Камчатская вулканическая одиссея: от безымянного до авачи

Классификация по форме

Форма вулкана зависит от состава извергаемой им лавы; обычно рассматривают пять типов вулканов:

  • Щитовидные (щитовые) вулканы. Образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она длительное время вытекает как из центрального жерла, так и из боковых кратеров вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры; постепенно из этих наслоений формируется широкий «щит» с пологими краями. Пример — вулкан Мауна-Лоа на Гавайях, где лава стекает прямо в океан; его высота от подножия на дне океана составляет примерно десять километров (при этом подводное основание вулкана имеет длину 120 км и ширину 50 км).
  • Шлаковые конусы. При извержении таких вулканов крупные фрагменты пористых шлаков нагромождаются вокруг кратера слоями в форме конуса, а мелкие фрагменты формируют у подножия покатые склоны; с каждым извержением вулкан становится всё выше. Это самый распространённый тип вулканов на суше. В высоту они не больше нескольких сотен метров. Часто шлаковые конусы формируются как побочные конусы крупного вулкана, либо в качестве отдельных центров эруптивной активности при трещинных извержениях. Пример — несколько групп шлаковых конусов появились при последних извержениях вулкана Плоский Толбачик на Камчатке в 1975-76 и в 2012-2013 гг.
  • Стратовулканы, или «слоистые вулканы». Периодически извергают лаву (вязкую и густую, быстро застывающую) и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней; в результате отложения на их конусе (остром, с вогнутыми склонами) чередуются. Лава таких вулканов вытекает также из трещин, застывая на склонах в виде ребристых коридоров, которые служат опорой вулкана. Примеры — Этна, Везувий, Фудзияма.
  • Купольные вулканы. Образуются, когда вязкая гранитная магма, поднимаясь из недр вулкана, не может стечь по склонам и застывает вверху, образуя купол. Она закупоривает его жерло, как пробка, которую со временем вышибают накопившиеся под куполом газы. Такой купол формируется сейчас над кратером вулкана Сент-Хеленс на северо-западе США, образовавшегося при извержении 1980 г.
  • Сложные (смешанные, составные) вулканы.

Последствия извержения вулканов

Ущерб, наносимый стихийным явлением, может быть колоссальным. Даже если человеческих жертв удается избежать, остаются разрушенные постройки, почва оказывается выжженной и бесплодной на долгие годы.

Пепел, выброшенный в атмосферу, может стать причиной серных дождей. Если такие осадки выпадают над водохранилищем, то вода становится непригодной для употребления, район катастрофы сталкивается с водным дефицитом.

Весь мир знает о высокой вероятности пробуждения Йеллоустонского супервулкана, однако в истории было немало извержений обычных вулканов, причинивших огромный ущерб:

  1. Везувий, разрушивший Помпеи и Геркуланум в августе 79 года н.э.
  2. Этна, в марте 1669 года погубивший сицилийский город Николоси.
  3. Майон на Филиппинах в октябре 1766 года (погибло более 2 тысяч населения).
  4. Тамбора на острове Сумбава (Индонезия) в апреле 1815 года (10 тысяч человек погибли сразу, еще около 80 тысяч стали жертвами голода и прочих последствий катастрофы).
  5. Кракатау (Ява и Суматра) в августе 1883 года (несколько островов ушли под воду, погибло больше 36 тысяч человек).
  6. Мон-Пеле (Мартиника) в мае 1902 года (уничтожен портовый город Сент-Пьер, жертвами стали около 40 тысяч человек).
  7. Мерапи на острове Ява в декабре 1931 года (погибло почти 1,5 тысячи человек).
  8. Руис в Колумбии в ноябре 1985 года (уничтожены город Армеро и прилегающие поселки, жертвами стали более 20 тысяч человек).

Ныне существующие вулканы в большинстве своем являются спящими или потухшими, поэтому степень их угрозы невысока. Значительная вулканическая активность отмечается на дне океанов, но для людей она не несет опасности. Современные ученые умеют определять признаки надвигающегося явления по показаниям сейсмографов. Это позволяет своевременно эвакуировать население из опасной местности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Географический лабиринт

Слайд 2

Текст слайда:

Вулканы

Слайд 3

Текст слайда:

Сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках; показать районы вулканизма

Цель урока

Слайд 4

Текст слайда:

Что такое вулкан?

гора конусообразной формы

Слайд 5

Текст слайда:

Что такое вулкан?

это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность магма

Слайд 6

Текст слайда:

Бог огня и кузнечного дела Вулкан

Слайд 7

Текст слайда:

Что такое очаг магмы?

скопление расплавленной магмы на разных глубинах в верхней части мантии

Слайд 8

Текст слайда:

Что такое магма?

огненно – жидкая масса

Слайд 9

Текст слайда:

Что такое жерло?

канал по которому движется раскалённая магма

Слайд 10

Текст слайда:

Что такое кратер?

воронкообразное отверстие на вершине вулкана

Слайд 11

Текст слайда:

Что такое лава ?

излившаяся на поверхность магма. Температура 1000* С. Скорость течения 30 – 50 км в час.

Слайд 12

Текст слайда:

Что такое вулканизм?

процесс излияние магмы на поверхность суши или дно океана по трещинам или трубообразным каналам

Слайд 13

Текст слайда:

Строение вулкана

КратерЖерлоОчаг магмы

Слайд 14

Текст слайда:

Классификация вулканов

«Живешь как на вулкане»

Слайд 15

Текст слайда:

ооголджжККр

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Текст слайда:

Гавайский тип – лава из трещин в земной коре свободно растекается на большие расстояния

Слайд 19

Текст слайда:

Пелейский тип –бомбы выбрасываются на сотни метров, но лава не течет

Слайд 20

Текст слайда:

Везувианский тип –мощные взрывы превращают лаву в вулканический пепел

Слайд 21

Текст слайда:

К. Брюллов. «Последний день Помпеи».

Слайд 22

Слайд 23

Текст слайда:

На Земле насчитывается 1343 вулкана, из них более 800 действующих. Больше всего их в Индонезии – 82, Японии – 55, в Чили – 49, в Исландии – 40, а в России – 52.

Слайд 24

Текст слайда:

Вулканологи —

ученые, которые изучают вулканы и разрабатывают методы предсказания извержений и использования вулканического тепла горячих вод и пара для нужд народного хозяйства

Слайд 25

Текст слайда:

Как вы думаете, где больше будет вулканов – на дне океанов или на материке?

Слайд 26

Текст слайда:

Вулканов больше на дне океанов, т.к. океаническая земная кора тонкая, её легче прожечь. На суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов.

Слайд 27

Текст слайда:

Тихоокеанское огненное кольцо

Слайд 28

Текст слайда:

Значение вулканов

Вулканы обеспечивают плодородие почвВулканы являются поставщиком минералов, строительных материаловК вулканической деятельности приурочены месторождения меди, золота, серебра

Слайд 29

Текст слайда:

Давно признаться пора, что для японцев этот вулкан –«священная гора».

Слайд 30

Текст слайда:

Этот вулкан смешон, взял и накинул на свою вершину капюшон.

Видеофрагмент

Слайд 31

Текст слайда:

В Мексике есть великан – это самый высокий в стране вулкан.

Слайд 32

Текст слайда:

Вулкан перед небом похвалился: «Ты знаешь, что на моей вершине Бог стужи поселился?»

Слайд 33

Текст слайда:

Этот вулкан России деятелен и живуч, У его подножия постоянно кипит горячий ключ.

Слайд 34

Текст слайда:

Гейзер —

фонтанирующий горячий источник

Слайд 35

Текст слайда:

Значение гейзеров

Горячие источники используются для строительства геотермальных электростанций

Слайд 36

Текст слайда:

Закрепление

1. Огненно-жидкий расплав вещества мантии, поднимающийся по трещинам в земной коре называют … а) жерлом; б) лавой; в) магмой.2. Возвышение, образованное продуктами извержения вещества мантии на земную поверхность, называют … .а) вулканом; б) гейзером; в) кратером.3. На полуострове Камчатка расположен самый высокий из действующих вулканов в России – … .а) Ключевская Сопка; б) Котопахи; в) Шаста; г) Эребус.4. Гейзером называют источник, периодически выбрасывающий из земных недр … .а) газы; б) горячую воду; в) грязевые потоки5. Районы, где распространены вулканы и гейзеры, находятся:а) на равнине; б) в низине; в)вблизи границ плит; г) на дне водоемов

Слайд 37

Текст слайда:

Проверь себя

1 – в2 – а3 – а4 — б5 — в

Слайд 38

Текст слайда:

Рефлексия

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…

Слайд 39

Текст слайда:

Домашнее задание

§ 28, тетрадь – тренажер № 12, 13

К чему нужно быть готовым, выбирая профессию?

Стоит понимать, что такая специальность, как вулканолог, может иметь плюсы и минусы. Давайте рассмотрим их более подробно.

Положительной стороной является:

  • достаточная востребованность профессии, а потому получив специальность, без работы просто не останетесь;
  • благодаря существованию международного сообщества, есть возможность участвовать в симпозиумах по всему миру, отправляться в экспедиции, надеяться на карьерный рост;
  • есть возможность получать международные гранды, что позволит проходить обучение в лучших ВУЗах мира, проводить дополнительные исследования;
  • можно прославить свое имя, открыв новый вулкан, так как все новые вулканы получают название от имени открывателей.

Среди отрицательных сторон, стоит назвать высокую степень опасности, так как поведение вулкана очень сложно предсказать.

Первые вулканологи: древние люди стали свидетелями извержения вулкана и нарисовали его

Международная группа учёных изучила наскальные рисунки и древние следы ног, найденные на западе Турции. По их мнению, люди стали свидетелями извержения вулкана во времена бронзового века и впечатлённые грандиозным природным катаклизмом решили подняться ближе к месту извержения. Затем они нарисовали опасное явление.

Местные жители уже давно знали о необычных наскальных рисунках, однако учёные впервые описали их только в 2008 году. При этом они находятся всего в двух километрах от другой удивительной находки – древних следов человека.

Исследователи впервые узнали о них в 60-х годах прошлого столетия. В то время на них наткнулись рабочие. Древние следы, их позднее окрестили «отпечатками Кула», находятся в одноимённом геопарке. Там же располагается величественный вулкан Чакаллар (Çakallar).

Специалисты неоднократно пытались установить возраст следов. Так, в 1968 году учёные предположили, что им примерно 25 тысяч лет. В результате учёные посчитали, что следы были оставлены неандертальцами (Homo neanderthalensis). Последующие попытки давали более поздние, но не менее сомнительные датировки.

Древние свидетели извержения вовсе не убегали, а наоборот, шли к вулкану, выяснили учёные.

Фото Erdal Gumus.

Чтобы установить точный возраст доисторических следов, найденных в пепельном слое, образовавшемся в результате извержения вулкана, специалисты использовали сразу два современных метода датировки. Они помогли им точно определить возраст следов.

Согласно результатам, следы появились 4700 лет назад, а это значит, что они не могли быть оставлены неандертальцами, которые вымерли примерно 40 тысяч лет назад. Скорее всего, «наследили» представители Homo sapiens.

Примечательно, что небольшие следы рядом с «отпечатками Кула» указывают на использование древними людьми посохов. Кроме того, доисторических очевидцев событий сопровождали представители семейства псовых (нельзя сказать, кто конкретно).

К слову, ранее специалисты предполагали, что древние люди убегали от извержения. Теперь же исследователи внимательно изучили расстояние между шагами и пришли к выводу, что люди, которые оставили следы, шли с нормальной скоростью.

Как пишут авторы работы, после первоначального извержения люди и их четвероногие друзья медленно приблизились к вулкану, оставив следы на влажном «покрывале» из грунтовых вод и магмы, выброшенном вулканом. Вулканическая активность продолжилась, тёмные вулканические породы затем покрыли этот пепел, надёжно запечатав следы.

На рисунке можно увидеть круглую фигуру, похожую на кратер, и линию внизу, которая может обозначать лаву, вытекающую из вулкана.

Фото Erdal Gumus.

По мнению специалистов, люди стали свидетелями завершающей стадии извержения вулкана и находились на безопасном расстоянии. Скорее всего, именно представители Homo sapiens затем создали наскальные рисунки, обнаруженные недалеко от этого места.

По его словам, такое событие могло вдохновить людей бронзового века оставить напоминание о случившемся потомкам.

Почему же учёные считают, что наскальная живопись является изображением катастрофы?

В середине рисунка изображена фигура по форме близкая к кругу, которая может обозначать кратер. Линия под ней может быть лавой, вытекающей из вулкана. Вокруг кратера также присутствуют линии, которые могут изображать диатремы. Есть там и отпечатки рук без больших пальцев. Вся эта картинка может быть изображением опасного природного явления, считают учёные.

Возможно, древние люди этих мест стали одними из первых вулканологов в мире, то есть одними из первых людей, которые увидели и зафиксировали извержение вулкана, заключают учёные.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Quaternary Science Reviews.

Ранее авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) рассказывали о других древних следах человека, благодаря которым учёным выяснили, зачем наши предки преследовали гигантских ленивцев.

Насколько опасны вулканы России?

С тех пор как Россия расширилась до Тихого океана, у нее появилось много собственных активных вулканов. Но почти все они находятся не в населенных областях. Об извержениях на Курильских островах ученые порой узнают только по спутниковым снимкам. Несколько вулканов есть возле Петропавловска-Камчатского, и за ними вулканологи пристально наблюдают. Например, недавно было извержение Корякского вулкана в непосредственной близости от города — в 35 км.

«Основные активные вулканы находятся на расстоянии сотен километров от российских городов, и даже крупные извержения не приводят к жертвам, потому что там просто никого не оказалось», — поясняет Павел Плечов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Несмотря на редкость профессии, вулканологи постоянно востребованы и пользуются спросом: на земле зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. Как отметил профессор-вулканолог МГУ П. Плечов: «Миллиард лет вулканической деятельности на земле гарантирован».

В этой отрасли хорошо развито международное сотрудничество. Вулканологи всего мира объединенными усилиями изучают вулканы, совершенствуют методику и технологии исследований. Происходит постоянное общение и обмен опытом вулканологов всех стран мира на Всемирных вулканологических совещаниях.

В последние десятилетия стали возможны работы по грантам даже среди молодых специалистов-вулканологов.

Как правило, вулканы называют именами вулканологов, исследовавших их — вулкан Иванова, вулкан Кошелева, вулкан Попкова, гейзер Аверьевский. Есть реальная возможность увековечить своё имя в названии очередного вулкана или гейзера!

Минусы:

Высокая степень риска: изучение действующих вулканов проходит в условиях повышенной опасности — в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, постоянно подвергаясь опасности извержения. Для защиты вулканологи используют спецодежду — теплоизолирующую одежду и обувь, покрытую слоем алюминия или другого металла, отражающего тепло. На голову надевают защитные каски. Для защиты от ядовитых газов предназначены противогазы и газовые маски.

К чему нужно быть готовым, выбирая профессию?

Стоит понимать, что такая специальность, как вулканолог, может иметь плюсы и минусы. Давайте рассмотрим их более подробно.

Положительной стороной является:

  • достаточная востребованность профессии, а потому получив специальность, без работы просто не останетесь;
  • благодаря существованию международного сообщества, есть возможность участвовать в симпозиумах по всему миру, отправляться в экспедиции, надеяться на карьерный рост;
  • есть возможность получать международные гранды, что позволит проходить обучение в лучших ВУЗах мира, проводить дополнительные исследования;
  • можно прославить свое имя, открыв новый вулкан, так как все новые вулканы получают название от имени открывателей.

Среди отрицательных сторон, стоит назвать высокую степень опасности, так как поведение вулкана очень сложно предсказать.

Какие бывают плюсы и минусы профессии

  К плюсам стоит отнести:

  1. профессия достаточно редкая, а потому специалисты будут всегда востребованы;
  2. действует международное сообщество, вступив в которое можно будет рассчитывать на признание своих заслуг, а значит и карьерный рост;
  3. можно получать гранды для проведения исследования среди молодых специалистов;
  4. можно прославить свое имя, так как новые вулканы называются по имени их открывателя.

Не стоит забывать и о минусах.

К ним относят высокую степень опасности. К счастью современное оборудования и снаряжение позволяет проводить изучение всех действующих вулканов даже не смотря на высокую температуру и удушливый воздух.

Какими бывают?

Есть множество классификаций вулканов, первоочередные — по форме и типу. Чтобы получить полную характеристику вулкана, нужно знать, как двигаются под ним литосферные плиты, какой состав и вязкость у лавы, как быстро она застывает.

По типу бывают действующими, потухшими, а также спящими, они не потухли, но и активности в данный момент не проявляют. Многое зависит и от формы. Самые крупные — щитовые, диаметр их основания просто гигантский, их высота может достигать 17 километров. Стенки пологие, состоящие из множества слоев лавы. На их склонах часто расположены небольшие конусные вулканы высотой до 500 метров. Однако, стратовулканы, как Килиманджаро, тоже относятся к конусному типу, и их высота может доходить до 2500 метров. Есть еще и купольные, они не высокие, но с крутыми склонами.

Еще одна важнейшая характеристика — тип кратера. Он может быть представлен лавовым плато или кальдерой, вулканической пробкой или туфовым конусом. От типа кратера зависит, какую опасность несет извержение.

Качества личности вулканолога

А теперь поговорим о том, кто может стать настоящим вулканологом и какими качествами личности должен обладать этот человек.

Начнём с того, что профессия эта необычная, многие утверждают, что она подходит людям с романтичным складом характера, мечтательным и желающим познавать неизведанное.

По этим критериям мы составили список пунктов, которые следует обнаружить у себя, прежде чем идти обучаться данной профессии:

  • Крепкое физическое и психическое здоровье. Вулканологу предстоит много времени проводить в пеших перемещениях, бывать там, где отсутствуют удобства цивилизации и скорая медицинская помощь, жить в палатках или небольших станциях, сталкиваться с трудностями и страхом.
  • Обладать смелостью. Если человек страдает какими -либо фобиями, то навряд ли ему подойдёт профессия вулканолог, так как в этом направлении немало ситуаций, которые по силам только сильным духом людям;
  • Иметь хорошо развитую память;
  • Обладать аналитическим складом ума;
  • Иметь хороший слух, уметь различать еле уловимые для уха звуки;
  • Способность полностью отдаваться любимому делу и умение сделать работу образом жизни.

Что это за профессия

Википедия рассказывает, что вулканологи занимаются разработкой методов, позволяющих своевременно предупреждать о возможных извержениях вулканов, а так же делает описание всех имеющихся вулканов, разрабатывает методику рационального применения вулканического тепла. Его можно использовать для получения горячей воды, а так же пара. Все это может эффективно использоваться в народном хозяйстве.

Рассматривая, что за профессия вулканолог, стоит заметить, что это не просто трудная, но еще и опасная работа. В первую очередь это связано с особенностями самих объектов исследования. Ведь наблюдение за ними осуществляется ежедневно круглые сутки. Особенно в местах, где есть риск пробуждения.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Несмотря на редкость профессии, вулканологи постоянно востребованы и пользуются спросом: на земле зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. Как отметил профессор-вулканолог МГУ П. Плечов: «Миллиард лет вулканической деятельности на земле гарантирован».

В этой отрасли хорошо развито международное сотрудничество. Вулканологи всего мира объединенными усилиями изучают вулканы, совершенствуют методику и технологии исследований. Происходит постоянное общение и обмен опытом вулканологов всех стран мира на Всемирных вулканологических совещаниях.

В последние десятилетия стали возможны работы по грантам даже среди молодых специалистов-вулканологов.

Как правило, вулканы называют именами вулканологов, исследовавших их — вулкан Иванова, вулкан Кошелева, вулкан Попкова, гейзер Аверьевский. Есть реальная возможность увековечить своё имя в названии очередного вулкана или гейзера!

Минусы:

Высокая степень риска: изучение действующих вулканов проходит в условиях повышенной опасности — в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, постоянно подвергаясь опасности извержения. Для защиты вулканологи используют спецодежду — теплоизолирующую одежду и обувь, покрытую слоем алюминия или другого металла, отражающего тепло. На голову надевают защитные каски. Для защиты от ядовитых газов предназначены противогазы и газовые маски.

В чем опасность?

Активные вулканы опасны по ряду причин, некоторые из которых неочевидные. В периоды без извержений они выпускают множество газов, дышать которыми нежелательно для людей и животных. Огромную опасность несут в себе спящие вулканы, так как они могут в любой момент проснуться. Из-за этого селиться поблизости от вулкана, если тот не потух, очень небезопасно. Даже если он извергался последний раз тысячелетия назад. Однако, людям выгодно жить в вулканически активных местностях. Чуть ниже мы расскажем, в чем выгода.

Сейчас ученые научились предсказывать извержения, но предсказания не могут быть стопроцентно точными. Масштабы бедствия зависят от множества факторов, к примеру, от расположения. Если вулкан находится на острове, то его извержение с высокой вероятностью спровоцирует цунами. Так один катаклизм переходит в целую серию бедствий. Впрочем, вулканизм может быть полезен, и человечество этим активно пользуется.

Особенности профессии

Современная вулканология призвана изучать вулканы не только с целью прогнозирования их извержений, но и использования энергии вулканического тепла для нужд народного хозяйства.

Наблюдение за действующими вулканами ведется круглосуточно сейсмическими станциями, которые фиксируют вулканические землетрясения — предвестники грядущих извержений. С научными и практическими целями изучаются структуры древних потухших вулканов. Эти исследования позволяют представить условия на нашей планете в период ее формирования миллиарды лет назад. Изучение следов движения расплавленной лавы из жерла вулкана в земную кору позволяет понять принцип образования месторождений полезных ископаемых — меди, железа, цинка.

Неоценима помощь вулканологов в момент извержения вулкана: следя за направлением пеплового шлейфа, изучая его химический состав, они выдают прогнозы метеослужбам и авиадиспетчерам, корректирующим траектории полета самолетов. Это обеспечивает безопасность полётов местных, российских и международных авиалиний.

Вулканологи также изучают гейзеры — фонтанирующие источники горячей воды, которые территориально расположены, как правило, вблизи вулканов.

Где учат

Вузы

Российский университет дружбы народов

Геология (Инженерная академия РУДН)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Геология (Высшая школа инновационного бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова)

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Геология (Горно-нефтяной факультет)

Тюменский индустриальный университет

Геология (Институт геологии и нефтегазодобычи)

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Геология (Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ)

Вулканологи в России — это редкие специалисты. В Москве профессию вулканолога можно получить на геологическом факультете МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургском ГУ, кафедре «Петрология и вулканология» — это главные центры изучения вулканов в России. А также на кафедре «Геоморфологии и палеогеографии» географического факультета и на отделении механики механико-математического факультета.

Школьникам, интересующимся вулканами, будут интересны занятия в геологической школе МГУ, где 2 раза в неделю проводятся бесплатные занятия, а также в открытом лектории геологического факультета МГУ.

В других городах специализацию вулканолога можно получить на геологоразведочных факультетах университетов или технических ВУЗов. Чаще всего вулканологами становятся геологи и геофизики.

Особенности специальности

Профессия вулканолог представляет собой изучение вулканов и всего, что с ними связано. Сюда входит не только сами вулканы, но и продукты извержения, изучение причин пробуждения вулканов, особенности состава магматических пород и их размещения. Кроме того, современная вулканология изучает возможности использования вулканической энергии на пользу человека.

Вулканологи работают как с активными, так и с потухшими вулканами. Это связано с тем, что необходимо знать какая причина пробуждает спящие или заставляет становиться чрезмерно активными действующие.

Причем за активными наблюдают при помощи специальных станций, которые фиксируют малейшие отклонения от нормы, предсказывая скорые землетрясения и тем более пробуждения и усиление воздействия вулкана.

Помогают вулканологи и диспетчерам аэропортов, направлять самолёты так, чтобы они не оказались в зоне действия вулканического пепла. При этом специалисты будут изучать направление движение лавы и магмы, состав дыма и пеплового шлейфа.

Могут вулканологи изучать гейзеры — красивые фонтаны, которые бьют из-под земли горячей водой. Наиболее часто они все будут располагаться вблизи с вулканом, а потому изучая их, можно будет диагностировать, в каком состоянии находится вулкан.

Анализ и интерпретация

Анализы обычно проводятся в вулканологической обсерватории изучаемого вулкана, если она есть.

Измерения, сделанные с помощью инструментов, дешифруются, сравниваются с прошлым вулкана и между вулканами и т. Д., В то время как образцы подвергаются серии химических , кристаллографических , физических , геохимических измерений и анализов и т. Д.

Таким образом, синтез результатов и их перекрестная проверка позволяют создавать диаграммы, картографии и т.д., позволяющие установить историю вулкана и оценить риск извержения за более или менее длительный период.

При прогнозировании извержения вулканологи используют различные сделанные измерения. Если один или несколько факторов вулкана меняются (состав газа, наклон вулкана, сейсмичность и т. Д.), Это может быть признаком назревающего извержения.

Современная наука

В настоящее время вулканология включает несколько разделов:

  • Региональная. Исследует вулканические пояса и их структурное обрамление, связанное с современной эволюцией тектонических регионов.
  • Палеовулканология. Занимается сравнением вулканических структур древних и современных областей и оценкой значения вулканических процессов на конкретных стадиях регионального развития.
  • Петрографическая. Исследует состав и структуру вулканических пород, условия кристаллизации, их генетические отношения с магматическими.
  • Вулкано-физика. Рассматривает энергетические причины вулканизма (источники и формы энергии для данных процессов и выделяющейся в их результате), связи его с геофизическими процессами (сейсмическими, тепловыми, гравитационными, магнитными, электрическими, акустическими), физико-химические характеристики вулканических процессов, условия формирования вулканических очагов в недрах, параметры и агенты теплопереноса при извержениях, энергетические проблемы вулканических процессов, способы применения вулканической энергии.
  • Структурная. Изучает структуры сооружений современных вулканических областей, объединенных генетическими признаками и связанных региональными вулканическими поясами.
  • Морфологическая. Описывает вулканические постройки с учетом геоморфологических особенностей и рассматривает географическое положение вулканических ландшафтов и их значение для геоморфологических циклов.
  • Динамическая. Рассматривает вулканические процессы, определяющие формирование вулканов и соответствующих структур, их строение, динамику и типы извержений, продукты, значение экзогенных процессов в образовании и разрушении вулканов.

Многие из названных разделов имеют как теоретическое, так и практическое значение.

Так, палеовулканология в теоретическом смысле направлена на восстановление хода эволюции вулканизма в истории Земли. Практические цели данной дисциплины обусловлены тем, что знание истории вулканизма используется при выяснении закономерностей размещения полезных ископаемых, связанных пространственно либо генетически с древними вулканическими процессами.

Специфика палеовулканологии состоит в том, что восстановление истории вулканизма осуществляется на основе исследования вулканических пород, следовательно, они являются основным объектом данной дисциплины. Кроме того, в равной степени затрагиваются эндогенные и экзогенные процессы ввиду того, что древние вулканические явления имели глубинное происхождение, но оказывали воздействие на поверхностные среды.

Структурная геология имеет существенное прикладное значение. Во-первых, она создает основу для выяснения геологической роли вулканизма. Во-вторых, описание региональных вулканических поясов служит основой для исследования локальных структур. Таким образом, описание вулканических структур осуществляется от общего к частному: от региональных поясов до локальных структур. При этом выделяют региональные генетические ряды вулканов и структурные элементы вулканических построек. В-третьих, один из подходов структурной вулканологии дает данные для палеовулканологии. Он состоит в описании древних вулканических структур и процессов на основе сравнения структур и продуктов вулканической деятельности современных и древних вулканических областей. Данные работы основаны на принципе сопряженности вулканизма и тектоники. В последнее время изучаются связи вулканических процессов с региональными геологическими структурами. Особо затрагиваются магнитные и гравитационные аномалии и тепловые потоки.

Помимо самих вулканов, в сферу изучения вулканологии входит обширный круг вопросов, связанных с вулканизмом. Среди них формирование магматических пород, образование магмы, подъем ее к поверхности, термальные источники и вулканические газы, воздействие вулканизма на окружающую среду и человечество.

Вулканология наиболее тесно связана с прочими науками геологического цикла.

Так, ввиду того, что палеовулканология занимается изучением древних геологических тел и процессов она особо тесно взаимодействует с исторической геологией. Также со многими прочими геологическими дисциплинами она связана посредством использования их методов. Среди них петрография, стратиграфия, геологическое картирование.

Структурная вулканология наиболее тесно взаимодействует с структурной геологией. Также методологически она связана с геокартированием, а по сфере изучения взаимодействует с общей теорией развития планеты.

Этимология и использование

В 1858 году в английской литературе появился термин вулканология . В 1886 году форма перешла в вулканологию . Эти термины переведены на французский язык в вулканологии, а затем в вулканологии (написание подтверждено с 1946 года). Все эти термины образованы от слова вулкан , которое происходит от латинского Vulcanus , имени римского бога огня и названия одного из Эолийских островов , вулканического острова Вулкано .

В 1962 году Французская академия наук рекомендовала использовать термин «вулканология» для обозначения изучения вулканизма. Française Académie следовал и адаптировать его рекомендации в 1967 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector