Радиотехник

Кем и где работать

Учеба позади, диплом в руках. Куда пойти работать, причем, желательно, за приличное вознаграждение?

В Москве и других крупных городах существует ряд государственных предприятий с негосударственными зарплатами. Как правило, эти предприятия заключают договоры с факультетами на целевую подготовку специалистов. То есть подписывается трехсторонний договор между предприятием, вузом (факультетом) и студентом, по которому вуз обучает студента по особой программе, отличающейся от программы выбранной специальности. За это обучение платит предприятие, а студент после окончания учебы обязуется отработать сколько-то лет на этот предприятии. Существует и другой вариант: студент (как правило, дипломник или учащийся на последнем курсе) начинает работать на этом предприятии, учась по обычной программе

Рекомендует на работу студента в этом случае факультет или кафедра, поэтому, помимо желания работать, важно находиться на хорошем счету, то есть иметь высокий средний балл и активно заниматься подготовкой к диплому (как вариант – участвовать в НИРСах, научно-исследовательских работах студентов). Преимущество такого способа в том, что студент изначально никому не должен, так как с ним заключается только стандартный трудовой договор, как и при любом приеме на работу

В числе прочих дисциплин студенты радиофакультетов изучают технологии беспроводных систем передачи данных – практику и теорию. Это технологии Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX. Им, а также стандартам, на которых они базируются, посвящены вполне серьезные учебники университетского уровня и бесчисленное множество статей и ресурсов в Интернете. То есть выпускник радиофакультета может быть не просто системным администратором, но и специалистом по беспроводным сетям, а востребованность таких специалистов более чем высока, да и зарплату предлагают очень солидную.

Ну, а тем, кто пошел учиться, «чтобы в армию не попасть», остаются самые низкооплачиваемые варианты: ремонт бытовой техники в телеателье, работа в НИИ. Платят, конечно, очень мало, но без работы не останетесь. Как правило, все радиофакультеты занимаются научно-исследовательской деятельностью и готовят аспирантов, следовательно, есть шанс найти себе руководителя и выбрать тему. Стоит смотреть правде в глаза: с точки зрения карьерных перспектив учеба в аспирантуре радиофакультетов – выбор далеко не лучший, ведь работа в НИИ, а уж тем более преподавательская деятельность, оплачиваются очень плохо. Единственный плюс – повышение своего образовательного уровня путем учебы и последующего написания диссертации. А специалиста с кандидатской степенью с большим удовольствием возьмут на высокооплачиваемую работу, не связанную с наукой.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия радиоинженер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Что делает радиофизик

Стать успешным квалифицированным работником данной отрасли помогут знания статистической физики, механики, информационных технологий, электродинамики, квантовой теории и всяческих компьютерно-вычислительных систем. Просто необходимы базовые навыки работ в различных лабораториях научно-исследовательского типа. Современные специальности (факультет радиофизики) и направления квалифицированной подготовки в ВУЗах предлагают варианты применения этой отрасли в:

  • лазерной технике и лазерных технологиях;
  • разработке систем учета;
  • проектировании радиооборудования и схемотехники;
  • радиотехнике, электронике, нанотехнике;
  • разработке и конструировании радиотехнических приборов;
  • квантовой радиофизике и квантовой радиоэлектронике;
  • радиофизических методах и методиках по областям применения;
  • физической акустике;
  • статистической радиофизике;
  • радиофизических измерениях.

Радиофизические направления предлагают немало институтов и университетов по всей стране. Если вы решили осваивать это направление, необходимо хорошо разбираться в физике, информатике, математике, химии, а также русском, иностранном (преимущественно английском) языках.

В контексте базовых физиконаправленных дисциплин в обучении радиофизика происходит изучение молекулярной физики, разделов механики, процессов колебаний и волн, законов и природы электричества и магнетизма, основы атомной и ядерной физики.

Среди предметов математической направленности – аналитическую геометрию, основы математического анализа, линейную алгебру, теорию вероятностей, математическую статистику, дифференциальные уравнения. Подготовка в сфере информатики состоит из изучения языков и алгоритмов программирования. Направленная профессиональная составляющая зависит от выбора конкретного профиля.

Что должен знать и уметь?

Профессиональный радиотехник обязан:

  • отлично знать и понимать основные законы физики;
  • иметь инженерные навыки;
  • понимать принципы, по которым работают приборы;
  • в ряде случаев могут потребоваться конструкторские способности специалиста;
  • уметь производить качественный монтаж и обслуживание;
  • требуется умение читать, а так же создавать схемы электронных приборов;
  • в совершенстве овладеть паяльником;
  • уметь проводить диагностические действия в отношении оборудования;
  • знать основные компьютерные программы, используемые для различных работ, связанных с диагностикой и конструированием.

Трудоустройство: где можно найти работу

У многих возникает вопрос устройства радиофизика на работу. Вы удивитесь, но вариантов действительно немало. Если отбросить в сторону образовательно-научную сферу, останется немало ниш применения навыков такого специалиста. К примеру, всегда будет пользоваться спросом это направление в сфере радио- и телекоммуникаций, их обслуживании, организациях, занимающихся системами безопасности и охранными приспособлениями, фирмах по производству, настройке, ремонту и продаже электрооборудования, в предприятиях обеспечения связи и прочих компаниях, нуждающихся в техническом обеспечении работы. Зарплата в этой сфере достойная даже на начальных этапах работы.

Что изучается

Во времена Советского Союза на радиофакультеты, помимо тех, кто шел по призванию, подавали документы абитуриенты, напуганные печально известными предметами конструкторских факультетов. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знакомства с сопроматом, теоретической механикой, теорией машин и механизмов (ТММ для многих студентов расшифровыввалось как «тут моя могила»), конструкционными материалами и технологией их обработки. Да и черчение длилось один семестр вместо двух курсов.

Но не все коту масленица: на втором курсе приходит расплата, причем независимо от выбранной  специальности. ОТЦ (основы теории цепей), плавно переходящие в РТЦиС (радиотехнические цепи и сигналы) будут идти два курса, заставляя просыпаться посреди ночи в холодном поту. Также на всех специальностях проходят антенно-фидерные, радиопередающие и радиоприемные устройства. Плюс курсовые работы и проекты, то есть проектирование и расчет того или иного устройства.

Еще изучаются электронные приборы (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), элементная база (жизненно необходима инженерам-схемотехникам и при курсовом проектировании). В общем-то, все перечисленные предметы существовали и во времена Советского Союза, так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются при проектировании только отечественные, микросхемы – тем более. Единственное, что исчезло, – это практикумы по пайке. Так что, если не мечтаете колдовать над печатными платами с паяльником в руках и вычищать из-под ногтей канифоль, то проблем нет.

Появились и новые предметы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных и радиотелефонных сетей, сети и системы передачи данных. В какой-то степени на старших курсах радиофакультетов учат не на радистов, а скорее на специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное, и потерпеть ради этого 3 года можно вполне.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления могут претендовать на должности техников, наладчиков и разработчиков в компании, производящие электрооборудование, а также на предприятия по разработке средств спутниковых и телекоммуникационных систем, в организации радиоэлектронного профиля, теле- и радиокомпании. Специалисты с опытом работы могут проявить себя в направлении исследовательской деятельности.

Что же касается уровня будущей заработной платы, то здесь все зависит от опыта и сферы применения знаний и умений специалиста. На государственных предприятиях средний оклад радиотехника составляет от 20 до 40 тысяч рублей, в коммерческих организациях заработок может составить до 80 тысяч.

Профессиональные качества специалиста

Специалист радиомеханик может считаться профессионалом, в том случае, когда будет обладать следующими качествами:

  1. имеет интерес к различной технике;
  2. проявляет инженерные способности;
  3. любит заниматься ручным трудом;
  4. обладать высоким интеллектом;
  5. иметь хорошую память;
  6. уметь концентрироваться на деталях;
  7. обладать усидчивостью.

Кроме того, профессиональные радиотехники начинают чувствовать окружающие их электронные приборы. Они более внимательно к ним относятся. Различают малейшее отклонение от нормы, незаметное большинством пользователей.

Кроме того, попасть в число профессионалов будет не так-то просто. Ведь больших результатов могут добиться те, кто с самого детства увлечены не просто использованием, но изучением принципов работы радиоэлектронного оборудования и приборов. Если научились работать с паяльником и разобрались с печатными платами, комбинируя их для получения определенного результата.

Радиотехника: специальность или призвание?

Как говорилось ранее, большинство людей судит об этой науке, оглядываясь на примеры прошлого. Тогда многие радиотехники осваивали это направление самостоятельно, экспериментируя на старых магнитофонах и читая труды известных инженеров. Однако лишь немногие решалась поступать в институт по этой специальности, так как не видели потенциала в этой профессии.

Теперь же все кардинально изменилось. Приборы стали сложнее, а хорошие книги превратились в настоящий дефицит. Да и, собственно говоря, каким бы отменным специалистом ни был человек, без соответствующего диплома на работу устроиться явно не получится. Поэтому радиотехника — это в первую очередь профессия, а страсть к электронике лишь приятное дополнение к ней.

Специальности

Радиоcпециальности отличаются от специальностей машиностроительных и приборостроительных факультетов тем, что имеют иную систему классификации и делятся на системотехнические, схемотехнические и конструкторские.

В чем их различие? Системотехнические специальности учат мыслить, решать проблему в комплексе – проектировать не отдельные устройства (передатчики, приемники), а целые системы. Рассмотрим радиолокационную станцию (РЛС). При ее проектировании заказчик выдает техническое задание на всю систему. А РЛС состоит из четырех главных компонентов – антенная подсистема, передающая подсистема, приемная подсистема и программно-аппаратный комплекс. Знать, как именно устроена каждая часть, инженеру-системотехнику не нужно, да и хранить в голове столько информации зачастую не под силу. Грубо говоря, для него подсистемы – это кубики, «черные ящики». Он не знает, что в них содержится, но знает, что у него на входе и что на выходе. Беря различные «кубики» и соединяя их, инженер получает систему с заданными параметрами. Такие специальности требуют выработки системного подхода – умения мыслить масштабными категориями, видеть проблему как единое целое.

У схемотехников другая головная боль – как раз эти самые «черные ящики». Они проектируют подсистему с заданными характеристиками – на входе такие сигналы, на выходе другие. Зато вопрос применения разработанного устройства инженера-схемотехника никак не волнует. Он решает множество небольших задач, создает отдельные блоки, но дальнейшая их судьба не его забота. Для таких специальностей необходима усидчивость и умение работать с задачами, не видя полной картины.

Наконец, инженеры-конструкторы занимаются миниатюризацией устройств, проблемами теплоотвода и охлаждения, проектируют корпуса приборов и оптимизируют принципиальные схемы для их дальнейшего расположения на печатных платах.

Сейчас на радиофакультетах, как правило, обучают следующим специальностям:

  • «Радиотехника». По сути, это схемотехническая специальность. На ней учат проектированию передатчиков, приемников, антенн, основам конструирования РЭС, основам цифровой обработки информации.
  • «Радиоэлектронные системы». Больше системотехническая специальность. Помимо общих предметов изучается проектирование систем и комплексов, теория телекоммуникаций, радиоуправление.
  • «Конструирование радиоэлектронных средств» (РЭС). Конструкторская специальность. Если выбрали ее, то готовьтесь к детальному изучению конструирования и проектирования для изготовления РЭС. Придется изучить работу в PCAD и AutoCAD, а схемы, которые надо скомпоновать для расположения на печатной плате, будут долго сниться.
  • «Связь с подвижными объектами». Системотехническая специальность. В деталях изучается статистическая радиотехника, теория оптимального приема, теория телекоммуникаций.
  • «Комплексная защита объектов информации». Сугубо системотехническая специальность. Изучается теория телекоммуникаций, теория защиты информации, программирование на языках высокого уровня, аппаратные и программные методы защиты информации.
  • «Радиофизика». Математическая специальность. Расчет, моделирование и имитация процессов, происходящих в антенных, приемных и передающих устройствах. Детально изучается электродинамика, теория антенно-фидерных устройств.
  • Особые специальности для вузов связи и телекоммуникаций.

Часть специальностей изучается как на дневном, так и на вечернем отделениях радиофакультетов. Причем если раньше для учебы на вечернем отделении требовалась справка с места работы (желательно по профилю), то теперь подобных препятствий нет.

Обязанности

По ходу своей деятельности радиооператору нельзя зацикливаться исключительно на работе за столом перед приемопередающими устройствами. Этим специалистам приходится заниматься относительно неблагодарной деятельностью – обслуживать внешние источники сигналов независимо от погодных условий и времени суток, ведь от их бесперебойного функционирования зависит жизнь многих людей. Посему профессия радиооператора требует умений:

  • настраивать приемно-передающие устройства на рабочие частоты;
  • менять неисправные детали и устранять элементарные технические неполадки;
  • производить простейшие электроизмерения и тестирования;
  • обслуживать электросиловые станции и антенно-мачтовые конструкции;
  • выполнять нормативы техобслуживания;
  • вести установленную нормативами документацию;
  • передавать и принимать радиограммы, написанные азбукой Морзе;
  • настраивать буквопечатающие телеграфные аппараты;
  • принимать телеграммы на печатную машинку;
  • вести телеграфную документацию;
  • набирать текст на печатной и телеграфной машинке со скоростью, необходимой для выполнения поставленных задач.

Навыки – это хорошо, но их бывает недостаточно при отсутствии определенных знаний. Каждому уважающему себя радиооператору нужно знать:

  • основные определения и теоремы из курсов электротехники, радиоэлектроники и радиотехники;
  • матчасть и принципы действия доверенной приемопередающей аппаратуры;
  • устройство и порядок эксплуатации антенн и элементов электропитания;
  • правила функционирования радиосвязи;
  • методы обслуживания радиотелеграфа;
  • варианты радиокодов и правила совершения радиообмена.

Работать радиооператорами могут физически выносливые и психологически устойчивые люди, обладающие существенной мужественностью. Им не дано морального права испытывать чувство панического страха в наиболее критические мгновения, поскольку именно они держат в руках те «тоненькие ниточки», которые могут привести спасателей и оказать поддержку. Именно радиооператоры покидают корабль, пульт и лагерь последними – одновременно с капитанами или непосредственными начальниками.

Ткач и радиооператор уступили место операторам беспилотников: 100 профессий оказались не нужными

Рынок труда в ближайшее время ждут серьезные изменения. Через год в колледжах из перечня профессий вычеркнут почти 100 позиций. Ткач, радиооператор, швея, и многие другие уходят в прошлое. Вместе с тем начнется подготовка специалистов нового поколения, деятельность которых еще до недавнего времени казалась фантастикой.

Учебная группа, несмотря на лето, уже в сборе. В ульяновском колледже началась подготовка операторов беспилотников.

«Это одна из самых перспективных профессий. Она входит в список ТОП-50 наиболее востребованных профессий и специальностей. Можно выполнить съёмку данной местности и с беспилотного летательного аппарата построить 3D-модель, карту», — рассказал Алексей Тур, заместитель директора, руководитель учебного .

В Тюмени даже не всплеск, а настоящий взрыв аддитивных технологий. Обучают специалистов по профессии — проектант 3D технологий. Печатают все: от искусственной еды до бионических протезов.

«Это новая совершенно специальность. Она пока ещё не очень так развита», — пояснил Валерий Черепанов, директор колледжа цифровых и педагогических технологий.

По прогнозам экспертов, через несколько лет появятся около 200 новых профессий, а нынешних специалистов заменят машины и технологии. Менеджеры, переводчики, администраторы. Спрос на них упадет на 60-70%.

Среди них — золотошвеи. Чтобы промысел жил, на предприятии в Торжке сотрудников решили обучать самостоятельно.

В следующем году из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования в России могут исчезнуть почти сто позиций.

«Изготовитель эмалированной посуды», «сушильщик в бумажном производстве», «сборщик изделий электронной техники». Или «радиооператор» — это профессия тоже устарела технологически. Вместо нее в перечень введут новую — «монтажник оборудования мобильной связи», а еще появятся: «iT-медик», «архитектор энергонулевых домов», «тренер творческих состояний».

«Мы взяли 100 специальностей, к которым за последние пять лет не обращался никто, ни один человек. Зато появляются новые специальности, которые связаны с тем, что меняется мир. Аддитивные технологии, робототехника. Те профессии, которые перед нами ставит время и мы на его вызовы отвечаем», — пояснила Ольга Васильева, министр просвещения РФ.

Вузы срочно корректируют учебное расписание с учетом новых профессий.

«Это технология новых материалов, это нано-технологии и внутрисистемная техника, наноэлектроника. Это металлургия горных дел. Ну и безусловно информационное направление, которое связано с подготовкой специалистов для IT-отрасли. Они тоже являются лидерами. Там практически максимальная конкурсная ситуация. И конкурсы достигают свыше 30 человек на место, до 50», — рассказал Вадим Петров, проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС».

В Саранском институте светотехники не было таких наглядных пособий, вспоминают будущие сотрудники лампового завода. Завод, кстати, обеспечивает 2 тысяч рабочих мест по профессиям будущего.

Студенческий клип о профессии «Инженер-светотехник» бьет рекорды просмотров в Сети.

Но рабочие профессии, у которых есть будущее, остаются. Российская сборная высокотехнологичных сварщиков и токарей готовится к чемпионату по стандартам WorldSkills под контролем нейропрограммистов . Развивают: оригинальность, инициативность, креативность, умение общаться и убеждать, быть внимательным к деталям и решать комплексные проблемы — это то, что умеет только человек. Остальное за нас уже делают роботы.

Знания и навыки

Радиотехник должен хорошо понимать законы физики и инженерные принципы, на которых основана работа приборов, знать и уметь использовать стандарты конструирования, монтажа и сборки радиоэлектронных устройств.

Доброго времени суток, форумчане. Хочу обратиться к вам с вопросом следующего содержания. Я учусь на 4 курсе по специальности «радиотехника». Выбирал осознанно, по складу ума и личным предпочтениям все было в порядке. Доучился до сей поры, вот уже скоро диплом получать, а особого рвения в освоении профессии нет. Много раз пытался с этим бороться (в периоды мотивационного подъема), брал книги, искал различные тематические форумы, статьи, пытался абстрагироваться от всего что отвлекало, но все это упиралось и упирается в несколько вещей. Найти что-то годное для начала освоения трудно. Область, которая более менее интересна (прием и обработка сигналов, ЦОС) обделена литературой, плавно вводящей в курс дела. Буквально сегодня ввел на youtube запрос «DSP» или «сигнальные процессоры» с желанием посмотреть какие-то уроки, но ничего на русском языке не нашел. Да, я могу посмотреть лекции на английском, но сам факт дефицита информации удручает. Очень мало тематических сайтов, где можно было бы почерпать информацию, а если они и есть, то настолько допотопные, что глаза режет при одном взгляде. Никаких развитых комьюнити, ничего такого, что могло бы подогревать интерес. Даже когда у меня получается с этим смириться, я вспоминаю о количестве вакансий. А там все не очень весело.

Стоит сказать, что университет закрепил меня на одном предприятии, где я делаю научно-исследовательскую работу, параллельно выполняя несложные (не для начинающих) задания. Большая часть из них — программирование алгоритмов приема сигналов со спутников и т.п. Приходилось делать программки с оконным интерфейсом в RAD Studio, что в принципе меня увлекало. Кроме этого, программирование для меня было интересным еще со школы, но когда я определился, что пойду в такую область, как радиотехника, все, что касается IT отбросил и особо там не развивался.

Последние пол года я мечусь в сомнениях — смириться с теми неудобствами, которые есть в моей нынешней профессии или пойти туда, к чему лежит душа. (боюсь говорить с уверенностью, ведь когда-то я был уверен, что не ошибся, выбрав радиотехнику). За осень прошел два онлайн курса на сертификат с отличием по С++ и архитектуре компьютера. Понимаю, что это самая начальная база. Второй курс совсем ознакомительный. Но я не чувствовал никакого диссонанса. Задания выполнял с увлечением и в срок. Что же это, если не склонность и интерес к данной сфере? Обилие информации тоже радует. Для самообразование просто рай. Бери и учись!

Прошу у вас совета, как быть? Стоит ли махнуть рукой и пойти туда, где получается развиваться продуктивно и с интересом или же остаться на месте с неким недовольством и постоянной борьбе с собой?

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза

Вполне возможно, что когда вы слышите о такой профессии, как радиотехник, в памяти всплывает образ человека, ремонтирующего радио. Впрочем, такие ассоциации давно утратили актуальность. В целом эта профессия охватывает собой как радиоаппаратостроение, так и техническое обслуживание различной радиоэлектротехники. Учитывая насколько распространено сейчас использование радиосхем, эта профессия становится все более популярной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector