Инженер-механик

Инженер. Описание профессии и ее направления

Производственный цикл на заводах и фабриках, в компьютерных или автомобильных сервисах требует специалистов с высшим техническим образованием. Они монтируют оборудование, отслеживают функционирование устройств и разрабатывают методики ремонта.

Если к любому термину добавить слово «техника», получатся существующие или “стоящие на повестке” отрасли инженерии: спецтехника, медтехника, радиотехника, электротехника, светотехника, криотехника.

Технологии проникают в организм человека. Востребованы биоинженеры, объединяющие в своей работе физико-химическую биологию, виртуальные технологии и биофизику. Генноинженеры создают методики и аппаратуру для модификации человеческого тела.

В деловых проектах участвуют специалисты по бизнес-инженерии.

История профессии

На территорию нашей страны слово «инженер» завезли немцы, помогавшие в петровские времена создавать российский военный флот и строить Санкт-Петербург. “Ингениуры” (от «ingeniur») писал помощник царя Никита Татищев.

В немецком языке, по утверждению этимологии, слово появилось от французов, а к тем пришло от римлян. На латинском оно значило «рождать».

Инженер – профессия с историей, которая органически влилась в общую историю развития человечества.

Непонятные для народа технические сооружения воспринимались как нечто сверхъестественное: древние египетские пирамиды или Висячие сады Семирамиды.

Секреты мастерства охранялись и передавались в семьях и цехах из поколения в поколение. Ветхозаветный Ной, построивший корабль спасения, и античный Архимед – основатели инженерного дела.

С начала времен люди ведут войны. Победители обладают превосходящим вооружением: от примитивных катапульт до подводных атомных ракетоносцев и спутников с лазерными установками.

Знания требовались для создания фортификационных сооружений. В Римской империи строили дороги, которые служили жителям Европы сотни лет после ее крушения.

В России обучать инженерному делу на уровне государства начали со времен Ивана Грозного. Мощный толчок техническое образование получило в период царствования Петра I.

Через 3 года после Полтавского сражения основана первая Инженерная школа в Москве.

Во время Второй мировой войны советские техники в условиях бериевских “шараг” работали над созданием атомной бомбы. Разработки в авиа- и танкостроении, совершенствование стрелкового вооружения внесли вклад в победу.

Весь мир знает имена российских инженеров: Менделеева, Попова, Циолковского.

Американец Т. Эдисон в течение жизни получил более 4000 патентов на изобретения. Драматична история работы Эдисона над лампочкой накаливания. Изобретатель провел около 1000 экспериментов, прежде чем получил рабочий прототип.

Американец сербского происхождения Тесла придумал переменный ток. Он вел разработки по передаче электрической энергии по воздуху. Стал основоположником технологий радиосвязи.

Советский инженер Генрих Альтшуллер в 70 гг прошлого века на основе анализа 40 000 патентов вывел законы развития техносистем. Они развиваются с макроуровня на микроуровень, повышается степень идеальности и динамичности устройств, часть функций передается надсистеме.

Правоту изобретателя подтверждают:

  • удаленно управляемые вооружения и спасательная техника, космические аппараты, работающие без человека на Луне и Марсе;
  • информационно и функционально насыщенные микроприборы – нанороботы;
  • «умные» дома;
  • инфраструктурные транспортные проекты, в которых потоки машин перераспределяются из единого центра.

Техносистемы создаются, эксплуатируются и содержатся в рабочем состоянии инженерами.

Обязанности на работе

Конкретные обязанности инженера-механика зависят от места его работы и направления деятельности, и они могут заметно различаться.

Но попробуем сделать описание общих моментов повседневной работы:

  • составление и проверка техдокументации;
  • планировка расположения технологического оборудования, организация его установки и наладки;
  • наблюдение за деятельностью сотрудников, находящихся в подчинении;
  • контроль качества выполняемых работ или выпускаемой продукции, устранение брака;
  • организация правильной эксплуатации, диагностики и ремонта устройств и механизмов;
  • обеспечение необходимыми комплектующими, запасными частями и расходными материалами;
  • участие в разработке политики технологического переоснащения предприятия и испытаниях нового оборудования;
  • обучение персонала правильной работе на внедряемых агрегатах.

Если инженер занимает руководящую должность, то он несет ответственность за работу всего своего подразделения. Если же он концентрируется на каком-то участке работы, то зона его деятельности – процессы, выполняемые обслуживаемыми им механизмами и системами.

Каждодневная конкретная деятельность инженера-механика зависит от места его работы.

Например, инженер-механик машиностроительного завода, работая в цехе, выполняет следующие функции:

  • проверяет техническую документацию;
  • планирует размещение оборудования и организацию рабочих мест;
  • производит расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
  • контролирует процесс технологии сварки, руководя работой сварщиков;
  • проверяет правильность процессов сварки и сборки изделий;
  • осуществляет ежедневный контроль качества работ, выявляя брак;
  • организует проведение диагностики, техосмотра и ремонта механизмов и оборудования;
  • составляет технические задания на реконструкцию действующего и создание нового оборудования;
  • принимает участие в разработке комплексных проектов предприятий отраслевого машиностроения и в расчетах экономической эффективности внедряемых проектов.

Инженер-механик, работающий в агропромышленном комплексе, занимается:

  • организацией работы машинно-тракторного парка сельхозпредприятия;
  • обеспечением запчастями, комплектующими и материалами.

Повседневная деятельность специалиста напрямую зависит от места его работы. В то время как инженер-механик агропромышленного комплекса организовывает работу машинно-тракторного парка и обеспечивает предприятие запчастями и комплектующими, функции специалиста машиностроительного завода гораздо шире, так как инженер-механик должен:

  • проверять техническую документацию;
  • планировать организацию рабочих мест и размещение оборудования;
  • производить расчет производственных мощностей и степени загрузки оборудования;
  • контролировать процесс технологии сварки;
  • проверять правильность сборки изделий;
  • осуществлять ежедневный контроль качества работ, выявлять брак;
  • организовывать проведение диагностики, технического осмотра и ремонта оборудования;
  • составлять технические задания на реконструкцию имеющегося и создание нового оборудования;
  • принимать участие в разработке комплексных проектов и в расчетах их экономической эффективности.

Инженерный ренессанс и революция

Сегодня в России возрождают интерес к инжинирингу. Это касается в том числе образования. Например, летом 2020 года председатель правительства Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Среди запланированных мероприятий — создание профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов. Те, кто недавно получил диплом, в первую очередь ждут от инженерного образования востребованности: «Я выбрал профессию инженера, потому что в ней есть перспективы. Мы переходим в новую цифровую эру. Будут возводиться новые города, где инженеры востребованы, начиная от проектировщиков и заканчивая теми, кто это обслуживает и развивает. Инженеры необходимы везде. «Сколько живет человек, столько и идет стройка», — говорила мне мама еще при поступлении. Это так», — рассказывает о начале профессионального пути Александр Бирюков, менеджер проектного офиса отраслевого центра капитального строительства «Росатома».

Одновременно с этим четвертая промышленная революция уничтожает одни профессии и усложняет другие. На смену инженеру с линейкой и карандашом приходит инженер, который работает в цифровом мире: создает детализированные BIM-модели будущих объектов, с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности занимается прототипированием изделий, прогнозированием и так далее. Современный инжиниринг касается всех стадий жизненного цикла продукта: от замысла и разработки до запуска и утилизации. И на всех этапах цифровой инженер использует инновационные цифровые инструменты. «Моя работа заключается в создании несущего каркаса здания. Это большая ответственность. Приходится все перепроверять по нескольку раз, но расчетные программы помогают не ошибиться. Раньше это делалось вручную, а теперь технологии ускорили процесс. Поэтому сотрудники должны регулярно проходить повышение квалификации, иначе знания устаревают. В то же время за серьезную подготовку я благодарна своему вузу — Московскому государственному строительному университету. При поступлении многие думают, что будут рисовать красивые домики, но приходится думать о болтах, рассчитывать узлы. Я довольна своим выбором, мне нравится решать неординарные задачи», — рассказывает Ольга Никитина, инженер-проектировщик третьей категории в компании «ВСК-Инвест».

Газовые центрифуги в технологическом цехе по разделению (обогащению) урана на территории Уральского электрохимического комбината. Новоуральск, 2019 год

(Фото: Донат Сорокин / ТАСС)

Сотрудники во время работы на пусковом блоке Ленинградской АЭС-2, 2018 год

(Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

В профессии молодых инженеров привлекают и передовые технологии, а специальность регулярно попадает в списки самых востребованных. Кроме того, российским инженерам рады и за рубежом. Инженерное дело по популярности почти не уступает естественным наукам, экономике и менеджменту, и, по прогнозам, процент заинтересованных в технических профессиях будет только расти. Деньги тоже играют роль: зарплата в России за 2020 год составляет около ₽35 000, а оклад инженера — ₽49 000. Причем больше всего зарабатывают инженеры-программисты: ₽72 000. Это выше средних показателей по стране, но значительно ниже начальной зарплаты инженеров на международном рынке.

При этом российским вузам сложно успевать за быстрой сменой технологий. Поэтому в рамках национальных проектов разработали модель подготовки инженерных кадров, которая включает базовую инженерную и профессиональную подготовку, развитие STEM-компетенций (science — наука; technology — технология; engineering — инжиниринг; math — математика), междисциплинарность и активное участие индустриальных партнеров в образовательном процессе.

Экономика образования

Что такое STEM образование, и почему компании ценят таких специалистов

«Инженер — это основополагающая профессия современного мира: без него нельзя построить ни больниц, ни школ, ни домов, а значит, остальные профессии будут бесполезны. Я учусь в Российском университете транспорта (МИИТ). Теоретическая подготовка очень хорошая. Но в прикладных дисциплинах образование не всегда поспевает за изменениями в нормах и технологиях», — делится опытом Игорь Галабурда, студент третьего курса.

Сегодня российскому инжинирингу нужны «интеграторы», то есть специалисты, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. А еще «трансляторы» — те, кто умеет связывать высокотехнологичные процессы. Подготовка квалифицированных кадров для российского инжиниринга — одна из задач Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве. НАИКС занимается обучением специалистов различных отраслей.

Плюсы и минусы профессии

Положительные стороны профессии:+ Уважаемая профессия. Строить дома и создавать прогрессивные механизмы всегда было нужно, полезно и престижно.+ Результаты работы видны сразу. Даже если цикл производства занимает некоторое время, инженер увидит результат и услышит отзывы.+ Всегда актуальная профессия. В отрасли всегда ощущается дефицит кадров, поэтому работа есть и для молодых и для опытный специалистов.

Отрицательные стороны профессии:- Высокий уровень ответственности

При проектировании здания, буровой установки или даже небольшой детали в эскалаторе всегда важно помнить о безопасности.- Много рутины. Иногда приходится много раз исправлять и полностью переделывать чертеж проекта, основное время работы занимает не «изобретательство», а проектирование, написание технической документации и расчеты.- Условия труда

Хоть инженер и относится к профессиям умственного труда, но проверять работоспособность изделий ему приходит и на стройплощадке, и в цеху, и в полевых условиях.

Куда поступить после 11 класса >>11 востребованных профессий, или Кто будет востребован и в старости >>

Минусы профессии инженера

Есть и недостатки.

  1. Необходимость постоянно заниматься монотонной работой, которая требует большой концентрации внимания. Например, выполнение математических вычислений или постройка чертежа. Даже малейшая неточность или ошибка в работе инженера становится видна на практическом этапе. Из-за этого коэффициент производства значительно упадет или может развиться опасная ситуация. При этом заработная плата специалиста не всегда компенсирует такой высокий уровень ответственности.
  2. Сложность в получении образования из-за присутствия в программах дисциплин, которые на первом этапе изучения кажутся сложными. Например, математический анализ, черчение, сопромат (сопротивление материалов) и тому подобное. При этом обучение инженера происходит на протяжении всей его профессиональной деятельности, так как специалист всегда должен быть в курсе новых технических тенденций и достижений в мире науки.

Но большинство людей, которые выбирают профессию инженера, совсем не пугаются при виде негативных сторон своей будущей деятельности. А некоторые и вовсе относят это к плюсам своей профессии.

Оплата труда

Компании, где можно работать инженером-механиком

Заработная плата инженера-механика зависит от его квалификации и опыта работы, а также сферы деятельности. Как правило, в автомобильной и авиационной промышленности, а также на крупных промышленных предприятиях инженеры-механики получают наибольшую зарплату.

Ступеньки карьеры и перспективы

Инженер-механик может развивать карьеру в горизонтальном направлении, осваивая разные направления профессии: от эксплуатации к производству и конструированию механизмов и оборудования. Есть другой вариант развития карьеры: в административном, вертикальном направлении. Инженер-механик может повышать свою квалификацию со II категории до I. Дальнейший рост возможен до должности начальника цеха и главного инженера предприятия, если специалист проявляет инициативу, повышает квалификацию, развивает навыки управленца и менеджера. Можно работать во внешних контролирующих организациях, выполняя экспертный контроль.

В НИИ инженер-механик может заниматься научно-исследовательской работой, защитить диссертацию, получив ученую степень.

Инженер-механик с коммерческими способностями может открыть собственное дело, если имеет собственные разработки новых видов продукции.

Портрет современного инженера-механика

Инженер-механик — типично мужская профессия, ведь в производственных условиях специалисту требуется физическая сила и выносливость По статистике 99% инженеров-механиков — мужчины. Возрастная градация: 38% специалистов — молодежь до 30 лет, 29% — от 30 до 40 лет, 20% — от 40 до 50 лет, 13% — специалисты старше 50 лет. Как правило, 91% инженеров-механиков — профессионалы с высшим техническим образованием.

Интересные факты

30 октября — День инженера-механика.

Этот профессиональный праздник был учрежден в 1996 году по приказу Главнокомандующего Военно-Морского Флота России.

Первым практическим инженером-механиком, а также ее теоретиком считается Архимед, который прославился различными техническими изобретениями.

История современной профессии началась в 1854 году, когда во флоте России было принято решение о создании корпуса инженеров-механиков.

Курсы повышения квалификации механиков

Курсы повышения квалификации позволяют механикам обновлять теоретические знания и осваивать новые практические навыки, технологии и методы работы. Такие курсы проводятся для людей, имеющих диплом о полном высшем или среднем образовании.

Как правило, курсы повышения квалификации такого типа проводятся в помещениях учебных заведений, в которых имеются кафедры подготовки будущих механиков.

Пройти курсы повышения квалификации инженеры-механики могут в таких учреждениях, как:

Москва

  • Учебный центр «Автомеханика»: стоимость: от 12 тысяч рублей.
  • ООО «Индастриал Партнер»: продолжительность: от 8 до 72 часов.
  • Учебный центр «Практическая механика»; продолжительность: от 16 до 160 часов; стоимость: от 13 до 66 тысяч рублей.
  • Учебный центр «Амулет»: продолжительность: 278 часов; стоимость: 15 тысяч рублей.
  • Межрегиональная академия строительства и промышленного комплекса: продолжительность: от 252 до 502 часов.
  • Центр оперативного профессионального обучения: продолжительность: 256 часов; стоимость: 15 тысяч рублей.

Санкт-Петербург

  • Учебный Центр «Амилен»: стоимость: от 4 тысяч рублей; продолжительность: от 2 недель.
  • Факультет методов и техники управления «Академия ЛИМТУ» Университета ИТМО: Стоимость: от 7,5 тысяч рублей; Продолжительность: от 1 месяца.
  • Институт безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета: продолжительность: 2 месяца.
  • Единый центр подготовки кадров: продолжительность: 256 часов; стоимость: 15 тысяч рублей.
  • «ЦЕНТР АТТЕСТАЦИИ И ЭКСПЕРТИЗЫ»: продолжительность: 256 часов; стоимость: 16 тысяч рублей.
  • Учебный центр «Прогресс»: продолжительность: 254 часа;
  • Институт промышленной экологии «Промэкология»: продолжительность: от 72 часов; стоимость: от 6 тысяч рублей.

Таким образом, профессия инженера-механика требует не только обширного объема знаний, но и большой ответственности

Именно поэтому так важно регулярно проходить курсы повышения квалификации и подтверждать собственную профессиональную пригодность

Должностная инструкция

В обязанности и прямые задачи главного инженера входит множество функций. Именно данный специалист занимается определением технической политики предприятия, на котором он работает. Должность подразумевает конкретные права, обязанности и ответственность за их невыполнение.

Обязанности

Специалист занимает второе место в руководящем составе после генерального директора предприятия. Таким нюансом обусловлено наличие широкого круга обязанностей человека, занимающего данную должность. Данный специалист должен уметь просчитывать максимально выгодные пути работы предприятия в условиях современного рынка.

В функциональные обязанности специалиста входит:

  • проведение контроля качества производимой продукции;
  • контроль испытания рабочего оборудования, в том числе обеспечение своевременного ремонта и расширения ассортимента применяемой техники;
  • выявление необходимости повышения имеющейся квалификации работников, полный контроль над человеческими ресурсами;
  • контроль соблюдения сроков работ, указанных в сметах, ведомостях и других документах предприятия, где стоит его подпись;
  • руководство организацией мероприятий, направленных на улучшение производственных процессов компании и их модернизации;
  • контроль пожарной и технической безопасности на объектах, находящихся в его ведении – данный пункт также подразумевает соответствующую ответственность за невыполнение обязанности, в том числе и материальную;
  • обеспечение своевременного составления и подготовки всех видов технической документации;
  • контроль над соблюдением дисциплины в производственной деятельности – технологическая, проектная, пожарная, конструкторская дисциплины, охрана труда, соблюдение природоохранных и санитарных норм;
  • подготовка дополнительных кадров, в том числе заключение договоров с вузами и другими обучающими учреждениями при необходимости;
  • исполнение обязанностей генерального директора при его временном отсутствии.

Функционал может включать в себя и другие пункты. Ключевым фактором в данном случае является специфика предприятия и его деятельности. Общие моменты зафиксированы на законодательном уровне. Инструкция не может им противоречить. Допустимо только внесение изменений, касающихся конкретной деятельности. Например, инженер, работающий с оборудованием, должен регулярно его проверять и контролировать ремонт. Если в подчинении есть только сотрудники, то пункт про оборудование может быть исключен из инструкции.

Права

Главный инженер может использовать свою личную подпись при подписании документов, относящихся к сфере его непосредственных полномочий. Специалист имеет право заключать необходимые договора не только с юридическими, но и физическими лицами. Давать особые указания он может всем руководителям технических служб и подразделений.

Другие права:

  • получать всю необходимую и полную информацию у структурных руководителей технических подразделений, если она касается его полномочий;
  • осуществлять проверку деятельности всех технических структур компании;
  • принимать решение о взятии в штат новых специалистов, кроме того, главный инженер может в любой момент запросить информацию об уже работающих сотрудниках технических структур;
  • принимать участие в составлении всех смет, инструкций и приказов предприятия, связанных с производственной деятельностью компании;
  • требовать от основного руководства компании обеспечить производственный процесс всеми необходимыми ресурсами для создания максимально комфортных организационно-технических условий;
  • давать руководителям всех структур, имеющихся в подчинении, указания по работе на производстве;
  • вносить предложения о нововведениях в производство, привлечении новых сотрудников, переквалификации имеющегося персонала;
  • принимать участие в разработке программы рационального развития предприятия, участие данного специалиста в этом случае является обязательным условием.

Кроме того, главный инженер имеет права на все гарантии, которые предусмотрены на законодательном уровне. Специалист также может требовать от руководства содействия в осуществлении своих непосредственных профессиональных обязанностей, а также запрашивать информацию, необходимую для их выполнения.

Востребованность технических направлений на рынке труда

Инженеры находятся в штате многих категорий предприятий: от тяжелой промышленности и до пищевой сферы деятельности. Без таких специалистов сложно себе представить развитие и работу изобретательского, конструкторского и производственного бюро. Представитель профессии с опытом работы необходим на любом производстве, где налаживается технологический процесс.

Поэтому практически каждая сфера деятельности государства не обходится без таких специалистов. Будет это военная, металлургическая, строительная, медицинская или машиностроительная отрасль. Везде можно попытать удачу и постараться проявить себя.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Работа не только увлекательная, но и престижная.
  2. Солидные гонорары, которые могут быть увеличены за счет дополнительных выплат.
  3. Доступное обучение, ведь программы для инженеров НПЗ реализуются во многих российских вузах.
  4. Некоторые компании заботятся о своих сотрудниках: бесплатные питание, проживание и спецодежда, компенсация расходов на обучение и мобильную связь.
  5. Регулярные командировки, позволяющие расширить кругозор и получить новые знания, необходимые для профессионального развития.
  6. В этой сфере на первый план выступают способности и возможности инженера, поэтому самые талантливые специалисты в возрасте 35-40 лет могут занять руководящую должность.

Минусы

  1. Работа связана с физической активностью, нагрузками, неблагоприятным воздействием.
  2. Неудобное месторасположение НПЗ, что накладывает отпечаток на качество жизни инженера и его семьи.
  3. Активным людям деятельность, связанная с выполнением однообразных задач, может показаться скучной.

Преимущества профессии инженера

Согласно статистическим данным треть всех квалифицированных специалистов являются инженерами. При этом, несмотря на огромное количество уже работающих инженеров, современный рынок труда постоянно испытывает дефицит таких специалистов. Поэтому несложно догадаться, что основным преимуществом профессии инженера можно считать востребованность, а значит и гарантированное трудоустройство.

К немаловажным преимуществам этой профессии также можно отнести возможность реализовать свои новаторские идеи, имея «под рукой» не только подручные материалы и примитивные «гаражные» устройства, а самое высокотехнологичное оборудование, позволяющее производить точные расчеты, тщательные исследования и тестирование экспериментального продукта.

Ну и самое главное, квалифицированные инженеры нужны абсолютно на всех предприятиях, поэтому выпускники, получившие высшее техническое образование, имеют возможность выбирать наиболее близкое «к душе» направление работы: будь то разработка новых программных продуктов или строительство «умных» домов. При этом, если инженер может работать где угодно и кем угодно, то инженером работать кто угодно не может.

Описание профессии

Основные цели – воплощать идеи в жизнь, проектировать, усовершенствовать.

Работники-инженеры изобретают технологические новшества, они занимаются их испытаниями, апробацией, сопровождением во время эксплуатации, ремонтом. Некоторые находят себя в научных изысканиях. Виды инженерных специализаций:

  • конструктор – проектирование;
  • биолог – современные направления генетики;
  • военный – оборонные и космические научные изыскания;
  • технолог – процесс действия различных устройств;
  • программист – IT-обеспечение, алгоритмы;
  • физик – повышение функциональности инноваций, материалов;
  • экономист – анализ, аналитика информации.

Фото: ВК: @работа в Петербурге

Независимо от категории, отличие – логическое мышление.

При предрасположенности к математическим наукам человека невозможно сбить с цели, он будет часами сидеть в библиотеках, изучать дисциплины, получать удовольствие от выбранного дела.

Один из плюсов профессии – это её востребованность. Молодые специалисты с профильным образованием трудоустраиваются в течение нескольких месяцев. Некоторые получают приглашение в научные лаборатории, будучи студентами выпускных курсов.

Работник должен совершенствовать навыки с учётом технических тенденций и новых изысканий. Лица, которые готовы повышать квалификацию, приглашаются на престижные предприятия с хорошими должностными окладами.

Узнайте, как устроиться на работу в Майкрософт

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия идеально подходит для людей с математическим складом ума, которые любят выполнять расчеты и безупречно знают физику, математику.
  2. Вузов, занимающихся подготовкой инженеров-прочнистов, очень много, студент, который хорошо сдал экзамены, имеет все шансы обучаться на бюджетной основе.
  3. Стабильность, возможность использовать программы, облегчающие все рабочие процессы.
  4. У молодых инженеров-прочнистов не возникнут проблемы с трудоустройством, ведь их охотно принимаю на стажировку и обучение как крупные, так и небольшие компании.
  5. Зарплата средняя, но она часто дополняется бонусами, премиями, надбавками за выработку.
  6. Высокая востребованность на российском и зарубежном рынке труда.
  7. Зарубежные командировки.
  8. Низкая конкуренция в сегменте, что касается обучения и дальнейшего трудоустройства.
  9. Возможность получать солидный оклад, совершенствуя профессиональные знания (умение водить машину, иностранные языки, освоение смежных специальностей).
  10. Социальный пакет, обучение и проживание может быть оплачено компанией.

Минусы

  1. Сложные условия труда (шум, работа под открытым небом).
  2. Получение травм во время работы над проектом, но такая неприятная ситуация может произойти только в случае пренебрежения инструкциями безопасности.
  3. Молодые специалисты не получают высокий оклад.
  4. Сложное обучение, профессия не подходит для гуманитариев.

Используй интерфейс как связь между узлами

Вышеописанное описание стандарта напоминает описание интерфейса. Интерфейс — это своего рода также соответствие стандарту. Порой пройдет достаточно много времени, прежде чем ты понимаешь, как нужно было действительно проектировать интерфейс. С интерфейсами мы сталкиваемся постоянно в реальной жизни. Автомобилист не обязан знать устройство двигателя и уметь в нем ковыряться, если конечно это не вменено ему в обязанность. У него есть интерфейс для вождения — руль, педали, ключ зажигания и пр.

Для того, чтобы у нас узлы могли спокойно между собой взаимодействовать, необходимо тщательно продумывать именно интерфейс взаимодействия. Причем в очень многих случаях он даже важнее внутреннего устройства механизма, пускай и очень сложного. Автомобилист может ехать как на электрокаре, так и на автомобиле с ДВС. Человеку по большей части все равно, что под капотом. Шестеренкам, которые передают крутящий момент тоже. Не все равно только шестеренкам на то, как они получают этот крутящий момент. А вот это и есть очередной интерфейс. Только не для человека, а для механизма. В вышеописанной системе теплоснабжения интерфейсом мог бы стать теплообменник.

Еще одним преимуществом интерфейсов я считаю то, что по сути это как контракт на узел. Он должен быть таким-то, чтобы с ним можно было работать. И тем самым мы даем понять другому инженеру, какую ответную часть и как нужно разрабатывать другому инженеру. Я очень часто наблюдал ситуацию, когда разрабатывалась сложная конструкция, а «интерфейсам» не уделялось должного внимания, будь то программный код, продукция машиностроения или проект жилого дома. Найти общий язык с коллегами при этом достаточно сложно.

Вместо заключения

По большей части данный момент олицетворяет мои фантазии, как инженера. На мой взгляд на данный момент инженерам не хватает инструментов «оркестрирования» их системами. Есть, правда, зачатки данных систем: у разработчиков ПО — это UML-кодогенераторы; у инженеров-проектировщиков ПГС — это BIM, у инженеров-проектировщиков в машиностроении PLM-системы. К сожалению многие из этих «продуктов» очень медленно развиваются, хотя потенциал у них больше, чем даже думают их создатели и их очень не хватает инженерам «высокого уровня».

Но это происходит по той причине, что конечные пользователи «не умеют их готовить» и, как причина следствие «продукт» не развивается из-за отсутствия фидбека. Из своих нынешних коллег кодогенератор использую только я. Остальные UML рисуют на бумажке, которую потом просто выбрасывают. Следующему разработчику, которому отдают проект, приходится вникать во многие детали и, если проект большой, общую картину он увидит не скоро. А ведь UML более нагляден, нежели банальное чтение кода. Даже для тех, кто далек от разработки. И как плюшки — часто дает возможность для самодокументирования кода.

PLM-системы дают возможность не только хранить как в файлопомойке общем хранилище инженерных изделий, они также могут вытягивать информацию для менеджмента (опять же своего рода самодокументирование). Но главное — у нас появляется возможность оркестрировать сборками «верхнего уровня» в некой виртуальной среде, повторно использовать разработанные на других проектах узлы. Наблюдая за сборками конструктора-джуна в PLM системах, могу сказать, что для него это действительно просто хранилище несвязных данных. В худшем случае на практике это касается и конструктора-сеньора.

Своего рода при присутствии недостающего определенного функционала у вышеуказанных систем можно не спускаться до узлов более низкого уровня. Тут мы абстрагируемся настолько, насколько возможно. Своего рода это проектирование «сверху вниз». Мы должны описать своего рода контракт. Инженер, который будет проектировать узел более низкого уровня, будет ограничен в своей рукожопости данными необходимыми для разработки. Хотелось бы видеть больше абстракции в подобных продуктах, где у архитектора системы нет необходимости(или возможности) вникать в детали проектируемых абстракций.

Пускай пока подобных инструментов даже не предвидится в будущем (хотя потенциал есть), хотелось бы видеть в мышлении рядового инженера больше абстракций. Ну или хотя бы, чтобы он к этому стремился — не боялся разделять сложную систему и принимать системные решения. Если в работе много технически-сложных вопросов, то стоит посидеть, пораскидать на бумажке, банально порассуждать наедине с самим собой. И не бойся ошибиться — не ошибается только тот, кто не работает.

Чуть не забыл — да начнется срач 😉

UPD.

Инженер – описание профессии и ее направления

На плечи работников ложится не только необходимость спроектировать, собрать и испытать изобретение, но и сопроводить процесс его эксплуатации, разработать методы ремонта. При этом не все, что обычно делают инженеры, связано с поддержанием цикла работы технического изделия. Определенные категории сотрудников профиля занимаются научной деятельностью.

Виды специализаций инженеров:

  • технолог – оптимизирует процесс работы установок, устройств, роботов и совершенствует их;
  • конструктор – проектирует, создает и испытывает новые изобретения;
  • физик – применяет профильное образование и знания по физике для разработки новых изделий и повышения их функциональности;
  • биолог – основываясь на знаниях и биологических процессах, решает технические задачи (клонирование органов, стимулирование роста растений);
  • программист – пишет программное обеспечение и алгоритмы для достижения максимального уровня автоматизации производства;
  • экономист – анализирует экономические показатели и ищет пути их улучшения;
  • военный – применяет навыки инженера для создания военной техники, ее обслуживания и улучшения.

Тем, кто планирует связать свою жизнь с инженерным делом, рекомендуется изучить описание профессии в каждом конкретном случае. Окончательный выбор влияет на то, какие предметы нужно сдавать при поступлении в вуз, каким будет набор профилирующих дисциплин. Он определит место службы, требования к специалисту и перечень должностных обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector