Музыкальный колледж им аухадеева казань
Содержание:
Единая система
Внимания заслуживают особенности взаимосвязи десятилеток с консерваториями, на базе которых они создавались.
В первую очередь, связь заключалась в участии директоров консерваторий в вопросах художественного руководства школами: приёма педагогов по специальным дисциплинам, назначения заведующих отделениями и заведующего учебной частью, осуществления концертной деятельности учащихся. Преподаватели консерваторий также работали в школах, включались в составы экзаменационных комиссий, в том числе при проведении Государственной итоговой аттестации.
Директора школ присутствовали на заседаниях Учёных советов консерваторий, а по Положению 1966 года обязывались выступать на них с отчётами. Преподаватели школ-десятилеток приглашались на расширенные заседания Советов и совещания дирекции консерваторий.
ССМШ в Казани всегда отличалась доброжелательной, творческой и тёплой обстановкой. Особенно в первые годы становления администрация, педагоги, воспитатели интерната делали всё, чтобы создать ту самую семейную атмосферу
Это было особенно важно для иногородних детей, которые находились вдали от своих родных
Первый приём детей в интернат состоялся в 1961 году. Воспитателями были преподаватели общеобразовательных предметов А. П. Егоров (впоследствии завуч) и Н. В. Мухаметова. Первые годы детей водили в столовую Казанского авиационного института на Площади Свободы. По многочисленным воспоминаниям учеников школы тех лет, педагоги всегда старались поддержать, накормить и, насколько это было возможно, помочь с бытовыми трудностями.
Первый выпуск школы состоялся в 1964 году, и первыми выпускниками стали две пианистки и два скрипача — Резеда Сабитовская, Галина Исхакова, Владислав Маклецов и Михаил Аладжев.
2018-2019 учебный год
22-24.03.2019 Феерия аккордеона 201910-11.03.2019 Мастера мирового исполнительского искусства-талантам России26.01.2019 «Хоровая Казань-2019″15.01.2019 Курсы повышения квалификации преподавателей ДМШ и ДШИ18.12.2018 Концерт и творческая встреча с музыкантами из Королевской академии музыки03.12.2018 Концерт «Магия звуков» в ГБКЗ30.11.2018 Мастер-класс молдавского мультиинструменталиста Дорина Друцана25.11.2018 Выступление камерного хора «Amo cantare» теоретического отделения Казанского музыкального колледжа14.11.2018 Мастер-классы для преподавателей духовых и ударных инструментов13.10.2018 День первокурсника05.10.2018 Павел Коган в Казанском музыкальном колледже05.10.2018 Благотворительный концерт к Международному дню улыбок02.10.2018 Благотворительный концерт в МКДЦ
Первые результаты
Итоги работы не заставили себя долго ждать.
Первый успех школы — победа ученицы седьмого класса Наталии Савиновой на конкурсе Кабалевского в Куйбышеве (ныне Самаре) в 1962 году. На гала-концерте конкурса она исполнила Третий фортепианный концерт Дмитрия Кабалевского под управлением автора.
В последующие годы лауреатами становятся пианисты классов Эммануила Александровича Монасзона и Ирины Сергеевны Дубининой. Среди них — Юрий Егоров, Рубин Абдуллин, Гузель Абдуллина, Мунира Мазунова, Людмила Леонтьева, Ирина Лазарева.
Концертные выступления талантливых детей из ССМШ неизменно привлекали внимание широкой общественности. Успешно прошли отчётные концерты учащихся в Москве (1963 год), Ленинграде (1966 год), во многих городах Поволжья
Успешно прошли отчётные концерты учащихся в Москве (1963 год), Ленинграде (1966 год), во многих городах Поволжья.
Уже в первом наборе ребят, поступивших в школу в 1961 году, ярко проявил себя Юрий Егоров. Будучи десятиклассником, он удостоился звания лауреата престижного международного конкурса имени Маргариты Лонг в Париже и впоследствии стал знаменитым пианистом.
Вместо заключения назовём лишь некоторые имена учащихся казанской десятилетки 1960-х годов. Широко известны публике стали пианисты Михаил Плетнёв, первый органист Татарстана и ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин.
Более двадцати лет Казанское музыкальное училище возглавляла Резеда Сабитовская, камерным оркестром «La Primavera» руководит Рустем Абязов.
