3 российских университета, которые готовят лучших стоматологов в стране

О факультете

Факультет готовит специалистов, которые по окончании могут работать в качестве стоматолога, преподавателями стоматологии в медицинских училищах и колледжах, научными работниками по проблемам стоматологии.

Форма обучения — очная. Срок обучения — 5 лет. Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом высшего  образования (ФГОС 3) по специальности 31.05.03 «Стоматология», уровень высшего образования «Специалитет», утвержденного Министерством образования и науки России 09.02.2016.

На сегодняшний день на факультете обучаются 425 студентов.

Профессорско-преподавательский состав стоматологического факультета обладает значительным научным и педагогическим опытом работы с использованием современного обеспечения образовательного процесса. На кафедрах факультета преподают: 9 профессоров, 22 доцента, 17 ассистентов, 3 старших преподавателя. Из них 47 имеют ученую степень, в том числе 11 докторов, 30 кандидатов медицинских наук, 2 кандидата педагогических наук, 2 кандидата экономических наук, 2 кандидата биологических наук. Все преподаватели регулярно проходят курсы усовершенствования на центральных базах и на выездных циклах и повышают свою педагогическую квалификацию.

Появление новых технологий в стоматологии и высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг диктуют необходимость в подготовке специалистов с глубокими знаниями, обладающими клиническим мышлением и прекрасными мануальными навыками. Сегодня процесс обучения студентов на факультете строится на принципах преемственности и на каждом уровне последовательно моделируется форма деятельности студентов, приближенная к профессиональной деятельности врача. На первом этапе студенты знакомятся с работой врача-стоматолога и осваивают основы специальности на фантомах. Сегодня стоматологический факультет имеет фантомный класс, оснащенный 24 настольными турбинными бормашинами.

Созданы все условия для постепенного освоения мануальных навыков и участия студентов в самостоятельном клиническом приеме пациентов. Стоматологический факультет имеет свою клиническую базу – стоматологическую поликлинику ИГМА, оборудованную с учетом всех современных тенденций в стоматологии. Также клиническими базами факультета по договорам являются наиболее крупные, ведущие лечебно-профилактические и стоматологические учреждения Удмуртской Республики и города Ижевска, такие как: БУЗ «1 РКБ МЗ УР», БУЗ «РКДБ МЗ УР», БУЗ «ГКБ №6 МЗ УР», БУЗ «ГБ №4 МЗ УР», БУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3 г.Ижевска МЗ УР», Детская клиническая стоматологическая поликлиника №2, Республиканская инфекционная клиническая больница, Республиканская стоматологическая поликлиника, БУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2 г.Ижевска МЗ УР».

Работа со студентами проводится и в студенческих научных кружках, которые организованы на всех кафедрах факультета. Студенты, занимающиеся в кружках, выступают с докладами на научных онференциях, в том числе за рубежом, публикуют результаты своих научных работ. Возможность обучения современным технологиям, позволяет студентам участвовать во Всероссийских олимпиадах по стоматологии.

Студенты стоматологического факультета не только успешно учатся, но и занимаются художественной самодеятельностью, спортом и туризмом. В общественной и культурной жизни академии активно учувствуют органы студенческого самоуправления и профком студентов ИГМА.

После окончания 5 курса студенты, сдав последние государственные экзамены и получив диплом врача, продолжают последипломное обучение в клинической ординатуре на основных профильных кафедрах академии под руководством профессорско-преподавательского состава. После окончания факультета выпускники также могут продолжить свою профессиональную и научную подготовку в аспирантуре и клинической ординатуре, а также специализироваться по узким специальностям: стоматолог-хирург, челюстно-лицевая хирургия, стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, ортодонт, детский стоматолог.

Кафедры

В состав стоматологического факультета входят 8 кафедр:

— кафедра терапевтической стоматологии (зав. кафедрой, доцент, д.м.н. Ю.Г. Тарасова),

— кафедра ортопедической стоматологии (зав. кафедрой, профессор, д.м.н. И.С. Рединов),

— кафедра стоматологии детского возраста, ортодонтии и профилактики стоматологических заболеваний (зав. кафедрой, доцент, д.м.н. Р.Р. Шакирова)

— кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (зав. кафедрой, доцент, к.м.н. С.Б. Мохначева).

— кафедра микробиологии и вирусологии (зав. кафедрой, д.м.н. М.К. Иванова),

— кафедра офтальмологии (зав. кафедрой, д.м.н. В.А. Корепанов),

— кафедра факультетской терапии с курсами эндокринологии и гематологии (зав. кафедрой, профессор, д.м.н. Ю.В. Горбунов),

— кафедра медбиофизики, информатики и экономики (зав. кафедрой, к.э.н., доцент Н.П. Пенкин).

Колледжи и ВУЗы для будущих стоматологов

В столице России стать специалистом в области стоматологии можно только в пяти вузах и трех колледжах. Чтобы поступить в высшее УЧ потребуется сдача ЕГЭ по трем предметам:

— русскому языку — биологии — химии.

Для тех, кто желает поступить в колледж, в приемную комиссию нужно будет принести школьный аттестат, абитуриент будет зачислен по конкурсу баллов аттестатов. Рассмотрим лучшие учебные заведения для стоматологов в Москве.

1. Государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова

Данный ВУЗ является ведущим профильным университетом страны, здесь насчитывается больше всего мест на бюджет по стоматологии:

  • дневное отделение — 220 мест
  • вечернее отделение — 50 мест.

Университет предлагает большой выбор стоматолоческих специализаций: начиная от пародонтологи и терапии и заканчивая популярными нынче челюстно-лицевой хирургией и ортодонтией. На базе учебного заведения открыт:

  • Клинико-диагностический центр
  • Поликлиника
  • Центр челюстно-лицевой хирург
  • Стоматология

Поэтому у студентов есть возможность получить прекрасную практику по своей специализации. Также ВУЗ располагает факультетом средне профессионального образования, ежегодно сюда принимают 30 человек, которые мечтают стать зубными техниками. Отличительно, что каждый студент имеет свое персональное рабочее место в зуботехнической учебной лаборатории.

2. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова

В данном учебном заведении можно получить специальность:

  • детского и взрослого стоматолога-терапевта
  • хирурга
  • ортодонта
  • ортопеда.

Университет располагает 119 бюджетными местами, чтобы поступить, необходимо набрать более 270 баллов по результатам трех ЕГЭ. На платное отделение проходной балл значительно ниже — от 171 балла. Первый медуниверситет — лидер в разработке современных прогрессивных технологий обучения. Например, здесь создана и внедрена первая в РФ «Учебная виртуальная клиника» — профильные тренажеры, клинические отделения (виртуальные), обучающие программы, вместо преподавателей здесь выступают телементоры. Основное преимущество этого университета в наличии собственной клинической базы, кафедры профессионалов стоматологического факультета, которые расположены на базе стационарного отделения челюстно-лицевой хирургии и пяти клиник. Наряду со специалистами с высшим образованием, ВУЗ готовит зубных техников (бюджетных мест — 15).

3. Исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

На факультет стоматологии ВУЗ принимает 25 абитуриентов, для зачисления необходимо набрать от 260 баллов по результатам трех экзаменов. Практическое обучение студенты начинают уже на младших курсах. Учащиеся вторых курсов имеют возможность работать в профессионально оборудованных классах, в которых смоделированы условия настоящего стоматологического приема. Каждый студент здесь имеет персональное рабочее место:

  • комплект оборудования
  • фантомный стол
  • необходимые материалы
  • имитатор головы пациента.

На следующих курсах студенты осваивают самостоятельно прием пациентов в настоящих медицинских учреждениях, руководят процессом преподаватели профильных кафедр. На старших курсах молодые люди имеют возможность посещать мастер-классы, которые организовываются в период проведения международных выставок по стоматологии, таким образом изучая достижения международного стоматологического сообщества.

4. Медицинское училище № 1

Этот ССУЗ был основан более 200 лет назад, и считается самым старым медучилищем Москвы. Ежегодно здесь набирают 70 человек на «Стоматологию ортопедическую». Конкурс проводят по баллу аттестата. Отличительно, что в училище работает система распределения выпускников по запросам Департамента здравоохранения. Зубных техников чаще всего трудоустраивают во взрослые и детские городские поликлиники. Те, кто желает работать в частных медицинских центрах, поиском работы занимается самостоятельно. По статистике 15% выпускников училища продолжают обучение в медицинских ВУЗах.

5. Медицинский колледж МИИТа

Медицинское образовательное учреждение является подразделением Московского университета путей сообщения. Колледж готовит средний медперсонал для учреждений РЖД, здесь же студенты проходят производственную практику. Выпускники специальности «Стоматология ортопедическая» трудоустраиваются на 100 % по распределению в поликлиники и больницы железнодорожного транспорта столицы. Обучение на специальность «Зубной техник» здесь получить можно только на платной основе, стоимость — 90 000 рублей.

SocButtons v1.4

Лучшие ВУЗы, в которых учат будущих зубных врачей

В России существует большое количество медицинских ВУЗов, немаловажным для достижения наивысших результатов в обучении, является выбор университета. Ведущими медицинскими ВУЗами Москвы являются:

  • Первый МГМУ им. И. М. Сеченова,
  • РНИМУ им. Н. И. Пирогова,
  • МГМСУ им. А. И. Евдокимова.

Также необходимо отметить Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, где также готовят специалистов высшего уровня в области стоматологии.

Кроме того, медицинские колледжи, которые выпускают средний медицинский персонал, в том числе по специальности «Стоматология профилактическая» — это, как правило, стоматологические гигиенисты.

В сферу компетентности гигиениста входит профессиональная гигиена полости рта, которая включает удаление мягкого зубного налета, камней, а также профессиональную чистку после снятия брекет-системы.Обучение на гигиениста длится в среднем 12-15 месяцев, поэтому сколько выпускнику учиться на специальность «стоматология» зависит от того, поступает он в ВУЗ или среднее медицинское учреждение. Средние медицинские учреждения для овладения специальностью «стоматологический гигиенист»:

  • Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3. Санкт-Петербург,
  • Колледж инновационных технологий и сервиса «Галактика». Москва.
  • Стоматологический колледж №1. Москва.

Профессиональная гигиена полости рта

Достаточно ли зубной пасты и щетки для ухода за зубами? Зачем нужна профессиональная гигиена полости рта?

Рассказывает кандидат медицинских наук, председатель Ассоциации гигиенистов стоматологических России, директор клиники эстетической стоматологии «Неодент» Олесь Вячеславович Шевченко.

Шевченко Олесь Вячеславович родился в 1970 году в городе Полтаве на Украине. Закончил Украинскую медицинскую стоматологическую академию с отличием. С 1995 года живет и работает в России, в Москве. Женат. В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию.

— Сегодня все чаще говорят о том, что нужно 2 раза в год посещать гигиениста стоматологического. Но далеко не все знают, что это за специалист.

— Это действительно так. В нашей стране, к сожалению, очень долго такой специальности не было. Точнее, она была забыта. Гигиенисты стоматологические работали в России уже в далеком 1913 году.

Тогда в Москве знахарки-китайцы, лечившие зубные болезни, использовали специальные крючки с полой деревянной ручкой, которую они заполняли обычными капустными червями. Поковыряв таким инструментом, они публично извлекали червей из зуба, после чего изумленная публика расходилась в полной уверенности, что именно эти черви и были причиной зубной боли. С такой всеобщей безграмотностью приходилось бороться гигиенистам. Но после революции эта замечательная специальность была утрачена.

По данным исследований отечественных ученых распространенность кариеса постоянных зубов у 12 летних школьников в России колеблется от 61% до 96%. А у взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%. В среднем у каждого пожилого человека в группе 65 лет и старше в полости рта остается 5-6 зубов.

Мировой опыт, научные исследования ученых убедительно доказали, что только целенаправленная эффективная профилактическая программа способна оказать существенное влияние на снижение уровня стоматологической заболеваемости. В странах, где работают профилактические программы стоматологическая заболеваемость снизилась в 2–4 раза.

Однако широкое внедрение программы гигиенического обучения и воспитания ограничено вследствие ряда причин, главной из которых является отсутствие специалиста, который целиком и полностью смог бы посвятить свое время профилактике стоматологических заболеваний. Такой специалист — гигиенист стоматологический появился в нашей стране только в 2001 году.

Сегодня в России около 3000 квалифицированных гигиенистов стоматологических. Сравните: в США их 150 тысяч, и это количество все время растет. В Америке и Европе посещение гигиениста стоматологического – это норма, часть философии заботы о своем здоровье.

А вот у нас эта философия пока что только формируется. К сожалению, у большинства наших пациентов отсутствует культура ухода за полостью рта. Как врачи, так и пациенты более привычны к борьбе с уже возникшими проблемами, чем к их предупреждению. Хотя профилактика гораздо более выгодна как для каждого пациента, так и для государства в целом.

— Чем же занимается гигиенист стоматологический?

— Его основная задача – научить человека правильно ухаживать за своими зубами и полостью рта, создав для этого все необходимые условия. Поэтому для качественного проведения комплекса профессиональной гигиены полости рта гигиенисту потребуется 1 – 1,5 часа в зависимости от клинической ситуации.

На приеме гигиенист внимательно оценивает состояние полости рта пациента и предлагает ему почистить зубы щеткой и пастой, так как он делает это каждый день. После чистки зубов гигиенист показывает пациенту ошибки, которые были допущены, и учит делать это правильно.

Некоторые из Вас могут сказать: «… меня учить чистить зубы?». Да гигиенист с помощью специальных окрашивающих растворов наглядно продемонстрирует вам, сколько налета остается на зубах после неправильной чистки. Увиденное — производит впечатление.

После коррекции навыков гигиенист проводит комплекс профессиональной гигиены полости рта. Сначала с помощью аппарата Air-Flow снимают мягкий налет с зубов. Затем чистку продолжают с помощью ультразвукового аппарата, который помогает убрать более твердые отложения. А если есть «запущенный» зубной камень, используются специальные инструменты. Данный комплекс рекомендуется проходить раз в полгода.

После всех процедур, гигиенист подбирает подходящие конкретному пациенту средства по уходу за зубами. Здесь учитывается и образ жизни, и существующие проблемы, и социальный статус человека. Ведь сегодня можно найти качественные щетки, пасты, флоссы и ополаскиватели за вполне приемлемые деньги.

Предлагаем ознакомиться

Зарплаты и перспективы трудоустройства

Проблем с поиском работы у дантистов в наши дни нет. Частные стоматологические клиники открыты на каждом шагу, и везде требуются квалифицированные специалисты. Многие выпускники идут работать и в госучреждения, поскольку уровень зарплат даже в них сейчас относительно высок. В столице и крупных городах стоматологи получают от 40 до 150 тысяч рублей в месяц.

Перспектива большого дохода всегда влекла будущих студентов-медиков к стоматологии. Но желания хорошо зарабатывать недостаточно, профессия требует кропотливой подготовки. Придется освоить огромную теоретическую часть и потратить немало лет на получение практических навыков. И только после этого мечта о большой зарплате может стать реальностью.

Насколько высоко ценится диплом российского медицинского ВУЗа за рубежом

Полномочиями на присуждение международных квалификаций в области медицины сегодня не наделен ни один орган в мире. Учитывая этот факт, низкий статус диплома российского ВУЗа и его неконвертируемость следует принимать, как ложное и ничем не подтвержденное суждение. Подобным мифом ранее, в советские времена, правительственные чиновники и заинтересованные структуры пытались перекрыть дорогу на запад квалифицированным специалистам.

О качестве образования в заведениях высшей школы, а также о престиже самого учреждения, не совсем правильно судить по присвоенным наградам и регалиям. Самый объективный оценочный фактор – это практикующие выпускники – их работа, карьера и достижения. Удерживать высокий статус можно только при постоянном присутствии на рынке и наличии прогресса по всем направлениям, в т.ч., по научно-исследовательской работе и сотрудничеству с «заграницей».

Законодательство США, например, разрешает принимать на работу врачей с дипломами ВУЗов, зарегистрированными в ВОЗ и в агентстве IMED-FAIMER (орган, уполномоченный государством). Работодателям должно быть все равно, какое заведение закончил соискатель – Гарвард или ГМУ в Краснодаре. Во главу ставится не место получения диплома, а профессионализм и личностные способности. Если название учреждения не числится в списке ВОЗ, на вакансию не стоит рассчитывать. Конкретно – наименование медвуза должно упоминаться в каталоге «Авиценна» (содержит обширный перечень образовательных заведений мира, работающих на здравоохранение и на другие направления деятельности) и в «WHO WorldDirectory of Medical-Schools».

По такому же признаку следует выбирать и учреждение для получения образования: если его название не значится в каталогах ВОЗ, оно теряет привлекательность у поступающих и не может претендовать на престижность.

Регистрация медвузов в ВОЗ осуществляется на основе заявки, поданной государственным органом, компетентным в решении подобных вопросов. В России такой инстанцией является Министерство здравоохранения РФ. Сама процедура регистрации выполняется автоматически, но процесс этот иногда искусственно затягивается по причинам, известным самим представителям международной организации. Примером тому служит медицинский факультет Санкт-Петербургского Госуниверситета: год его основания – 1995, а официально в списках ВОЗ он появился только в 2003, а в 2006, после запроса администрации, был внесен в перечень IMED.

Лучшие среди платных медицинских университетов

Самый высокий уровень образования показывают образовательные заведения здравоохранения Москвы, Санкт-Петербурге, Краснодара, Казани, Воронежа, Самары, Нижнего Новгорода, Твери. В этих городах профессии врача обучают платно, при этом даже «на коммерцию» попадают абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ. Сведения были получены в результате мониторинга, проведенного по инициативе МИА «Россия сегодня» и НИУ «ВШЭ».

Представляем первую десятку ВУЗов, на платные отделения которых сложно попасть из-за завышенных конкурсных баллов:

  1. ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
  2. ВГМА им. Бурденко.
  3. МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
  4. КГМУ.
  5. СпбГПМУ.
  6. КубГМУ, г. Краснодар.
  7. Первый МГМУ им.И.М.Сеченова.
  8. СамГМУ.
  9. ТГМУ, г. Тверь.
  10. НижГМА, г. Нижний Новгород.

По традиции самыми востребованными специальностями с соответствующим конкурсом являются:

  • стоматология
  • лечебное дело
  • педиатрия
  • фармация.

Получить профессию врача заочно невозможно. В российских ВУЗах есть ряд факультетов, где приемлема такая форма обучения, но, во-первых, их количество постепенно сводится к нулю, во-вторых, обучают здесь не будущих терапевтов и стоматологов, а специалистов с условно-медицинским профилем – например, сестринскому делу с уклоном на менеджмент.

Что делает стоматолог?

Стоматологи делают разные вещи. Есть стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги, стоматологи-ортопеды, стоматологи-пародонтологи, ортодонты. Немного особняком стоит специальность детский стоматолог.

Что делает стоматолог-терапевт?

Стоматолог-терапевт лечит кариес, зубные  каналы (это направление работы называется эндодонтией), проводит художественную реставрацию зубов с помощью пломбировочных материалов. Чем меньше разрушен зуб, тем легче его спасти. Но современные инструменты и материалы позволяют справиться даже с, казалось бы, безнадёжными случаями. Тут многое зависит от мастерства врача.

Что делает пародонтолог?

Стоматолог-пародонтолог лечит воспаления дёсен, т.е. слизистой оболочки и мягких тканей, которые окружают и поддерживают зубы. Зубы и дёсны образуют единую систему, и без здоровых дёсен здоровых зубов не бывает. Пародонтолог лечит стоматит (воспаление слизистой), гингивит (воспаление дёсен), пародонтит (в него превращается гингивит, если не лечить) и пр. Самое неприятное заболевание этого рода – пародонтоз. Он возникает, если в пространство между зубом и десной проникает инфекция. Боль в дёснах и неприятный запах изо рта – самое безобидное, к чему он ведёт. Со временем от пародонтоза зубы перестают держаться в своих гнёздах, расшатываются и выпадают. Задача пародонтолога – остановить процесс и вернуть дёснам и зубам здоровье. Для этого он использует лекарства, но иногда приходится применять хирургические методы лечения.

Что делает хирург-стоматолог?

Стоматолог-хирург занимается зубами, которым консервативного лечения уже недостаточно. Он удаляет зубы, вычищает полости между зубами и дёснами при пародонтозе (кюретаж), удаляет кисты, проводит подсадку костной ткани (иногда это делается при подготовке протезирования), и пр.

Что делает стоматолог-ортопед?

Стоматолог-ортопед– это специалист по протезированию. Сокращённо – протезист. Когда стоматолог-терапевт провёл лечение и исчерпал все возможности восстановить зуб своими средствами, он направляет пациента к протезисту. Тот, хорошо понимая биомеханику зубочелюстной системы, предлагает пациенту варианты протезирования. Снимает слепки зубов, на основе которых зубной техник готовит протезы. Затем врач проводит примерку, подгонку и окончательно их закрепляет во рту пациента. Сегодня в распоряжении у стоматолога-ортопеда множество вариантов протезирования – от коронок, мостов и вкладок до имплантатов. Также применяются и съёмные протезы. Но с развитием технологий эти неудобные конструкции постепенно уйдут в прошлое.

Что делает ортодонт?

Ортодонт – специалист по исправлению прикуса. Неправильный прикус – распространённая проблема. Причём она не только эстетическая. Неправильный прикус мешает дикции, а также может стать причиной болезней зубов и дёсен. Прикус исправляется с помощью специальных капп и брекетов.

Что делает детский стоматолог?

Детский стоматолог работает с пациентами в возрасте от 0 до 17 лет. В это время зубы и челюсти только ещё формируются, и детский стоматолог учитывает особенности возрастного развития, он не только лечит уже появившийся кариес, но и следит за тем, как происходит формирование зубов и прикуса.

Стоматолог широкого профиля

Многие современные стоматологи выходят за рамки узких направлений. Например, стоматолог-терапевт может заниматься лечением дёсен, т.е. выполнять функции пародонтолога. Особенно востребованы стоматологи общего профиля в частных клиниках, потому что такой врач может самостоятельно обследовать больного, поставить диагноз, составить план лечения и провести его. Однако освоить в равной мере все перечисленные специальности невозможно, поэтому полностью отказаться от узких специалистов клиники не могут. Например, стоматологи  общей практики обычно не занимаются протезированием. Но бывают исключения: врач частного стоматологического кабинета может совмещать лечение и протезирование.

Продолжительность обучения и возможные специальности

Курс основного медицинского образования, стоматологического в том числе, длится 5 лет. Затем выпускник проходит аккредитацию, получает право самостоятельно работать терапевтом и после годичной практики в поликлинике может поступать в ординатуру, чтобы освоить более узкую специализацию:

  • пародонтология;
  • хирургия;
  • ортодонтия;
  • ортопедия;
  • детская стоматология.

После 9 класса на стоматолога учатся в медицинских колледжах, но далеко не во всех. Ссузы готовят по двум специальностям:

  • профилактическая стоматология (31.02.06) – это будущие гигиенисты, которые оказывают профилактическую стоматологическую помощь, занимаются профессиональной гигиеной полости рта;
  • ортопедическая стоматология (31.02.05) – это зубные техники, которые изготавливают съемные протезы, штифтовые вкладки, коронки, челюстно-лицевые и ортодонтические аппараты.

Большинство колледжей принимает на обе специальности исключительно выпускников 11 классов. После 9-го можно стать только зубным техником, и не во всех учебных заведениях: в Москве, например, таких ссузов нет, в Санкт-Петербурге единственный медколледж № 3 набирает выпускников девятых классов на специальность «ортопедическая стоматология». Срок обучения на базе основного среднего образования – 3 года 10 месяцев. После 11 классов учиться на год меньше, а будущие гигиенисты проходят полный курс всего за 1 год 10 месяцев.

Стоматологам требуются ассистенты – медсестры. Такую профессию тоже можно получить в медколледже, в том числе и после 9 класса. Окончание среднего специального учебного заведения и опыт работы в медицине открывают дорогу к поступлению в институт стоматологии по внутренним экзаменам вуза, а не по результатам ЕГЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector