Историк (страновед, искусствовед, культуролог)

Содержание:

Витторио Згарби, «Сокровища Италии» Александр Ли, «Безобразный Ренессанс»

В искусстве, как и в эстетике, есть две категории – возвышенное и земное. И то и другое нужно понимать. «Сокровища Италии» относятся к первой категории, дают возможность окунуться в пространство шедевра, понять, почему картина стала такой значимой, почему интерес к ней не угасает, что в ней спрятано.

«Безобразный Ренессанс» – это земное, обратная сторона высокого духовного мира, наполненная земными страстями: коварство, заговоры, интриги, убийства; и мир творцов и их меценатов предстает не столь благостным, а скорее жутким и трагическим. Книга расскажет, в каких условиях создавались шедевры этой великой эпохи, что за ними скрыто, как и вопреки чему творили гении

Эту сторону искусства тоже важно знать, ведь без нее не было бы тех художественных памятников, которыми мы сейчас восхищаемся

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Экскурс в историю

Тяга к творчеству проявилась еще у первобытного человека. Особенно ярко она отразилась в изобразительном искусстве. Этот факт подтверждают разные статуэтки, найденные археологами, и, конечно же, наскальные рисунки. К примеру, образец древнейшей живописи – изображение, получившее название «Парад зверей». Находится оно в пещере Шове, которая располагается в южном регионе Франции. Исследователи утверждают, что его создали 32 000 лет назад. Уникальность этого рисунка заключается не только в его древности, но и в сочетании сразу нескольких художественных приемов.

Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.

Кто такой искусствовед: что нужно знать о профессии?

Искусствоведение – это комплекс общественных наук, изучающих художественную культуру и ее отдельные виды, включающий в себя музыковедение, театроведение и киноведение. Данная отрасль складывается из теории, истории искусства и его художественной критики.

Искусствоведы являются популяризаторами культуры, поскольку их критические статьи, научно-популярные книги, лекции или экскурсии влияют на предпочтения публики, формируя ее вкус. Такие специалисты изучают художественную культуру, закономерности ее развития, вопросы формы и содержания художественных произведений.

Знание и навыки

Искусствовед учится всю жизнь. Базовые познания, которые даёт ему вуз, включают историю искусства (в том числе разных стран), теорию искусства, музееведение, археологию, русский язык и культуру речи и мн. др. Также современному искусствоведу необходимо знание иностранных языков.

Задачи и обязанности

Обязанности искусствоведа зависят от его сферы деятельности, но этот специалист всегда должен знать историю исследуемого произведения, периода его создания, его значение и связь с общественно-политическими или историческими событиями.

Профессионалы обычно оповещают публику о результатах своих исследований, пишут различные материалы для журналов, сборников, читают лекции, выступают на конференциях. Нередко в их задачи входит организация выставок или экспозиций. Кроме того, хороший специалист должен уметь оценить подлинность произведений, их возраст и принадлежность к определенному жанру.

Работа и зарплата

Студентам и выпускникам искусствоведческих ВУЗов рекомендуется начинать со стажировок в музеях, что поможет определить круг интересов молодого специалиста. Затем искусствоведы нередко устраиваются координаторами выставок при центрах культуры, работают хранителями в коллекциях музеев или реставраторами. Опытные профессионалы часто становятся экспертами в крупных галереях, на аукционах или в антикварных магазинах.

Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, стажа и места работы. Начинающие специалисты получают от 15 до 20 000 рублей в месяц, а профессионалы своего дела, работая на аукционах или в крупных галереях, имеют оклад до 50 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии

В работе искусствоведа существуют следующие преимущества:

  • возможность вживую прикоснуться к известным произведениям;
  • возможность часто бывать за границей, общаться с интересными людьми.

Присутствуют в этой специальности и свои недостатки:

  • отсутствие быстрого карьерного роста;
  • низкий уровень оплаты труда работа на начальном этапе построения карьеры.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн- (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Как стать искусствоведом?

Для того чтобы стать искусствоведом, понадобится получить высшее образование

В дальнейшем выпускнику ВУЗа важно постоянно совершенствовать свои знания и навыки, посещать лекции, тренинги и семинары, проходить курсы повышения квалификации, осваивать новые компетенции

Где работают искусствоведы

Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:

  1. музеи;
  2. художественные галереи;
  3. научно-исследовательские институты;
  4. профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;
  5. антикварные салоны;
  6. аукционы, специализирующие на произведениях искусства.

В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.

С чего начать путь в мир искусства

Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.

Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.

Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания

Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов. 

Иллюстрация: Nick Matej

Когда куратор годами работает с одной темой — это хорошо?

Я бы не смог полжизни работать с одной темой — для меня это означает уснуть на месте. Поэтому в моей кураторской деятельности очень большая образовательная составляющая. Подбор экспонатов, география, наследие, расширение социальных контактов — микс всего этого с коммуникацией.


Вид экспозиции «Metropolis: прошедшие утопии будущего» в Арсенале, Киев

Академическая среда тем и страдает: у одного специалиста только одна тема, и его взгляд сужается. Он не смотрит со смежных или противоположных точек зрения.

Тема проходит проверку временем: если я лет десять о ней думаю, с ней работаю — значит, это интересно. Когда будет импульс — сделаю проект, книгу или выставку.

Обязанности

Искусствовед — это человек, специализирующийся на исследовании определённого вида искусства из многих его направлений. Работа искусствоведа интересная, увлекательная и познавательная. Она настолько многообразна, что позволяет работать в нескольких областях. Теория искусства, история искусства, художественная критика — всё это включено в искусствоведение, где каждый специалист имеет свои обязанности.

Теоретик искусства:

  • изучение проблем, связанных с изобразительным искусством;
  • изучение проблем, связанных с архитектурными творениями;
  • проведение исследовательских работ, связанных со становлением искусства, выявление регулярно повторяющейся взаимосвязи между событиями, определение отношения искусства к действующему времени;
  • проведение анализа по вопросам влияния идейного содержания в проявлении художественных форм;
  • проведение аналитической работы — как влияет искусство на современное общество;
  • исследование особенностей формирования определённых видов и жанров искусства.

Историк искусства:

  • ознакомление и изучение коллекций;
  • проведение группирования творений по определённым мастерам, направлениям, школам;
  • составление заключительных актов о целесообразности реставрационных работ по конкретной работе;
  • проведение экскурсий, семинаров, лекций, факультативов;
  • определение автора спорного творения, его подлинности, стоимости;
  • создание карточек для предметов искусства, которые находятся в музеях, создание всех условий для их сохранности;
  • подготовка выставочных работ, экспозиций;
  • поиск и выявление неизвестных ранее имён творцов, занимающихся искусством;
  • выпуск брошюр, носящих научный и научно-популярный характер, а также сборников, путеводителей для художественных галерей и музеев;
  • непосредственное участие в экспедициях, носящих исследовательский и археологический характер.

Художественная критика:

  • написание статей и рецензий с объективной оценкой представленных произведений;
  • аналитика;
  • критика;
  • детальное исследование и анализ актуальных проблемных вопросов, связанных с определённым направлением искусства.

Плюсы профессии

  • Большой выбор места работы, так как на современном этапе искусствоведы применяют свои знания в самых разных областях. Эти специалисты способны выполнять различные функции. Например, быть хранителями архивных фондов, музейными работниками или даже авторами научных статей.
  • Ценность данного вида деятельности для эстетического развития современного общества. Ведь стремясь воспитать в людях умение чувствовать и ценить прекрасное, искусствоведы могут оказать огромное влияние не только на характер людей, но и на их отношение к жизни.
  • Востребованность на рынке труда, правда касается это лишь тех специалистов, кто имеет высокую профильную квалификацию.
  • Прекрасная возможность создания собственного бизнеса, суть которого может заключаться, например, в торговле антиквариатом. Это могут быть картины, скульптуры, мебель из давно минувших столетий, старинное оружие и другие не менее ценные произведения искусства.
  • Наличие уникальной возможности соприкосновения, как с раритетами, так и с многочисленными коллекционерами.

Биографии

Enottt

1 год ago
Комментарии к записи Александр (Шандор) фон Лицен-Майер (1839, Дьёр — 1898, Мюнхен) отключены

Александр (Шандор) фон Лицен-Майер —  венгерский художник и иллюстратор. Окончил среднюю школу в Дьере. Богатые родители после окончания им… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи Творчество К.П. Брюллова в контексте эволюции русского искусства первой половины XIX в. отключены

Творчество Карла Павловича Брюллова выпало на первую половину XIX в. Известный живописец был сыном академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюллова… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи Жан Фуке. Биография и работы отключены

Жан Фуке (фр. Jean Fouquet; Тур, ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава… Read More

Enottt

3 года ago
Комментарии к записи Два течения римского барокко XVII в. Ф. Борромини и Л. Бернини отключены

Сложение системы форм барокко в Италии приходится на последние две декады XVI в. и первые две декады XVII в…. Read More

Enottt

3 года ago
Комментарии к записи Микеланджело – архитектор отключены

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля… Read More

Enottt

3 года ago
Комментарии к записи Творчество С.Дали в контексте развития сюрреализма отключены

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь; 11 мая 1904,… Read More

Enottt

3 года ago
Комментарии к записи Андреа Палладио – архитектор и теоретик. Человек и памятник отключены

Андреа Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро), 30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580 — великий итальянский архитектор… Read More

Enottt

4 года ago
Комментарии к записи Э. Панофски. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени отключены

I Сюжеру1 (родился в 1088 г.; Аббат Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем аббатства,… Read More

Enottt

4 года ago
Комментарии к записи Ян Ван Эйк и нидерландские мастера XV века отключены

Интересно отметить, что первые ростки нового искусства Воз­рождения в Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, казалось бы, наиболее связанной со… Read More

Enottt

4 года ago
Комментарии к записи Роберт Коттон, коллекционер и библиофил отключены

Сэр Роберт Брюс Коттон (1571—1631) — английский библиофил и антиквар, создавший крупнейшее частное книжное собрание своего времени

В 1753 году из его библиотеки, названной «самой важной коллекцией рукописей,… Read More

Enottt

4 года ago
Комментарии к записи Художники XIX века отключены

Течения: Неоклассицизм Романтизм Реализм Натурализм Модернизм Импрессионизм Постимпрессионизм Академизм Пуантилизм (с 1885) Франция Аман-Жан Эдмон Франсуа (1858-1936) Боннар Пьер… Read More

Enottt

4 года ago
Комментарии к записи Никола Пуссен отключены

Никола Пуссен (1594, Лез-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические… Read More

Кто такой реставратор?

Реставратор – специалист, занимающиеся восстановлением и сохранением произведений изобразительного и прикладного искусства, которые представляют собой историческую, культурную или научную ценность. Реставрация (restavratio) – восстановление, в переводе с латинского языка. Учитывая, что латинский язык вышел из употребления в VI веке, после падения Римской империи, и до настоящего времени сохранился лишь в научной среде, можно полагать, что о реставрации предметов люди задумывались еще во II тысячелетии до нашей эры. В частности, письменные памятники культуры, над сохранением которых также трудились реставраторы, свидетельствуют о том, что Александр Македонский приказал восстановить Вавилонскую башню после завоевания им города. Естественно, ее восстановлением занимались, в том числе, и реставраторы.

Известно, что специализированные школы реставраторов начали зарождаться в Европе лишь в XVII-XVIII вв. А окончательно сформировалась эта профессия только к концу XIX века. В том числе в ней появились отдельные направления деятельности, в зависимости от объектов реставрации: старинной мебели, домашней утвари, картин, музыкальных инструментов и т. д.

Реставрация тесно связана с археологией. Раскопки исторических артефактов, как правило, нуждаются в восстановлении. Поэтому после тщательного изучения историками они передаются в умелые и бережные руки реставраторов, чтобы затем предстать перед глазами посетителей музеев и художественных галерей.

Подлинные артефакты имеют не только историческую и культурную ценность. Кроме науки они представляют огромный коммерческий интерес. Антикварные вещи за баснословные деньги продаются на различных аукционах или являются предметом нескончаемой гордости частных коллекционеров, и зачастую хранятся в домах, скрытые от посторонних глаз. Поэтому сегодня в реставрации существует два направления: научное и коммерческое.

В первом случае артефакты, представляющие коммерческую ценность, реставраторы стараются сохранить в первозданном виде, без нанесения дополнительных слоев, чтобы максимально сохранить подлинность экспоната. Задача коммерческой реставрации – придание антиквариату товарного вида, и здесь допускается более интенсивное вмешательство, похожее на проведение ремонтных работ.

Профессия реставратора, учитывая разнообразие предметов старины, очень многогранна, требует огромнейшего объема знаний в разных областях, а также художественных способностей, чтобы почувствовать почерк подлинного мастера и повторить его движения. Выбирая профессию, нужно заранее определиться, какое направление вызывает наибольший интерес, потому что освоить в совершенстве все виды реставрации одному человеку не под силу.

Диляра Абдюханова, 17 лет, учится в гимназии № 625


Фото: M24.ru/Юлия Накошная

– Какой у тебя любимый экспонат или зал?

– Это зал Рембрандта. Я очень люблю этого художника, он умел точно изображать чувства человека. У него есть прекрасный портрет старушки, и мы можем почувствовать, что у нее в душе. Кроме того, в картинах Рембрандт использовал необычный прием: свет у него выступает как отдельный персонаж. И именно этим светом Рембрандт выделяет главное и дает зрителю понять собственную позицию.

Например, в картине на библейский сюжет царь Артаксеркс стоит между выбором: поверить своему другу Аману либо свой жене Эсфирь. Свет направлен на Эсфирь, потому что она права, а Аман, как виноватый, находится в тени.

– Ты выполняешь здесь функции администратора. Помогают ли тебе навыки администратора в обычной жизни?

– В принципе, да, потому что это навыки общения с людьми. Я, например, провожу «Что? Где? Когда?» и раздаю людям призы. Общаешься с людьми, появляется ответственность, должность администратора это предполагает. Еще это и самовоспитание. Я так люблю Пушкинский музей, так люблю КЮИ, за эти три года он мне стал вторым родным домом, потому что это прекрасное место. Ты получаешь знания, получаешь новых друзей, получаешь опыт. Это божественно!

– С какой профессией планируешь связать будущее?

– Скоро я поступаю в одиннадцатый класс и думаю выбрать несколько направлений. Это очень странно, но я планирую поступать на экономиста, потому очень люблю математику. К тому же я люблю историю, поэтому я могу поступить и на историю искусств.

– К чему больше душа лежит?

– На мой взгляд, нужно получить основу-профессию. Профессия экономиста – это как основа, ты можешь с ней найти работу. Также я считаю, что, не имея искусствоведческого образования, можно любить искусство и заниматься им. И никто не говорил, что потом, в будущем, я не стану искусствоведом. Я могу получить второе образование, могу пойти на какие-нибудь курсы, у меня есть база КЮИ, я могу себя найти в разных сферах. В принципе, я в экономике хочу быть маркетологом, и я могу быть маркетологом именно в этой сфере, я могу стать куратором выставок – это вообще моя голубая мечта.

– Как ты попала в клуб юных искусствоведов?

– Я занималась у моего руководителя Марии Григорьевны Дрезниной. В какой-то момент она стала преподавать в Центре детского творчества при музее. Когда я уже закончила заниматься с Марией Григорьевной, моя мама пришла к ней и спросила, что я могу дальше делать, потому что бросать искусство не хотелось. И она рассказала про прекрасный клуб юных искусствоведов. Я тут уже третий год.

Профессия искусствовед

Простому человеку, будь то зритель, слушатель или читатель достаточно трудно ориентироваться в многоликом мире искусства. Вот тут на помощь приходит искусствовед, выполняющий функции связующего звена между человеком и художником. Он предоставляет обширную информацию об авторах и их произведениях, помогая человеку как можно четче выразить мысли, которые появляются у него при встрече с искусством.

Искусствовед, вводя людей в мир искусства, знакомит их с новинками этой сферы, помогает находиться в гуще всех событий из области культуры. Надо отметить, что у профессии искусствоведа имеется достаточно много специализаций, напрямую связанных с литературоведением, театроведением, киноведением, музыковедением.

Людей данной профессии, в какой бы области они не работали, отличают глубокие теоретические знания, чисто аналитический образ мышления, а также неистребимая любовь к искусству.

А вот непрофессионализм искусствоведа чаще всего можно заметить по критике. Например, при чтении проблематичной статьи или какой-то рецензии можно сразу заметить, что автор просто следует привычным для общества стереотипам, а вовсе не высказывает свои мысли. В таком случае довольно трудно добиться объективности, а ведь читателю надо еще сделать свой собственный вывод

Поэтому особенно важно, чтобы искусствовед был морально ответственен за качество своей работы: будь то статья, рецензия, эссе, оценка экспозиции музеев, выставок или же просто обычная консультация по вопросам искусства

Искусствоведы часто оказывают помощь режиссерам художественных и документальных фильмов в создании облика ушедших эпох, а еще к ним часто обращаются сотрудники таможенных или следственных органов для определения ценности предметов искусства.

Кроме того такие специалисты нужны издательствам, а также тем институтам, которые занимаются научно-исследовательской работой. Можно заниматься еще рекламированием искусства, проводить экскурсии, читать лекции, вести кружки специализированной тематики.

Примечания

  1. , с. 67—74.
  2. , с. 67.
  3. , с. 67—71.
  4. , с. 72.
  5. , с. 436—437.
  6. Каменский А. А. Апология критики / Вернисажи. — М.: Советский художник, 1974. — 528 с.
  7. Бернштейн Б. М. История искусств и художественная критика // Советское искусствознание `73. — М.: Советский художник, 1974. — 432 с.
  8. , с. 261.
  9. , с. 272—273.
  10. , с. 150.
  11. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб.: СПбГУ, 2017. — C. 23.
  12. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 68—69
  13. Капица Ф. С. История мировой культуры. — АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  14. Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 4-5
  15. Якимович А. К. Генрих Вёльфлин и другие. О классическом искусствознании неклассического века // Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С. 20
  16. Власов В. Г. Морфология как историческое структурообразование искусства //Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб.: СПбГУ, 2017. — C. 155—227.
  17. Каган М. С.. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972
  18. ↑ . Comprehensive Art Education. North Texas Institute For Educators on the Visual Arts. Дата обращения: 12 декабря 2013.
  19. Deniz; Tekiner. Formalist Art Criticism and the Politics of Meaning (англ.) // Social Justice : journal. — 2006. — Vol. 33, no. 2 (104) — Art, Power, and Social Change. — P. 31—44.
  20. Верещагина А. Г. Критики и искусство: Очерки истории русской художественной критики середины
    XVIII — первой трети XIX века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Российский Государственный образовательный стандарт

В России введён Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность 020900 — «Искусствоведение», квалификация — «Искусствовед». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года. Согласно п. 1.3.2 этого стандарта, основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель.

Тяжело в работе…без практики

Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед — это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта

Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами

Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Где выучиться на искусствоведа?

Сейчас многие высшие учебные заведения предлагают образование в данном направлении. Поэтому для начала абитуриенту необходимо определиться, какой профиль его интересует больше всего. Например, если это кинематограф, то более рационально будет пойти учиться в школу кино или кинематографический институт, где есть направления «Киновед», «Историк кино».

Если же интересует направление в его широком понятии, то необходимо искать вузы с искусствоведческими или историческими факультетами. При этом стоит отметить, что такие направления представлены особенно хорошо в крупных вузах федерального значения.

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Итого

Enottt
3 месяца ago

Картина «Юдифь» — одна из самых известных работ Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, вошедшего в историю под псевдонимом Джорджоне и… Read More

Enottt
3 месяца ago

Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Стилистически она еще принадлежит к классицизму; это… Read More

Enottt
7 месяцев ago

С конца XIV в. в Западной Европе чувствуется кризис феодального строя. Оживление внутренних рынков и внешней торговли сопровождаются развитием… Read More

Enottt
7 месяцев ago

Валентин Александрович Серов (1865–1911) на рубеже веков являлся одним из самых крупных художников, новатором русской живописи . Его «Девочка… Read More

Enottt
7 месяцев ago

Афинский Акрополь — 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину)…. Read More

Enottt
7 месяцев ago

Полотно написано Жаном-Батистом Симеоном Шарденом около 1766 г. Натюрморт выполнен маслом на холсте размером 112 х 140,5 см, экспонируется… Read More

Enottt
7 месяцев ago

Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) — художественное направление в искусстве и литературе 1-й трети XX в. в Западной… Read More

Enottt
11 месяцев ago

Диего Веласкес – испанский живописец, придворный живописец короля Филиппа IV. Веласкес работал в жанре портрета, а также писал картины… Read More

Краткое заключение

Итак, профессия выбрана. Что же необходимо учесть, чтобы выбранная искусствоведческая профессия не принесла разочарования, став делом всей жизни.

В первую очередь искусствоведу необходимо наличие художественного вкуса, отличной интуиции, объективности, пунктуальности, внимательности, моральной ответственности за свою работу. Еще искусствовед должен быть аккуратным, тактичным, усидчивым, общительным, постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Кроме того довольно часто искусствоведам приходится работать в тесном контакте с людьми других профессий, поэтому они должны знать философию, историю, психологию, литературу, эстетику, некоторые точные науки.

Только обладая таким обширным кругозором, они могут правильно укомплектовывать экспозиции галерей, музеев, различных выставочных залов, разыскивать потерянные реликвии, материалы, принимать участие в восстановлении древних памятников.

Получить профессию искусствоведа в России можно в государственных и негосударственных вузах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector