Археолог

Какие навыки нужны в экспедиции

В зависимости от масштабов раскопок участники берут на себя одну или несколько обязанностей. Незаменимый человек в любой экспедиции — её руководитель. Он несёт ответственность за имущество, оформляет документы и подбирает команду. Другой человек, без которого трудно представить выезд команды или городские раскопки, — завхоз. Заведующий хозяйственной частью ведёт учёт всего оборудования, инвентаря и продуктов.

У тех, кто снимает грунт на участке, нет особой должности, их называют просто «люди на лопате». Иногда они же выступают в качестве переборщиков — просеивают или моют грунт, если нужно найти мельчайшие осколки, драгоценные камни и бисер.

Отдельная профессия в экспедиции — археолог-геодезист. С помощью специальных приборов — теодолита, нивелира или тахеометра — геодезист получает данные о перепаде высот и значении углов. Раньше всё приходилось наносить на планы вручную, а сейчас умный прибор сам загружает информацию о местности в компьютер. Я научился выполнять замеры и составлять планы на курсах за пару недель и выполнял геодезическую работу.

Перед фото- и видеофиксацией, а также геодезической съёмкой находок нужно подготовить раскоп. Этим занимаются ответственные за зачистку. Затем за дело берутся фотограф и другие специалисты.

Иногда к участию в раскопках присоединяются почвоведы, специалисты по керамике, реставраторы или антропологи. Кстати, антропологи помогают определять по костям не только скелеты людей, но и животных. В выездных экспедициях бывает нужен водитель. Как видите, люди с самыми разными навыками и интересами могут пригодиться на раскопках.

Как же стать археологом?

В 90 процентах случаев, чтобы все получилось, нужно поступать учиться и чаще всего в высшее учебное заведение. Но пути, как минимум 3. Так что стоит рассмотреть варианты.

Во-первых, чтобы стать археологом, можно поднажать на все гуманитарные науки, набрать достаточный проходной балл на ЕГЭ и поступить на исторический факультет.

Учеба на профессию археолога занимательна и непроста. Здесь вам предоставят археологию в чистом виде, как она есть: вкупе с поездками на раскопки, опытными научными деятелями и её Величеством историей.

Учиться будет поистине интересно, но не сказать, что легко

Будет много информации, колоссальное количество дат (все даты важно будет помнить наизусть), море прочитанных книг.. Чтобы стать археологом, придется постараться, спустя рукава учиться не получится: программа обучения в вузе достаточно жесткая, требования к ней тоже.

Чтобы стать археологом, придется постараться, спустя рукава учиться не получится: программа обучения в вузе достаточно жесткая, требования к ней тоже.

По сравнению с истфаком, школьные уроки истории – скорее чтение книжек про принцесс и драконов. В общей сложности, учиться потребуется шесть лет: по программе бакалавриата и затем магистратуре.

Вот как становятся археологами в целевом вузе. Зато на выходе – вы самый настоящий специалист, который может взять открытый лист и руководить раскопками самостоятельно

И делать это круглогодично (это важно, но об этом – позже).

Во-вторых, можно окончить любое высшее учебное заведение (возможно, в вашем городе нет исторического, а в другой город не пустили – бывает и так). Параллельно с учебой активно изучать историю, ездить волонтером на раскопки, набираться опыта. Ведь, чем занимается археолог, если не раскопками.

В результате, как только вуз будет окончен, вы сможете ездить практически на любые археологические памятники, но уже не как волонтер-зевака, а как специалист.

Дело в том, что за время раскопок в качестве волонтера для каждого появляется какая-то профессия, которую он освоит. Чертежник, например, или специалист по находкам. Такой вариант стать археологом без соответствующего образования вполне можно рассмотреть.

В-третьих, можно вообще не оканчивать никакого вуза и поехать в археологическую экспедицию в буквальном смысле с нуля.

Часто становятся археологами именно волонтеры. Поэтому волонтером поехать проще, да и в большинстве экспедиций всегда есть местечко, куда возьмут человека без опыта в археологии: следить за отоплением в палатках, носить рейки, разбивать раскопы. Много не заплатят, но на хлеб с маслом всегда хватит.

Работа строго сезонная, зимой вы сидите дома и проедаете заработанное за время раскопок: как только начались раскопки – приезжайте и обслуживайте лагерь. Нет сезона – соответственно, нет и лагеря. Это так называемая «околоархеология». Можно остаться на этом же уровне и каждый год бегать с рейкой, а можно вырасти в специалиста, а там и исторический факультет окончить.

Есть еще четвертый – отдельно стоящий — способ попасть в профессию: поехать к месту раскопок. Ведь чем занимается археолог, если говорить о работе в ее классическом виде, если не раскопками. Так что можно отправиться на работу копателем.

Образование, возраст и пол, по сути, здесь значения не имеют. Важна физическая выносливость. Эта категория людей, прямо скажем, далека от археологической романтики: они приезжают целенаправленно копать и зарабатывать.

Многие «ломаются» — работа эта очень и очень нелегкая. Другие же, напротив, копают до глубокой пенсии, причем не хуже молодежи. Как ни странно, здесь тоже своя наука. Четко выверенные движения, развороты, минимум три вида лопат, охраняющиеся как зеница ока, специфический сленг, особое питание. Скажем так, это тоже археология. Только без основной её части.

Резюмируя, чтобы стать археологом, требуется образование, но можно и без него. Вопрос в том, куда эта тропинка приведет: в подсобные рабочие, в специалисты или копатели, в руководители или в серьёзные исследователи. Известны пути и туда, и обратно.

Самые известные археологи

Генрих Шлиман – это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу – козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции

Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах – не фантазия, а реальность

Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

Есть известные археологи и в России. В их число входит Борис Пиотровский, родился он в 1908 году. По знаку зодиака – водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

Археологи в России

Профессия весьма интересная, но требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, отменной физической подготовки.

Как стать археологом в России? Ответ на вопрос ожидает ниже. Для начала поймите, что работать придется в тяжелых условиях. Прежде чем отправитесь поступать в университет, убедитесь, что нет медицинских противопоказаний.

Список требований к археологу

Здоровье

. Убедитесь, что нет заболеваний, которые помешают заниматься профессией. Не должно быть болезней сердца, расстройства слуха, судорог и гипертонии. Огромным препятствием в достижении цели выступают: геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, болезни органов пищеварительной системы, инфекционные заболевания.
Зависимости

. Людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. От крепких напитков, сигарет и наркотиков придется отказаться и вести здоровый образ жизни.
Образование

. Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета. Путь к любимой профессии можно начать из колледжа, поступив на специальность «История»

Если после школы поступаете сразу в университет, уделите внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся

Навыки

.

Начинающий:
20000 ⃏
в месяц

Опытный:
30000 ⃏
в месяц

Профессионал:
40000 ⃏
в месяц

На плечах гигантов

После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.

И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с «замерзшими» могилами. Теперь – курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.

Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, – и пазырыкцы, и хунну – были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?

Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона – в Китай, Иран, Тибет, Индию – на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.

Но, конечно, осталась еще одна мечта – открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее… Но в китайском Синьцзяне – беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма… Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы – и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.

Как же получить профессию археолога, спросите вы? Какие экзамены сдавать и куда поступать?

Освоить специализацию «археология» можно исключительно на последнем курсе исторического факультета. Но, чтобы стать действительно профессионалом придется начинать работать над собой задолго до поступления в институт.

Для успешного освоения археологии вам необходимо:

  1. Химия, география, физика и история — предметы которым необходимо уделять много времени в школе,
  2. История цивилизаций и культуры, антропология и геология — отлично дополнят школьные знания по базовым предметам,
  3. Во время учёбы в школе или колледже, лучше всего, выбрать класс с углубленным изучением истории.
  4. Далее, необходимо поступить в институт и выбрать специальность связанною с историей.
  5. Желательно стать членом исторического клуба — это позволит уже с первого курса участвовать в раскопках и экспедициях.
  6. Во время учёбы посещайте международные конференции и проекты связаны с археологией.

Также умения хорошо фотографировать и рисовать — всегда будут плюсом.

Где учиться на археолога?

В этом, как и во многом другом, вам поможет google или yandex. В поисковике можно вбить номера следующих специальностей и дописать к ним слово «история»: 050401, 030400, 030401. Или же вбить код 030402 и дописать «Историко-архивоведение». После чего, вам выбьет целый список университетов в разных городах, где можно получить образование связано с историей. Среди этого огромного списка выберете вузы, в которых можно получить диплом бакалавра, учителя или магистра истории. Затем выберете ту кафедру, на которой есть специализация «Археология». Также, на сайте того или иного вузы вы найдете список сертификатов экзаменов которые нужны для поступления.

Реально ли стать археологом без соответствующего диплома?

Если быть честным, то сделать карьеру в области археологии может человек исключительно с высшим образованием. В данном случае, речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. К сожалению, без высшего образования — археологом не стать.

Обучение на археолога

Классическое образование археолога получается в высшем учебном заведении. Вариантов вузов, где учиться на археолога множество.

Поскольку эта профессия связана, в первую очередь, с историей, то нужно искать исторический факультет и соответствующую специализацию. Программа подготовки бакалавров – 4 года и магистров – еще 2 сделают из студента выпускника и перед ним будут открыты все пути и дороги.

Но учиться на археолога можно начинать уже в школе. Обычная общеобразовательная школа может дать большую часть знаний, которые пригодятся в археологии

Важно делать особый упор на историю, географию, не пренебрегать физикой и химией.

Столь несмежные науки вкупе дают все необходимые азы, которые потребуются уже в процессе работы по профессии археолога. Нелишним будет хорошенько освоить черчение и поднажать на графические программы. Достаточно будет базовых знаний Adobe Photoshop и CorelDraw.

Где еще учат на археолога?

Кружки и секции – отличный вариант для школьника, мечтающего поступать по специальности. Невероятно, но секций любителей истории и археологии множество.

Учиться на археолога можно практически в каждом городе есть краеведческие музеи, а при них – те самые кружки. Обычно они ограничиваются изучением археологии и истории своего края, но в общих ознакомительных целях этого более чем достаточно. И это отличный вариант обучения на археолога прямо со школьной скамьи.

Но есть и еще лучше. Не только краеведческие музеи радеют за историю. Например, в подмосковном Сергиевом посаде есть клуб «Юный археолог», аналогичный клуб есть в Саратове, а под Ельцом есть целый Детский Археологический лагерь «Аргамач», где раскопки проводятся непосредственно самими детьми под руководством мэтров археологии. То есть – эффект полного погружения. Где учиться на археолога, если не в полях?

Если вы живете в этих городах, такую возможность практического образования ни в коем случае не стоит упускать из виду.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых

На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Специальности

Список вузов где учат на Археолога в Санкт-Петербурге:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Археолога, проходные баллы и выбор специальности.

г. Санкт-Петербург, просп. Средний В.О., д. 57/43Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Мировые политические процессы и международное сотрудничество Рус 
Общ 
Ист 
296 140 240 000 ₽

г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67, лит. АСанкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Международные отношения Рус 
Общ 
Ист 
277 200 160 000 ₽

г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Зарубежное регионоведение (общий профиль) Рус 
Ист 
Иняз 
286 190 180 000 ₽
Азиатские исследования Рус 
Ист 
Иняз 
Набора не было Набора не было
Европейские исследования Рус 
Ист 
Иняз 
Набора не было Набора не было

г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Историческое краеведение Рус 
Общ 
Ист 
Набора не было Набора не было

г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

Международные отношения Рус 
Общ 
Ист 
Набора не было 104 968 ₽

197110, г. Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д.15, литер АНевский институт языка и культуры

Зарубежное регионоведение Иняз 
Ист 
Рус 

г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Зарубежное регионоведение Рус 
Общ 
Ист 
Набора не было 146 160 000 ₽
История Рус 
Общ 
Ист 
Набора не было 149 160 000 ₽

г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22, к. 1Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича

Зарубежное регионоведение Рус 
Общ 
Ист 
Набора не было 120 180 000 ₽

г. Санкт-Петербург, ул., Садовая, д. 21.Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Азиатско-Тихоокеанский регион Рус 
Общ 
Ист 
Иняз 
288 157 198 000 ₽
Зарубежная Европа Рус 
Общ 
Ист 
Иняз 
288 157 198 000 ₽
Латинская Америка Рус 
Общ 
Ист 
Иняз 
288 157 198 000 ₽
Внешняя политика России и зарубежных стран Рус 
Общ 
Ист 
Иняз 
286 151 210 000 ₽

г. Санкт-Петербург, Литейный просп., д. 42Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Международная интеграция и международные организации Рус 
Ист 
Иняз 
Набора не было 90 130 000 ₽
Международные гуманитарные связи Рус 
Ист 
Иняз 
Набора не было 90 130 000 ₽

Плюсы и минусы

Очевидным плюсом работников в сфере археологии считается возможность часто подолгу путешествовать в кругу своих единомышленников. Помимо этого, львиную долю своего рабочего времени представители этой профессии проводят в природной среде на свежем воздухе — и это тоже можно считать преимуществом специальности.

Никаких других преимуществ данной специальности определить не удалось. Не исключено, что именно такой неубедительный перечень достоинств и стал причиной того, что в наши дни археология как учебное направление стремительно теряет свою популярность у абитуриентов.

В то же время минусов у профессии археолога намного больше. Перечислим самые весомые.

  • Со стороны может показаться, что археология представляет собой приключения, походы и знаковые открытия. Однако на практике это тяжелый, изматывающий физически труд и монотонная работа, с которой зачастую не справляются даже самые сильные и выносливые мужчины.
  • Низкие зарплаты, а порой и вовсе полное отсутствие заработков. Это объясняется слабым государственным финансированием расходов на проведение любых исследований артефактов.
  • Многие месяцы, проводимые в спартанских условиях, приводят к тому, что археологи зачастую вынуждены питаться тем, что предлагает природа и спать на голой земле под открытым небом.
  • Далеко не каждые раскопки заканчиваются великими открытиями. Случается, что значимые находки совершает кто-то другой, и в этом случае у специалиста возникает чувство, что часть жизни прожита напрасно.
  • Ну и конечно, продолжительные археологические экспедиции препятствуют созданию семьи и построению полноценной личной жизни.

Как стать археологом

Для получения профессии археолога, нужно закончить исторический факультет с этим направлением или же окончить факультет по специальности «Музейное дело и охрана памятников».

Какие навыки нужны

Чтобы стать археологом, пригодятся следующие навыки:

Эрудированность. Археолог должен быть эрудированным в самых разнообразных сферах – начиная с истории и заканчивая физикой.
Умение чертить. Профессия археолога требует составление схем и подробных планов.
Владение фототехникой

Процесс раскопок и находок важно фиксировать.
Навыки скалолазания и владения альпинистским или дайверским оборудованием.
Коммуникабельность. Долгое время необходимо провести с одними и теми же людьми

Нужно уметь договариваться и решать конфликты.
Готовность к монотонной работе. Раскопки могут затягиваться, и для работы лопатой и кисточкой нужно иметь терпение.
Аккуратность
Артефакты требуют бережного отношения.
Внимание к деталям. Археолог должен уметь анализировать и делать выводы из мелочей и порой не самых видных признаков.
Аналитические и дедуктивные способности
Археолог должен уметь соединить знания из разных областей и провести сравнительный анализ.

Какие предметы нужно сдавать на археолога

На археолога нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Иногда понадобятся: черчение, физика, биология или химия.

Сколько учиться после 9 и 11 класса

Если Вы хотите стать археологом после 9 класса, то нужно пойти в колледж по направлению «История», а после поступить в ВУЗ по направлению «Археология».

Если Вы решили пойти учиться после 11 класса, то стоит сразу нацелиться на вуз.

Обучение после 9 класса в колледже составит 3 года и 10 месяцев. После 11 класса – 2 года 10 месяцев.

Обучение в вузе составляет 4 года.

Возможно ли дистанционное обучение

Дистанционное обучение по данной специальности невозможно. Но можно на базе полученного высшего образования пройти дистанционные курсы повышения квалификации

Перспективы профессии

Археология – наука очень гибкая. Она открыта к интеграции с другими дисциплинами. Сегодня наблюдается стремительное развитие молекулярной археологии. Это направление, которое появилось на стыке с молекулярной генетикой. Оно дает возможность расшифровки генетического материала различных органических артефактов – начиная от останков человека до костей животного, фрагментов пищи и пыльцы растений.

Не менее перспективна виртуальная археология. Это симбиоз компьютерных технологий и классических геофизики, геодезии, картографии, научной реконструкции. С помощью лазерного сканирования успешно выполняется высокоточное трехмерное моделирование памятников. Теперь ученый может свободно делать необходимые расчеты и замеры прямо в кабинете. Раньше для этого надо было обязательно находиться на объекте.

Исследователь памятников Таманского полуострова археолог Иван Рогов считает, что все-таки наступит момент, когда эта профессия прекратит существование. Изучать будет попросту нечего. Однако совсем она не исчезнет. С точки зрения ученого, она, скорее всего, трансформируется в какую-нибудь новейшую науку либо сольется с искусствоведением или реставрацией. Правда, случится это нескоро. Поэтому поступающим в вузы безработицы после выпуска бояться не стоит.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия археолог подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Зарплата археолога

Средний уровень ежемесячной зарплаты специалиста по археологии — около 25

30 тысяч рублей. Находясь в археологической экспедиции, специалист получает суточные. Максимальная зарплата, на которую может претендовать человек с опытом работы в Москве, — 45 50 тысяч рублей. Более высокие зарплаты у археологов, которые работают в строительных организациях, на промышленных объектах, где помогают в осуществлении проектно-исследовательских и строительно-монтажных работ.

Если археолог желает заниматься музейной деятельностью, то получать за эту работу он сможет до 15 тысяч рублей.

Профессия — археолог презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Слайд 1

Профессия — Археолог

Слайд 2

Археолог — это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основные задачи работы археолога входит проведение раскопок для поиска источников исследования. Археологию зачастую сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение и абстрактное мышление, чтобы воссоздать первозданную картину мира прошлого.

Слайд 3

Ученые-археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны какой-либо древней культуры или археологического памятника уходят годы.

Слайд 4

Профессия археолога была популярна ещё в Древнем Риме и Греции. Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железном веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения проводились многочисленные раскопки, основной целью которых было добывание античных скульптур. Археология как наука сформировалась только в начале ХХ века и сегодня представляет собой разделы, изучающие различные области культур и эпох.…

Слайд 5

Археология в современном мире является очень важной наукой, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древних цивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а также знакомит с останками древних животных и растений. Зачастую археологи в своих исследованиях сотрудничают с другими отраслями науки, это помогает оптимизировать методы исследования и анализа объектов

Работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё очень много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.

Слайд 6

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Слайд 7

Профессия археолог имеет в современном мире очень большое значение. Только благодаря работе археолога, мы узнаем тайны древних цивилизаций и культур различных времен, изучаются останки животных и растений древности. Часто работники этой сферы для успеха своих исследований сотрудничают со специалистами других наук, это помогает более тщательно и точно исследовать объекты находок и проводить анализ. Данная работа очень востребована сегодня, ведь еще многие загадки и тайны древности не открыты для наших глаз.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная – поиск под водой;

Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать

А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек». (Н.В. Полосьмак – доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого, находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно». (С.В. Белецкий – доктор исторических наук. Основной круг научных интересов – археология Пскова.)  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector