Как написать аргументы в сочинении: критерии оценки, варианты, полезные советы и примеры
Содержание:
- Невозможность повернуть время вспять
- Эпитеты к слову «власть»
- Народная мудрость
- Засорение речи жаргонами
- Как написать второй аргумент в сочинении
- Народная мудрость
- Эгоизм как болезнь
- Выбор на войне
- Эпитеты к слову «чтение»
- Аргументы
- Примеры из художественной литературы
- Варианты аргументов
- Вариант 2
- Нравственный выбор
- Проблема исторической памяти
Невозможность повернуть время вспять
- Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах. У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования. В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду. Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».
- Достоевский — Преступление и наказание. Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой. Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом. Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.
Эпитеты к слову «власть»
Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная, большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная, громадная, губительная, державная, дивная, единоличная, железная, жестокая, иллюзорная, колоссальная, магическая, магнетическая, могучая, мощная, неземная, необъятная, неограниченная, неотразимая, непонятная, огромная, полная, полноправная, призрачная, роковая, сверхъестественная, священная, сильная, слабая, страивая, строгая, суровая, таинственная, твердая, тираническая, царственная, чудная, чудодейственная, авторитарная, буржуазная, верховная, высшая, государственная, дворянская, демократическая, дискреционная, законодательная, исполнительная, местная, народная, политическая, помещичья, республиканская, рабоче-крестьянская, революционная, родительская, самодержавная, советская, тоталитарная, царская, центральная, громадная, звериная, крепкая, молодая, недюжинная, необъятная, необыкновенная, необычайная, непомерная, нечеловеческая, огромная, страшная, титаническая, удивительная, ужасная, чудовищная, злая, размашистая, разящая, свинцовая, хищная, безудержная, беспокойная, бессознательная, бешеная, благодатная, благотворная, бодрая, бодрящая, буйная, бунтовская, великая, величественная, веселая, весенняя, влекущая, внутренняя, волнующая, волшебная, всепобеждающая, всесокрушающая, высшая, гигантская, гипнотическая, гордая, громадная, грозная, грубая, дерзкая, дивная, дьявольская, живая, живительная, животворная, животворящая, жизненная, жизнеутверждающая, загадочная, загробная , зрелая, исполинская, колдовская, мятежная, небесная, неведомая, невидимая, незримая, неистовая, необоримая, необузданная, необъятная, неодолимая, непобедимая, непостижимая, непреклонная, непреодолимая, нервная, неумолимая, нечеловеческая, нравственная, первобытная, первозданная, плодородная, повелительная, подавляющая, подспудная, порывистая, природная, разрушительная, роковая, сатанинская, свежая, сверхъестественная, свободная, слепая, созидательная, спокойная, стихийная, суровая, таинственная, тайная, увядшая, целебная, целительная, целящая, чародейная, чародейственная, чарующая, чистая, щедрая, ярая, яркая, яростная, бурная, всесильная, загадочная, замысловатая, изменчивая, капризная, насмешливая, неведомая, неверная, неизбежная, неизвестная, неминуемая, непостижимая, непостоянная, непредотвратимая, неумолимая, обманчивая, переменчивая, прихотливая, путанная, своевольная, своенравная, фатальная, трагическая, тревожная, трудная.
Народная мудрость
«Честные глаза в бок не глядят». В этой пословице говорится о том, что честному человеку нечего бояться. Только те, кому есть, что скрывать, прячут свой взгляд.
«Некрасив собой, зато честен душой». Наши мудрые предки ценили в человеке превыше всего душу, поэтому внешность не имела значения. Нужно всегда помнить о том, кто ты есть и в любой ситуации оставаться человеком.
«За совесть да за честь – хоть голову снесть». Смысл данной пословицы заключается в том, что совесть и честь – это главные человеческие добродетели
Важно быть достойным человеком и оставаться верным себе и своим принципам.
«Кто в нраве крут, тот никому не друг». В данной пословице говорится о том, что людям с трудным характером очень сложно найти себе друзей
Надо работать над собой и стремиться стать лучше, тогда в жизни появится место для других людей.
«Как ни мудри, а совести не перемудришь». Смысл данной пословицы заключается в том, что совесть всё видит и знает. Обмануть можно другого человека, но не самого себя.
«Душа – не яблоко, её не разделишь». В этой пословице идёт речь о человеческой душе, которая является одним целым со всеми своими недостатками и достоинствами. Нельзя одну её сторону выделить, а другую выбросить.
«Дома пан, а в людях болван». В данной пословице говорится о человеке, который на людях старается казаться тем, кем не является на самом деле.
«Не ищи правды в других, коли в тебе её нет». Наши предки считали, что нечестному человеку не стоит надеяться на честность других. Мы притягиваем в свою жизнь только то, что сами даём другим.
«Не суйся в волки с телячьим хвостом». Смысл данной пословицы заключается в том, что у каждого человека своё предназначения, поэтому бессмысленно пытаться быть кем-то, кем ты не являешься.
«Ворона в павлиньих перьях». Так говорят о человеке, который присваивает себе заслуги других людей, чтобы казаться более важным и значительным, а на самом деле выглядит жалко и смешно.
Засорение речи жаргонами
- Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» — «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком — по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.
- Жаргонизмы можно найти в творчестве В. В. Маяковского. Например, в стихотворении «О дряни». Автор, являющийся сторонником революционных идей, использует такие слова, как «мурло», «мразь», «фигурять». Это свидетельствует об уровне его культуры речи. Несмотря на высокий интеллект и творческую одаренность, В. В. Маяковский считает употребление жаргонизмов допустимым. Это создаёт определённую атмосферу произведения, а также точно выражает мысли и чувства автора. Таким образом, жаргонная лексика может найти применение в искусстве, но все-таки в жизни, в общении с родными и близкими, коллегами и прохожими эта манера выражаться может пагубно отразиться на отношениях.
Как написать второй аргумент в сочинении
Я уже упоминал о том, что аргументов два. Раньше, когда один из аргументов обязательно должен был быть из художественной литературы, приходилось нелегко. Теперь и первый, и второй аргументы можно приводить даже из личного опыта. Для этого не нужно прикладывать каких-то невероятных усилий. Правда, оцениваются такие аргументы ниже.
Многие задаются вопросом, как ввести второй аргумент в сочинении. Каких-то специальных правил нет. Просто имейте в виду, что все должно быть связано и последовательно.
Главное, чтобы и первый, и второй аргументы соответствовали теме и приведенным тезисам.
Народная мудрость
- «Любая власть богатым прибавить, у нищих отнять». В этой пословице говорится о том, что люди, наделённые властью, чаще всего заботятся только о собственном благополучии, даже ценой чужих лишений.
- «Легче за стадом ходить, чем стадо водить». Смысл данной пословицы заключается в том, что управление требует большой ответственности. Поэтому проще следовать чьим-то указаниям, чем самому их раздавать.
- «Дай дуракам власти, развалят Русь на части». Наши мудрые предки говорили о том, что глупые люди у власти способны разрушить целостность родного государства.
- «Кто власть имеет, бедных не жалеет». В этой пословице говорится о том, что люди, наделённые властью, редко думают о низших социальных слоях. Их заботит только собственное благополучие.
- «Перед законом все равны». В этой пословице идёт речь о том, что закон един для всех. Нарушать дозволенное не может ни богач, ни бедняк.
- «У кого сила – у того и власть». В этой пословице говорится о том, что власть чаще всего обретается лишь при помощи силы. Следовательно, властью обладают влиятельные люди, умеющие правильно применить свои достоинства.
- «Царь думает, а народ ведает». Смысл данной пословицы заключается в том, что народ мудрее любого царя, простые люди знают множество ответов на вопросы, волнующие их правителя.
- «Царские милости в боярское решето сеются». В этой пословице говорится о жадности и подлости бояр, которые обманом присваивали себе все царские милости, предназначенные народу.
- «Кто солому не едал, тот царской власти не видал». Наши предки говорили о том, что честным путём власти могут добиться только те люди, которые прошли в своей жизни множество испытаний.
- «Не ведает царь, что делает псарь». В этой пословице говорится о том, что царь не может знать обо всём. Его власть не безгранична.
Эгоизм как болезнь
- Ещё два века назад великие классики описывали проблему эгоизма. Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа, написанного А.С. Пушкиным, является ярким представителем людей, больных «русской хандрой». Ему не интересно мнение окружающих, он скучает от всего, что происходит вокруг. Из-за его трусости и безответственности погибает поэт Ленский, а его бесчувственность оскорбляет чувства юной дворянки. Конечно, он не безнадежен, в конце романа Евгений осознаёт свою любовь к Татьяне. Однако уже слишком поздно. И девушка отвергает его, оставаясь верной мужу. В итоге, он сам обрекает себя на страдания до конца своих дней. Даже его желание стать любовников замужней и уважаемой всеми Татьяны выдает его эгоистические мотивы, от которых он не может избавиться даже в любви.
- Эгоизм подобен некой болезни, он разрушает человека изнутри и не позволяет ему адекватно взаимодействовать с окружающими людьми. Григорий Печорин, являющийся центральным персонажем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», постоянно отталкивает от себя дорогих сердцу людей. Печорин легко понимает человеческую природу, и этот навык играет с ним злую шутку. Возомнив себя выше и умнее других, Григорий тем самым отгораживает себя от общества. Герой часто играет с людьми, провоцирует их на разные действия. Один из таких случаев заканчивается смертью его приятеля, другой – трагической гибелью любимой девушки. Мужчина понимает это, сожалеет, но никак не может сбросить оковы болезни.
Выбор на войне
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость
Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной
Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.
Эпитеты к слову «чтение»
Внимательное, ознакомительное, вдумчивое, поверхностное, беглое, увлекательное, интеллектуальное, ограниченное, вдохновительное, мотивирующее, созидательное, спасительное, мыслительное, безграничное, беззаветное, истинное, благопристойное, беззаветное, уединённое, сокровенное, интересное, упоительное, обязательное, добровольное, результативное, бесполезное, серьёзное, ежедневное, неторопливое, профессиональное, выразительное, захватывающее, авторское, регулярное, публичное, углублённое, систематическое, медленное, детское, семейное, полезное, художественное, книжное, воскресное, домашнее, непрерывное, коллективное, литературное, вечернее, приятное, обдуманное, последовательное, интересное, совместное, ответственное, лёгкое, дополнительное, подходящее, правильное, духовное, хорошее, прекрасное, продолжительное, запойное, усердное, прилежное, поучительное, занимательное, назидательное, умелое, познавательное.
Аргументы
- Личностью можно считать человека, способного жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
- Личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другой личности.
- Проблема человеческой личности всегда была главной проблемой философии.
- Понятие личности является основным понятием педагогики.
- Не каждого человека можно назвать личностью.
- Надо обладать определённым набором качеств, чтобы иметь право называться личностью.
- Для того чтобы сформировать свою личность, необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться.
- Люди становятся личностями в процессе социализации.
- Человек не рождается личностью, а становится ею.
- Личность – это то, что отличает человека у животного, у которых личности нет.
Примеры из художественной литературы
- У. Шекспир «Гамлет».
Перед глазами читателя проходит становление личности Гамлета, хоть и повествуется о всего лишь нескольких месяцах, но именно в этот период принц датский превратился из мальчика в мужчину, готового к действиям. Произошедшая трагедия сделала из главного героя мыслителя, философа, вознёсшегося над серыми буднями.
До возникших в жизни трудностей Гамлет был обычным юношей, который учился в самом лучшем университете, вёл беззаботный образ жизни и наслаждался молодостью. Гамлет был достойным наследником престола и мог бы стать мудрым правителем, если бы не сложившиеся обстоятельства. Он хорошо был знаком с литературой, искусством, естественными науками. Сам писал стихотворения, любил театр.
Как человек чести он был обязан отомстить за смерть своего отца, убить Клавдий, который отнял жизнь у собственного брата-короля. Гамлета гложет мысль о том, что ради справедливости ему придётся совершить зло, которое приравняет его к человеку, способному убить родную кровь. Главного героя мучит внутренняя борьба между духом отца, жаждущим отмщения, и своим внутренним голосом, предостерегающим от греха. Его душа разрывается от мыслей о необходимости противостояния всему мировому злу. Гамлет взял на себя ответственность за восстановление равновесия между добром и злом, взвалил на свои плечи непосильную ношу, отравляющую каждый его день.
Главный герой способен на поступки, и он их совершает, но его терзают совесть и сомнения, поэтому месть остаётся только желанием.
Вопрос «Быть или не быть» не имеет чёткого ответа, поэтому остаётся актуальным и в наши дни. А такие литературные герои как Гамлет напоминают людям о том, что, прежде всего, необходимо сохранить самого себя, ценить себя и прислушиваться к зову своего сердца и разума.
- Г. Ибсен «Кукольный дом».
При первом знакомстве с главной героиней пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом», можно подумать, что она всего лишь кукла, выполняющая роль жизнерадостной хозяйки опрятного, словно игрушечного, домика. Её муж Торвальд Хельмер не воспринимает свою жену как личность, для него она тоже всего лишь игрушка. За восемь прожитых вместе лет Торвальд ни разу не заговорил с Норой серьёзно. Главное для него, чтобы жена играла по правилам своего мужа. Нора хорошо вжилась в свою роль, даже к воспитанию детей она относилась неответственно, будто играла в куклы.
За этим внешним благополучием и беспечностью кроется глубокая натура главной героини. Она не настолько проста и глупа, как кажется вначале. Нора вполне может быть самостоятельной, серьёзной и рассудительной женщиной, которая способна при помощи хитрости тайком работать, чтобы вернуть деньги, потраченные на спасение жизни мужа. Нора очень многое делает для того, чтобы ей семья была счастливой и ни в чём не нуждалась. Но никто даже не подозревает, чего ей стоит поддержание домашнего уюта. К примеру, на Рождество у их семьи не было денег для покупки ёлочных украшений, поэтому Нора больше месяца делала их самостоятельно, чтобы подарить праздник мужу и детям. Она постоянно себе отказывала во всём, экономила, как могла ради выплаты долга. В полной мере сила характера Норы проявляется в эпизоде, когда она танцует тарантеллу, зная о злополучном письме в почтовом ящике. Ничто не способно сломить эту хрупкую женщину, хотя об этом никто и не догадывался.
В итоге главная героиня осознала, что всю жизнь являлась просто игрушкой в чужих руках. Нора поняла, почему чувствовала себя несчастной и решилась изменить свою судьбу, уйдя из дома Хельмеров. Ей была необходима свобода, для того чтобы сбросить маску куклы, ставшую ненавистной за все эти долгие годы. Нора не стала другой, просто в ней проявились те черты характера, которые были преднамеренно спрятаны под обликом жизнерадостной домохозяйки. Она по-новому посмотрела на саму себя и увидела сильную личность, способную бороться за свою реализацию. С этих пор главная героиня захотела жить полноценной жизнью и чувствовать себя человеком, а не игрушкой.
Варианты аргументов
Для подтверждения или опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия с автором, используют следующие виды аргументов:
этические. Такая аргументация предполагает опору на культурные, нравственные и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть себя и, соответственно, больше проникнуться;
логические
Эти аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить на причинно-следственной связи;
личный опыт. Это могут быть случаи из жизни, рассказы друзей и др
Единственный минус таких примеров-иллюстраций — в субъективности. Как правило, доказать или опровергнуть ими что-то объективное невозможно;
ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений и уважаемых в своей области деятельности персон;
народная мудрость. Все, что относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.
Вариант 2
Итоговое сочинение на тему: «В чем заключается смысл жизни?» можно выделить тем, что данный вопрос актуален для каждого человека. Для некоторых ответ очевиден и лежит на поверхности, в то время как другие всю жизнь пытаются найти ответ на данный вопрос. Так в чем же смысл жизни заключается именно для вас? Я думаю, что здесь не будет одинаковых ответов, потому что тема очень личная и индивидуальная.
Для каждого человека смысл жизни заключается в разных вещах. Ведь ценности в жизни у каждого свои. Для кого-то смыслом жизни будет семья, в которой он полностью растворяется и чувствует себя счастливым. Ведь дарить радость близким и наслаждаться семейным очагом это так прекрасно. Для других – это карьера. Постоянная гонка с конкурентами, достижение новых и новых вершин – именно это и приносит удовлетворение.
Если же окунуться в мир литературы и постараться найти ответ на данный вопрос на страницах произведений, то мы так же столкнемся с тем, что для каждого героя смысл жизни будет совершенно разным.
Например, Наташа Ростова из романа-эпопеи «Война и мир» считает смыслом своей жизни именно семью. Она искренний и добрый человек, она честна с окружающими, чем вызывает у них только нежные чувства. Любовь к родным она несет на протяжении всей своей жизни. Изначально это любовь к родителям, братьям и сестрам. В дальнейшем Наташа отдает свое сердце своему супругу и детям. Это и является смыслом жизни для данной героини. Она остается верной своим идеалам, которые делают её счастливой.
Если обратиться к рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско», то мы увидим смысл жизни в материальных ценностях и благах. Главный герой полностью посвящает себя работе, чтобы суметь обеспечить себе и своей семье комфортное существование. Он не видит ничего другого, потому что все дни для него одинаковы. У него есть цель – это отдых. К ней он и идет долгое время, не преставая трудиться. Здесь очень хорошо затрагивается смысл жизни человека, и счастья.
Наглядную картину создает описание путешествия до и после смерти Господина. Когда герои больше сожалеют о неудачном отдыхе, а так же испорченном статусе, чем о смерти мужа и отца. На достаточно жестком примере Бунин смог показать ту мизерную роль, которую играют в жизни человека материальные блага.
В то же время в русской литературе очень часто встречается то, когда главным для героев выступает служба Родине. Например, Андрей Соколов из рассказа «Судьба человека». С самого начала войны он отправляется на фронт, получает несколько ранений, но ни разу не жалеет о своем выборе. Так же любовь к Родине является смыслом жизни и у Василия Теркина, героя поэмы Твардовского.
Ну и, конечно же, любовь! Куда же без неё? Люди, для которых любовь становится всем, не редко встречаются как на страницах романов, так и в повседневной жизни. Примеры этого можно встретить в таких произведениях как: «Гроза» Островского, «Гранатовый браслет» Куприна и многих других.
Подводя итог, хочется отметить, что каждый из них по-своему прав. Человек находит себе цель, и стремиться к ней. Что может быть прекраснее? Но всех их объединяет одно – любовь. У кого-то это любовь к семе, у кого-то к деньгам, Родине, любимому человеку. Этот список можно продолжать до бесконечности, но каждый из этих смыслов имеет право на существование. Все люди в корне отличаются друг от друга, так почему же они должны восхищаться одним и тем же? Главное, необходимо понять, что именно для вас является самым сокровенным, ради чего можно пойти на любые жертвы. Потому что если сделать неправильный выбор – в конце можно сильно разочароваться, так как жизнь добивался не того.
Нравственный выбор
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
Проблема исторической памяти
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас считал, что сыновья, Остап и Андрий, получат полное воспитание лишь после боя. Им надо было ощутить боевую мудрость. Тогда они смогут стать достойными наследниками. Но Андрий изменил своему роду, забыл свое историческое наследие. Изменив родне, он забыл родные места. А ведь это история, его история. Испокон веков сложилось, что его гордый народ защищал себя от любых атак и был един. Эту память поколений разрушил герой, следуя зову сердца. Тарас не выдержал измены и убил сына. Трагедия была неминуемой, ведь Ивану, не помнящему родства (так наши предки прозвали людей, которые разорвали связь поколений), презирающему прошлое, нет места в будущем.
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Писатель рассуждает, что ничто в мире не проходит бесследно. Взять, к примеру, мятый бумажный листок. В следующий раз он сомнется почти также, по тем же линиям
Если человек не хочет хранить память о прошлом, то он не осознает важности каждого момента, любой жизненной истории. История – это не одни завоевания, войны, новые открытия
История – это наше наследство от сотен людей, которые жили и умирали ради того, чтобы передать нам частицу своего опыта. Мы должны ценить и уважать этот дар, иначе нам будет сложно двигаться вперед.