных инструментах. «Это особенно помогает при выгорании, кроме того, прослушивание музыки помогает и при таких расстройствах, как тревожное расстройство, офисный синдром. Но единственное условие — это должна быть музыка без слов. Когда мы говорим про влияние музыки, имеем в виду в основном мелодии без слов», — говорит Алексей Мелехин.
Музыка со словами — это перегрузка. Классика воздействует на человека лучше, потому что музыка не должна нести чрезмерного возбуждения, подталкивания, эта музыка — спокойная и без слов — больше обладает миорелаксирущим эффектом.
Юрий Башмет: «Я отдаю свою энергию людям, но получаю в ответ их эмоции»
Подробнее
Можно ли лечить музыкой?
Мы выяснили, что воздействие музыки на систему удовольствия можно рассматривать как способ релаксации и снятия напряжения. Но это имеет кратковременный эффект, и если состояние человека инертно, то его хватит ненадолго. Но ученые постоянно совершенствуются и изобретают что-то новое.
Так, в 1991 году профессор Яков Левин разработал метод лечения нарушений сна, тревожно-депрессивных расстройств, хронического стресса с помощью прослушивания музыки, полученной путем преобразования собственной электроэнцефалограммы человека в музыкальные файлы. Он называл этот метод «музыкой мозга». Ее записывают с использованием специального оборудования: на голову пациента накладываются электроды, и в течение 5 минут производится запись ЭЭГ. В это время пациент находится в расслабленном состоянии с закрытыми глазами. Получается файл с «музыкой», которую играет вам ваш мозг. У кого-то это напоминает произведения Скрябина, Шнитке, у кого-то Моцарта. Яков Левин утверждает, что когда мозг «распознает» свои колебания, улучшается его функциональное состояние: нормализуются межполушарные взаимодействия, повышается выработка мелатонина – природного антиоксиданта, гормона сна.
Как повысить продуктивность работы
Если вы хотите повысить продуктивность, можно включить в наушниках энергичное произведение. Это может быть и не классика. Мозг начинает обрабатывать все звуки, которые поступают к нему от слуховых рецепторов. При этом человеку легче сосредоточиться на работе
Важно, чтобы в мозг поступали именно звуки музыки, а не сторонний шум
Если музыка настраивает на продуктивную работу, то посторонний шум вызывает стресс, снижает выработку гормона удовольствия дофамина. При шуме начинаются сбои в работе префронтальной коры мозга. Именно она отвечает за последовательные действия, внимательность, восприятие импульсов. Если же включить музыку, которая вам нравится, можно поднять настроение, успокоиться.
Выполнять монотонные действия на работе будет легче и продуктивнее, если заниматься этим под музыку. Как показывают наблюдения, в этом случае работается бодрее, веселее, а ошибок становится меньше, также растет производительность.
Как музыка влияет на настроение и психику
Ученые выяснили, что на человека оказывают влияние следующие факторы:
- звуки определенных музыкальных инструментов,
- традиционные мелодии,
- современные направления,
- психологический настрой человека,
- произведения определенных авторов,
- определенный жанр музыки.
На наше настроение не могут повлиять какие-то конкретные вещи или действия. Основополагающим фактором для настроения служит общая жизненная ситуация.
Также на настроения оказывают влияние события, слова, внутреннее состояние личности.
Настроение играет огромную роль в определении нашего мировосприятия. В плохом настроении мы видим мир в серых тонах, мрачным и негативным. Именно в таком пониженном тонусе мы обращаемся к любимым мелодиям.
При этом стоит иметь в виду, что разные жанры по-разному оказывают влияние на наше настроение. Сильный психологический эффект будут оказывать:
- музыкальный ритм,
- многообразие тональностей,
- частоты,
- громкость,
- дополнительные эффекты.
фоновая музыка для работы
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:18Фоновая музыка
для работы из дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:13Artego
Небо и земля (хорошая фоновая музыка для работы = -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:37Музыка для Офиса
музыка для работы в офисе,для работы, офисная музыка, фоновая музыка в офис -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:13Музыка для работы
Музыка для работы: фоновая музыка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:15:41Фоновая активная
Фоновая активная релакс музыка для работы, творчества -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:36Музыка для работы
Фоновая музыка — Захватывающий Воспоминания -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:01Музыка для работы
Вальяжный Фоновая музыка Работать дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:09Музыка для работы
Фоновая музыка, Живой чтение -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:29Музыка для работы
Гладкий; плавный (Фоновая музыка) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:29Музыка для работы
Фоновая музыка — Игривый Готовка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:05Музыка для работы
Фоновая музыка (Утонченный Спать) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:05Музыка для работы
Сноподобная (Фоновая музыка) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:52спокойная фоновая музыка для чтения
музыка для чтения и работы -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:01:56Красивая Гитарная Музыка, Шум Океанских Волн, Пение Птиц — Расслабляющая и Успокаивающая Музыка
Для работы как фоновая музыка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:55Fabrizio Paterlini
Summer Nights -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:01William Joseph
Amazing Grace -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:23Andrй Gagnon
Love Me Tender -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:50Kevin Kern
Fields of Gold -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
09:55Solar Fields
Landing Party -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:41Ludovico Einaudi
Fly НИФИГА НЕ Фоновая музыка для чтения и работы] -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
22:13Background music
музыка для работы в офисе или за компьютером, антистрессовая и поднятия настроения (Фоновая) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:15:41Valera V
Фоновая активная релакс музыка для работы, творчества -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:23Kevin Kern
Light Spirit -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:15:41Background music & Relax
Фоновая активная релакс музыка для работы, творчества -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:52Masaji Watanabe
Ancient way -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
09:05Solar Fields
Cruise -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:57William Joseph
Silent Night -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
12:37Solar Fields
Detection -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:15:41Неизвестен
Фоновая активная релакс музыка для работы, творчества . -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:10:40Carbon Based Lifeforms
World of Sleepers (psy chill set) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:29:24Сборник
Фоновая инструментальная музыка для работы и поднятия настроения -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:29:24Зона Комфорта
Фоновая инструментальная музыка для работы и поднятия настроения — YouTube -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
19:44Carbon Based Lifeforms
Betula Pendula -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
11:03Solar Fields
Discovering -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
12:21Solar Fields
Air Song -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:59Masaji Watanabe
Reminiscence -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:00Carbon Based Lifeforms
VLA -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:42Masaji Watanabe
Footsteps Of Winter -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:02Masaji Watanabe
In The Icy Rain -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:33Carbon Based Lifeforms
Inertia -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:51Музыка для кошек
Превосходно, Фоновая музыка Работа из дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:21Музыка для кошек
Рафинированное — Фоновая музыка Работа из дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:12Музыка для программирования
Знойный (Фоновая музыка) Работа из дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:48Музыка для обеда
Пузырчатый (Фоновая музыка) Работа из дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:46Музыка для вечеринок
Сверкающий Фоновая музыка Работа из дома -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:05ФОНОВАЯ
Музыка в машину для поездки на работу утром
1
Как наш мозг воспринимает звуки
Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.
Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.
Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.
Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.
А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).
Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).
Классическая музыка и концентрация внимания
Идеальным помощником человека для улучшения мышления и памяти, концентрации внимания считается классическая музыка. Ее благотворное влияние отмечается и на развитие интеллекта ребенка еще в раннем возрасте.
Ученые также выяснили, что если, например, водитель слушает за рулем музыку, воздействующую на левое полушарие мозга, то его внимательность значительно снижается. Музыка же, влияющая на правое полушарие, наоборот, помогает водителю сосредоточиться и более внимательно следить за дорогой. В данном примере показано воздействие медитативной и классической музыки на человека.
Если необходимо улучшить процесс запоминания информации, увеличить до максимума концентрацию внимания, то без всяких сомнений можно наслаждаться музыкой Моцарта и Гайдна, ведь их произведения отличаются особой мелодичностью и гармонией. Неоспоримо положительное влияние музыки на интеллект человека и мозг, при этом наблюдается значительное улучшение памяти и ускорение обучения.
Неврологи уверены в положительном влиянии классической музыки на концентрацию внимания, поэтому эта музыка идеально подходит для библиотечных читальных залов. Тихое звучание музыки дает возможность улучшить процесс запоминания и обработки информации, таким образом сокращается время для достижения желаемых результатов. Увеличить концентрацию внимания поможет музыка таких композиторов, как: Чайковский, Мендельсон, Дебюсси.
Из всего выше сказанного следует, что музыка эпохи барокко способствует запоминанию, благотворно влияет на внимание, а также на другие интеллектуальные процессы
Музыка помогает отвлечься от шума на рабочем месте
Исследование доктора рассматривает влияние музыки на производительность на рабочем месте.
В одном из открытий, в котором участвовали IT-специалисты, она обнаружила, что те, кто слушал музыку во время работы, выполняли задания гораздо быстрее и находили более удачные и творческие подходы к их выполнению, чем люди, работавшие без музыки, поскольку музыка поднимала им настроение.
Опять-таки, здесь мы видим улучшение настроения в качестве главного аргумента.
Если им некуда деваться чисто физически – например, спрятаться в отдельном кабинете, тогда наушники станут для них наилучшей альтернативой.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции
Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями
Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Экономика образования
Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Вывод
Для того чтобы музыка стала полезной для мозга, нужно выработать привычку ежедневно слушать классические произведения хотя бы 10-15 минут. Находиться под ее воздействием полезно взрослым и детям. При этом имеет значение темп, ритм, общее настроение произведения. Если одни мелодии будут успокаивать, умиротворять, то другие могут возбуждать, стимулировать к работе, повышать проводимость нервных импульсов. Выбирая, что послушать, нужно подумать над тем, какого именно результата вы хотите добиться.
Например, прослушивание Моцарта поможет повысить умственную деятельность, снизить влияние стресса. Дети под его музыку могут лучше развиваться интеллектуально, повышается их способность к обучению. Спокойные мелодии произведений великого композитора создают устойчивый эффект увеличения альфа-волн мозга. Такое воздействие научно подтверждено. Каждая соната Моцарта – это гармоничный шедевр, всегда свежий и актуальный.
Пусть в вашем доме, автомобиле или просто в телефоне звучит музыка классиков. Поверьте, что ваша голова будет за это благодарна.