Не только активно концертирующими музыкантами, но и наставниками молодых поколений в Казанской консерватории и ССМШ стали Альберт Асадуллин, Альберт Гильфанов, Камиль Монасыпов, Динара Галеева, Александр Михайлов, Ольга Майорова, Николай Лаптев, Марат Зарипов, Марина Михайлова, Оксана Лемешко, Марат Сиразетдинов. В музыкальных академиях Иерусалима и Тель-Авива преподаёт Людмила Басовская, Союзом композиторов Башкортостана руководит Лейла Исмагилова, кафедрой специального фортепиано Астраханской консерватории заведует Людмила Леонтьева.
Этот перечень неполон — воспитанников десятилетки в Казани, которые повлияли и продолжают влиять на развитие музыкального искусства, гораздо больше. Их путь в исполнительстве, педагогике, общественной деятельности — лучшее доказательство состоятельности Средней специальной музыкальной школы Казанской государственной консерватории имени Назиба Гаязовича Жиганова.
Денис Маршанский, Миляуша Хайруллина, журнал “Казань”
2012-2013 учебный год
27.04.2013 Domramusic. Играет Ф. Саттарова и ее ученики18.04.2013 Отчетный концерт отделения Народных инструментов17.04.2013 Фестиваль «Молодые таланты России» 07.04.2013 II Открытая Республиканская музыкально-теоретическая олимпиада03.04.2013 Весеннее вдохновение30.03.2013 Навстречу Универсиаде 201329.03.2013 Победитель конкурса хоровых коллективов28.03.2013 Победитель конкурса «Адмиралтейская звезда»27.03.2013 Победитель конкурса «Энжелэр-2013»26.03.2013 Победитель конкурса «Живой родник» 25.03.2013 Концерт класса Э.З.Груниной23.03.2013 Победители конкурса «Tat-Ars-Tan» 22.03.2013 Рахманинову посвящается…20.03.2013 Чарующие звуки гобоя…19.03.2013 Концерт М.Монасыповой16.03.2013 Всероссийский день баяна, аккордеона, гармони13.03.2013 Музыка для кларнета06.03.2013 Победители теоретической олимпиады01.03.2013 Победители фестиваля-конкурса «Морозко — 2013»27.02.2013 Победители конкурса «Волшебная свирель»26.02.2013 Победители фестиваля-конкурса «Виват, Казань»26.02.2013 Победители конкурса-фестиваля «Путь к успеху» 25.02.2013 Концерт класса Р.И.Ермохиной18.02.2013 Концерт Дениса Маршанского06.02.2013 Победители конкурса, посвященного памяти Н.В. Пономарева05.02.2013 Победители конкурса фортепиано04.02.2013 Победители конкурса ансамблей духовых и ударных инструментов21.12.2012 «В ожидании чуда…» концерт оркестра Духовых инструментов14.11.2012 Творческая встреча с коллективом кафедры татарской музыки и этномузыкологии КГК.03.11.2012 Творческий вечер А.С.Попова: 15 лет на сцене24.10.2012 С днем Рождения, София!10.10.2012 Концерт чемпионов «На земле Татарстана»03.10.2012 Веселится и грустит труба: концерт класса Д.С.Деликатного03.09.2012 День знаний
Контакты колледжа
Специальности колледжа
Хоровое дирижирование Дирижер хора, преподаватель, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть Дирижер хора, преподаватель, очно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: естьИнструментальное исполнительство Артист, преподаватель, концертмейстер, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть Артист, преподаватель, концертмейстер, очно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: естьМузыкальное искусство эстрады Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: нетПоказать все специальности этого Колледжа (6)
Немного о механизме работы ССМШ
При открытии ССМШ в Казани Назибу Гаязовичу и его сподвижникам было на что опираться — в 1958 году было утверждено Положение о средней музыкальной школе, второе по счёту в стране — первое появилось на свет в 1938 году.
Согласно этому положению, школа являлась профессиональным учебным заведением, созданным при вузе. Срок обучения составлял одиннадцать лет, дети учились бесплатно. Кроме утверждённых в 1938 году специальностей — фортепиано, скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, тромбон, валторна, были добавлены народные и ударные инструменты, а с восьмого класса — теоретическая и дирижёрско‑хоровая специальности.
Учащиеся первых шести классов, не выявившие достаточных музыкальных данных и продвижения, отчислялись по решению педагогического совета. Те, кто не выдерживал переводные экзамены из седьмого в восьмой класс, также отчислялись. Так в практике ССМШ возникло понятие «конкурсного» класса, где экзамен являлся решающим для определения целесообразности дальнейшего обучения ребёнка.
Учащимся старших классов выплачивалась стипендия с учётом успеваемости, дисциплины и материального положения родителей.
Часто возникает вопрос: почему школа называется «десятилетка», а учатся в ней одиннадцать лет? В первом учебном плане, разработанном в 1936 году Управлением музыкальных учреждений Всесоюзного Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР для Центральной музыкальной школы, срок обучения был определён как десятилетний, однако в план включался также «нулевой» класс. Он ограничивался дисциплиной «Музыкальное воспитание».
В учебном плане 1946 года в нулевом классе уже была указана подготовка и по специальным, и по общеобразовательным дисциплинам, он являлся частью основного курса. С 1961 года «нулевой» класс в ССМШ официально стал первым, а обучение — одиннадцатилетним.
Иванова Татьяна Юрьевна
Заместитель директора по профориентационной
работеПреподаватель высшей квалификационной категорииПреподаватель исторических дисциплин:
- Зарубежная
музыкальная литература - Искусство
общения и культура поведения - Лекторская
практика
Награждена Благодарственным письмоммэра г.Набережные Челны И.Ш.Халикова (2008
г.)
Родилась
в г.Нижнекамск.
В 1991
году закончила отделение теории музыки Нижнекамского музыкального училища им.С.Сайдашева
(преподаватели С.А.Бакашева, Н.А.Хайруллина). В 1997 году – Казанскую
государственную консерваторию (класс Г.М.Кантора, Г.Б.Губайдуллиной); получила квалификации
лектор-музыковед, преподаватель, исследователь, критик.
В 1997 –
2009 годах работала в г.Набережные Челны: являлась преподавателем Специальной музыкальной
школы №7 и Колледжа (училища) искусств города; преподавала на курсах повышения
квалификации преподавателей музыкальных школ в Институте непрерывного педагогического
образования. С 2005 по 2009 годы работала лектором-музыковедом в органном зале города,
разработала и вела авторские циклы детских концертов «Музыкальная гостиная с
Татьяной Ивановой», писала статьи в газете «Concertino», издаваемой органным
залом, вела церемонии награждения правительственными наградами.
С 2009 года работает на кафедре
музыкально-прикладных технологий Казанской государственной консерватории им.
Н.Жиганова: ведет класс лекторской практики.
С 2009 года является преподавателем Казанского
музыкального колледжа.
Ученики
Татьяны Юрьевны являются лауреатами конкурсов разного уровня:
Городских
теоретических олимпиад по музыкальной литературе среди учащихся ДМШ и ДШИ:Шакирянова ЛейсанФархутдинова
АлинаСлепцова АнастасияСараева ЮлияШвайко АртурДенисов Евгений;
Региональной
теоретической олимпиады среди учащихся III-IV курсов музыкальных училищ
(вступительное слово к концерту):Барскова НатальяМогилюк АнтонАхметзянова
ДинаТоктарова Ангелина.
Ведет концертно-лекторскую деятельность в концертных залах г. Казани, выступает
с вступительным словом к спектаклям в Татарском государственном театре оперы и
балета им. М.Джалиля, является автором сценариев концертных мероприятий
Казанского музыкального колледжа.
Постоянный член жюри, организатор региональных,
республиканских городских конкурсов:
- Республиканского конкурса «Лучший
преподаватель детской школы искусств Республики Татарстан», 2010 г (член жюри); - Городской олимпиады по сольфеджио и
музыкальной литературе среди учащихся ДМШ г.Казани системы образования, 2010 г.
(член жюри); - Региональной олимпиады по сольфеджио
среди учащихся ДМШ, г.Набережные Челны, 2010 г. (член жюри); - IV регионального
фестиваля-конкурса инструментального исполнительства «Камская мозаика», г.Чистополь,
2010 г. (член жюри); - Городской олимпиады по сольфеджио и
музыкальной литературе среди учащихся ДМШ г.Казани, 2010 г. (организатор и член
жюри); - I
Республиканской олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе среди учащихся
ДМШ, 2011 г. (организатор); - Межрегионального конкурса исполнителей
на народных инструментах «Tat-ars-tan», 2011г. (член оргкомитета); - I
Открытого Республиканского конкурса исполнительского мастерства преподавателей
«Маэстро» (член оргкомитета).
Является автором ряда методических работ, рабочих программ Казанского
музыкального колледжа, статей:
- «Искусство общения и культура
поведения»: рабочая программа для ССУЗов; - «Концертно-лекторское искусство»:
рабочая программа для ВУЗов; - «Музыкальные путешествия: курс слушания
музыки»: программа для ДМШ; - «ДМШ–ССУЗ: навстречу друг другу (к
вопросу о преемственности музыкального обучения»: материалы Х Всероссийской
научно-практической конференции.– Казань, 2010 г.; - «ДМШ–ССУЗ–ВУЗ: универсальная
образовательная система»: материалы республиканской научно-практической
конференции преподавателей учебных заведений искусств. – Набережные Челны,
2011г.; - «Звено, на котором все держится»:
интервью в газете «Играем сначала». – Москва, 2011 г.
Прошла курсы обучения в Центе тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные
технологии» по программам:
- «Инновационные технологии:
профориентация и содействие в трудоустройстве студентов и выпускников»; - «Диагностический комплекс «Профориентатор»: основы
практического использования»
Является обладателем сертификата консультанта и специалиста по
тестированию детей по программе «Профориентатор».
К истокам
Начиная с 1930-х годов, в нашей стране накапливался опыт обучения детей с высоким уровнем музыкальной одарённости. Именно в этот период стали открываться музыкальные школы-десятилетки — особый, не имевший аналогов в других странах вид образовательных учреждений. Впоследствии они стали называться «средними специальными музыкальными школами», сокращённо — ССМШ.
Пройдя обучение у лучших педагогов, выпускники таких школ становились профессионалами высокого класса, многие из них составили музыкальную элиту нашей страны.
Работа с одарёнными детьми в России велась уже с последней трети XIX века. В Санкт-Петербургской консерватории с 1871 года существовало особое отделение — «приготовительное училище», в которое принимали детей до четырнадцати лет. Туда поступали
— писал Михаил Азанчевский, заведующий, а фактически — директор Санкт-Петербургской консерватории.
В 1887-м её основатель пианист Антон Рубинштейн определил младший возраст приёма на «приготовительное» отделение — с десяти лет. Срок обучения составлял шесть лет, а следующей ступенью были четыре года старшего или высшего отделения.
При этом младшие отделения существовали только в классах фортепиано, органа и оркестровых струнных инструментов
То есть, был определён круг инструментов, на которых важно было начинать учиться с более раннего возраста. В дальнейшем отделение стало называться «учебная группа», в которую принимали детей с шести лет, а обучение продолжалось до пятнадцатилетнего возраста
Импульсом к созданию учебных заведений для одарённых детей стали и существовавшие в конце XIX — начале ХХ столетий частные музыкальные школы: школа-пансион профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева и частные курсы одесского педагога Петра Соломоновича Столярского.
Все подопечные Зверева учились на младшем отделении Московской консерватории. Он приглашал наиболее способных пианистов с двенадцати до пятнадцати лет, которые переходили затем в классы профессоров старшего отделения консерватории. Воспитанники жили в пансионе круглый год — это было вызвано стремлением создать условия для максимального развития таланта и необходимостью материально поддерживать детей.
В пансионе строго соблюдался график занятий на фортепиано — не менее трёх-четырёх часов в день. Вечерами проходили общие прослушивания и совместный анализ, в которых участвовали все дети и сам педагог. Николай Сергеевич заботился о всестороннем развитии учащихся: организовывал посещения концертов, спектаклей, творческие встречи с музыкантами-современниками Антоном Рубинштейном, Петром Чайковским, Сергеем Танеевым
Уделялось внимание и общеобразовательной подготовке. Зверев присутствовал на всех экзаменах по «научным» дисциплинам в консерватории, и, в случае необходимости, нанимал воспитанникам частных учителей
Высокие результаты демонстрировали и воспитанники школы Столярского. В 1930 году на I Всеукраинском конкурсе юных музыкантов в Харькове все премии, предназначенные для скрипачей, завоевали ученики Петра Соломоновича. Вне конкурса были отмечены и совсем юные Елизавета Гилельс и Михаил Фихтенгольц.
Этот феномен послужил причиной пристального внимания к выявлению юных музыкальных талантов на государственном уровне. Неслучайно именно в Одессе была открыта первая в СССР музыкальная школа-десятилетка. Она стала воплощением мечты Столярского о школе, в которой дети могли бы совмещать занятия по специальности с музыкально-теоретической и общеобразовательной подготовкой.