Национальный исследовательский томский государственный университет
Содержание:
ТГУ сегодня – это:
Многоуровневая система образования: образовательный процесс включает довузовскую подготовку, моно- и многоуровневую подготовку специалистов, бакалавров, магистров, послевузовское образование, широкий спектр программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Университет является координатором вузов Сибирского региона по реализации Болонских соглашений. |
|
38 центров довузовской подготовки и профориентации в различных областях и республиках Сибири и Казахстана, где ежегодно обучается около двух тысяч человек. Осуществляется целевая подготовка специалистов по договорам с администрациями Томской области и города Томска, администрациями регионов Сибири, правительствами Республик Алтай, Бурятии, Хакасии, Тывы. |
|
научно-образовательный центр создан совместно с предприятиями реального сектора экономики и академическими институтами. |
|
Переподготовка управленческих кадров по Президентской программе, выпускники которой широко востребованы в различных управленческих структурах. |
|
Дистанционное обучение: магистерские программы по различным направлениям, программы дополнительного образования для школьников, студентов, учителей, преподавателей, специалистов, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) на международных площадках онлайн-образования для широкой мировой аудитории. |
|
Гарантированное место работы и возможности для карьерного роста выпускников университета: в ТГУ работают Центр содействия трудоустройству выпускников и Центр маркетинговых исследований и коммуникаций. |
|
Крупные лекционные аудитории, оснащенная материально-техническая база. |
|
Лидирующие позиции в ведущих мировых и российских рейтингах университетов. |
Миссия Томского государственного университета
Национальный исследовательский Томский государственный университет, основанный в 1878 г. Александром II как Императорский Сибирский Университет, с первого дня своего существования был призван утверждать идеалы науки, образования и культуры на огромной территории азиатской части страны.
Важнейший приоритет университета – стремление к воспитанию свободно и широко мыслящей творческой личности, способной к самостоятельным научным и мировоззренческим решениям. Сохраняя верность традициям предшественников, коллектив университета активно развивает современные подходы и методы во всех сферах деятельности, укрепляя свой статус в российском и международном научно-образовательном пространстве.
Заслуги Национального исследовательского Томского государственного университета в становлении и развитии отечественной науки, образования и культуры отмечены многими наградами страны, в 1998 г. ТГУ указом Президента Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Национальный исследовательский Томский государственный университет как университет исследовательского типа видит свою миссию в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов.
Приоритетными целями университета являются:
- служение интересам России, способствование развитию ее интеллектуального потенциала путем производства новых знаний и опережающей подготовки научно-педагогической, управленческой и культурной элиты общества;
- совершенствование педагогического процесса на основе активного использования инновационных подходов и информационных технологий, подчинение их задаче сочетания гармоничного развития личности и подготовки высококлассных, ориентированных на лидерство в своей области, специалистов;
- достойное представление высшей школы России в международном научно-образовательном пространстве, интеграция своего академического, интеллектуального и информационного потенциала с ведущими российскими и зарубежными центрами высшего образования, науки и высоких технологий;
- успешное развитие исторически сложившихся и признанных мировым сообществом научно-педагогических школ в области гуманитарных, физико-математических и естественных наук на основе интеграции с академическим сектором науки;
- обеспечение потребностей науки, образования и общества в целом в информационных услугах через создание и функционирование единой информационной научно-образовательной среды;
- осуществление координирующей роли в системе высшей школы при реализации крупных проектов в области образования различных уровней, науки и инноваций;
- участие в развитии реального сектора экономики на основе инновационной деятельности, включая обеспечение кадрового сопровождения высоких технологий.
Университетская наука
Это более 600 докторов наук и свыше 1300 кандидатов наук, из них 13 академиков РАН, РАМН, РА РАН и РАСХН, 16 членов-корреспондентов РАН, РАО, РАМН, около 100 членов общественных академий РФ.
В ТГУ функционируют 24 собственных диссертационных совета, в среднем в год защищается 20 докторских и свыше 100 кандидатских диссертаций.
В университете созданы 4 научно-исследовательские учреждения: Сибирский физико-технический институт, НИИ прикладной математики и механики, НИИ биологии и биофизики, Сибирский ботанический сад.
В ТГУ сформировался широкий спектр научных школ, сохраняющих и развивающих богатые исследовательские традиции. Достижения ведущих школ вошли в золотой фонд российской науки и поддержаны грантами, в т. ч. Президента и Правительства РФ.
В ТГУ ведут исследования 140 иностранных ученых, более 113 иностранных аспирантов и постдоков.
Музейный комплекс ТГУ
Музейный комплекс ТГУ, сформированный в основном в конце XIX века, является важной составляющей учебного и научного процесса. Большинство университетских музеев и Гербарий создавались еще до открытия университета, имеют богатейшие коллекции
Все музеи используются в учебном процессе для иллюстрации разных лекционных курсов, просвещения студентов и населения.
- Музей истории университета
- Музей книжных памятников
- Палеонтологический музей им. В.А. Хахлова
- Зоологический музей
- Гербарий им. П.Н. Крылова
- Минералогический музей им. И.К. Баженова
- Музей истории физики
- Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского
ТГУ для школьников
В университете открыты профильные (заочные) школы (физико-математическая школа, «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер», «Школа молодого журналиста»).
Дистанционные школы для одаренных детей по гуманитарному, естественно-научному, физическому, математическому, химико-биологическому направлениям.
Программы подготовки школьников к олимпиадам различного уровня.
Программы подготовки к ЕГЭ.
Интерактивные конкурсы и олимпиады для школьников Портале ТГУ.
В 2018 году открылся Центр развития современных компетенций как элемент региональной системы работы с талантливыми школьниками.
Первый в Сибири
Идея открытия первого университета в Сибири возникла в лучших умах нашего Отечества. За право открытия университета боролись семь крупных городов Сибири, но именно Томску выпала такая честь. Томский университет стал девятым в России и первым в Сибири высшим учебным заведением.
В основу концепции нового университета была положена модель известного немецкого просветителя XIX в. В. фон Гумбольдта. Университет создавался как элитарное учебное заведение, в котором обучение и научные исследования находятся в неразрывном единстве, главный акцент делается на воспитании творческой личности, способной к саморазвитию.
Основой классического университета должны стать научно-педагогические школы, при этом в науке преобладает доля фундаментальных научных исследований, а в учебном процессе необходимо сочетание естественно-научных и гуманитарных дисциплин и фундаментальности образования.
Для огромного числа талантливых молодых людей поступление в ТГУ – это воплощение мечты о получении качественного образования как залога профессиональной карьеры и успеха в жизни, и мы хорошо понимаем свою меру ответственности за будущее нашей страны. Преподаватели, сотрудники, студенты – нам всем дорог университет, его традиции, его удивительная атмосфера совместного творчества учителей и учеников. Мы чтим память основателей и созидателей университета, так мудро и дальновидно определивших принципы и приоритеты в его развитии на многие годы, заложивших высокие идеалы служения Отечеству. Мы гордимся выпускниками университета – их более полутора сотен тысяч, и все они своим вдохновенным и творческим трудом приумножили славу отечественной науки, образования и культуры, славу нашей альма-матер. Мы уверены в прекрасном будущем Томского университета!
Факультет исторических и политических наук
и.о. декан факультета — Рожнёва Жанна Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент Телефон 8 (382-2) 785-212 Веб-сайт факультета Mail to: if.tgu@mail.ru
Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 34, корпус № 3
Должность | Ф.И.О. | Телефон | Учебный корпус/кабинет |
И.о. декана | Рожнёва Жанна Анатольевна | 785-212 | 3-31 |
Зам. декана по учебной работе | Годенов Иван Сергеевич | 785-212 | 3-32 |
Зам. декана по социальной работе | Сайнаков Николай Александрович | 785-212 | 3-32 |
Менеджер | Ананьева Анна Анатольевна | 785-213 | 3-33а |
Кафедры: | |||
Истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории | Шевелев Дмитрий Николаевич | 785-216 | 3-39 |
Российской истории | Некрылов Сергей Александрович | 785-214 | 3-38 |
Новой, новейшей истории и международных отношений | Хахалкина Елена Владимировна | 785-218 | 3-42,43 |
Истории и документоведения | Кудряшев Вячеслав Николаевич | 785-211 | 3-29 |
Археологии и исторического краеведения | Чёрная Мария Петровна | 785-215 | 3-36 |
Мировой политики | Юн Сергей Миронович | 785-203 | 3-5, 6 |
Международной деловой коммуникации | Андреева Татьяна Леонидовна | 785-217 | 3-40 |
Востоковедения | Румянцев Владимир Петрович | 785-219 | 3-44 |
Антропологии и этнологии | Зайцева Ольга Викторовна | 785-221 | 3-30 |
Политологии | Щербинин Алексей Игнатьевич | 785-222 | 3-16 |
Подразделения факультета: | |||
Лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири | Беликова Ольга Борисовна | 529-892 | 1-040 |
НИЛ «Сибирь: исторические традиции и современность» | Некрылов Сергей Александрович | 785-214 | |
Музей археологии и этнографии Сибири | Коробейников Илья Николаевич | 529-626 | 1-225 |
Лаборатория археологических исследований Артефакт | Зайцева Ольга Викторовна | 1-043 | |
Лаборатория социально-антропологических исследований | Нам Ираида Владимировна | 529-836 | 3-30 |
При учреждении Императорского Томского университета в 1878 г. среди многих факультетов и отделений планировали открыть и историко-филологический факультет, но осуществить задуманное удалось лишь 1 (14) июля 1917 г. Факультет имел классическое славяно-русское, историческое и романо-германское отделения. В 1920 г. он вошел в факультет общественных наук вместе с юридическим факультетом, а в 1922 г. был закрыт. В 1940-м исторический факультет был вновь открыт. С 1941 по 1974 г. он существовал как историко-филологический. С 1974 г. исторический факультет стал отдельной структурой государственного университета. Если в первые годы на отделении истории работало всего две кафедры (русской и всеобщей истории), то теперь на факультете девять кафедр, а 75% преподавателей имеют ученые звания и степени. В 2018 году в результате присоединения кафедры политологии, которая до этого времени работала в рамках философского факультета, исторический факультет был преобразован в факультет исторических и политических наук.
За четыре года обучения дается высшее профессиональное образование и выпускникам присваивается квалификация бакалавра, за два года последующего обучения – квалификация магистра.
Актуальное образование
Томский государственный университет реализует обучение по всем ступеням высшего образования: бакалавриату, специалитету, магистратуре, аспирантуре.
Бакалавриат
Ядро бакалавриата – это общее содержательное основание, фундамент, на который надстраиваются общепрофессиональные компетенции. Образовательное ядро бакалавриата закладывает общие принципы в подготовке студентов Томского государственного университета любого профиля. Ядро – это общая платформа, система взаимосвязанных дисциплин и модулей, которая формирует матрицу компетенций.
Специалитет
Традиционная форма российского высшего образования. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку в рамках выбранной специальности.
У студентов есть возможность заниматься исследованиями в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях и группах.
Обучающиеся получают доступ к одной из крупнейших университетских библиотек России.
Магистратура
Междисциплинарность
Направление магистратуры может кардинально отличаться от бакалаврского. Магистратура по философии, например, может быть востребована среди бакалавров технических специальностей, также часто ее выбирают биологи и историки.
Двойные дипломы
Обучение проходит сразу в двух вузах, и сегодня в списке академических партнеров ТГУ университеты Китая, Франции, Бельгии и других стран.
Мобильность и активность
Современная магистратура дает бакалаврам возможность после бакалавриата продолжать обучение в других университетах не только России, но и стран Европы, Америки. А магистерский диплом принимают и российские, и зарубежные работодатели.
Адресная подготовкаРазработка магистерских программ осуществляется исходя из запросов конкретных предприятий, которые затем принимают магистров на работу. С каждым годом таких программ в ТГУ становится все больше.
Индивидуальный план
Для магистров ТГУ может быть составлен индивидуальный план обучения, в котором будут учтены все необходимые для написания диссертации дисциплины.
Аспирантура
Трансдисциплинарность
Современные исследования аспирантов находятся на стыке разных областей науки. Подготовка специалистов, имеющих сложные трансдисциплинарные компетенции, позволит обеспечить кадрами передовые высокотехнологичные компании.
Интернационализация
Основные образовательные программы аспирантуры в ТГУ реализуются как на русском, так и на английском языке. Аспиранты могут параллельно осваивать PhD-программы в зарубежном университете с возможностью присвоения ученых степеней Doctor of Philosophy и кандидата наук.
Академическая мобильность
Аспиранты ведут научные исследования в лабораториях нашего университета и в ведущих университетах и научных центрах мира. Среди партнеров ТГУ по совместным исследованиям университеты Европы, Азии, Америки. Университеты предлагают широкий выбор программ стажировок.
Модульность учебного плана
Разработка учебного плана осуществлена модульно, что позволяет достаточно быстро диверсифицировать его в соответствии с потребностями заказчиков и партнеров университета. Также модульная система позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения и исследований для каждого аспиранта.
Обучение по индивидуальному плану
Аспирантура, став ступенью высшего образования, реализует в своих основных образовательных программах компетентностный подход.
Каждый аспирант совместно со своим научным руководителем выстраивает индивидуальный план обучения в соответствии с тематикой исследования.
Диплом исследователя
По окончании аспирантуры присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Подготовленная диссертация на соискание ученой степени кандидата наук представляется к защите.
Сибирский ботанический сад
Основан в 1880 г. Является старейшим ботаническим научно-исследовательским учреждением в азиатской части России.
Площадь 117 гектаров, в том числе оранжерейно-тепличный комплекс 6 500 кв. м, экспериментальное хозяйство 120 гектаров.
Экспозиция живых растений насчитывает 9 000 видов, форм и сортов.
Коллективу сотрудников присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники за работу по созданию уникального для северных широт планеты ботанического комплекса.
Основные научные направления, по которым работает коллектив ботанического сада:
- интродукция видов природной и культурной флор планеты с использованием научных разработок в области биотехнологии, генетики, биохимии растений;
- изучение состояния популяций редких и исчезающих видов растений, сохранение их генофонда;
- декоративная дендрология и ландшафтная архитектура.
Лаборатории СибБС:
- интродукции тропических и субтропических растений;
- интродукции цветочно-декоративных растений;
- интродукционной дендрологии и ландшафтной архитектуры;
- семеноведения и биотехнологии;
- ситохимии;
- биоморфологии и цитогенетики редких и исчезающих растений;
- научных основ защиты растений от вредителей и болезней;
- интродукции лекарственных растений;
- интродукции сельскохозяйственных растений.