Обязанности военного психолога на различных этапах боевых действий

Содержание:

Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни

Особенности боевой обстановки требуют значительной перестройки психики. Возвращаясь к мирной обстановке, военный оказывается не способным нормально существовать в обществе. Его мировоззрение разительно отличается от взглядов людей, никогда не принимавших участия в боевых действиях.

Ветераны войны страдают от посттравматического синдрома — ПТСР. Он проявляется рядом симптомов:

  • повторяющиеся кошмары;
  • повышенный уровень агрессии;
  • навязчивые идеи;
  • депрессия, безразличие к окружающему миру;
  • стремление вернуться в привычную армейскую обстановку.

Без психологической помощи ПТСР может сохраняться в течение всей жизни. Особенно подвержены риску развития психосоматических расстройств ветераны, получившие ранения, повлекшие за собой инвалидность.

Программа реабилитации ветеранов включает:

  • уважение их личного вклада в ведение боевых действий;
  • массовые чествования вернувшихся с фронта ветеранов;
  • понимание изменений взглядов солдата, специфики психических реакций;
  • уважение принципов солдатского братства, поддержание сохранения фронтовой дружбы;
  • вовлечение ветеранов в активную социальную жизнь, организация массовых мероприятий с их участием;
  • психологическая поддержка адаптации ветерана к семейной жизни, поддержание благоприятной атмосферы в семье;
  • выявление и профилактика межличностных конфликтов военных и гражданских лиц;
  • работа с последствиями психологической травмы ветерана, постепенное уменьшение соотнесения себя с отдельной социальной группой, вхождение в общество.

Психологическая поддержка ветеранов — одна из ключевых задач армейских психологов

Своевременное получение адаптационной помощи обеспечивает нормальное вхождение военного в мирное общество, снижает риск социальных и бытовых преступлений с участием ветеранов.

Управление дополнительного профессионального образования

АННОТАЦИЯ

к программе повышения квалификацииЦелью реализации программы

является совершенствование профессиональных компетенций педагога высшего профессионального образования в области целевой подготовки кадров в интересах Министерства обороны. В составе соответствующих компетенций представлены:

  • способность применять данные военной психологии в учебно-воспитательном процессе;
  • способность осуществлять исследовательскую работу в межпредметной области;
  • способность оптимизировать организационно-управленческую деятельность педагога с учетом особенностей функционирования и развития человеческого фактора в аэрокосмическом образовании;
  • готовность к профессиональному саморазвитию на основе расширения диапазона служебных задач с привлечением современного психологического знания.

Результатом обучения

является приобретениезнаний и умений по:

  • методологическим основам военной психологии;
  • психологической характеристики современной войны и боевых действий;
  • индивидуально-психологическим особенностям военнослужащих и социально-психологическим свойствам воинских коллективов в боевой обстановке;
  • использованию учебно-методических материалов дисциплин «Военная психология» в образовательном процессе, нацеленном на подготовку офицерских кадров для Вооруженных сил РФ;
  • мотивационным, эмоционально-волевым, ценностно-смысловым, интеллектуальным, коммуникативным качествам обучающихся в процессе освоения ими соответствующих военных специальностей;
  • анализу актуального уровня психологического развития обучающихся, определению перспектив дальнейшего личностного и профессионального становления.

Категория слушателей:

преподаватели военных кафедр вузов.ПОСМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аудиторные занятия, дистанционные занятия
№ п/п Наименование разделов Всего, час Лекции, час Лабораторные работы, час Практические занятия, семинары, час Аттестация СРС, час
час Форма контроля
1 Введение в военную психологию 18 10 8
1.1 Предмет, задачи, структура, методы военной психологии 10 6 4
1.2 История военной психологии 8 4 4
2 Методология психологической работы в Вооруженных силах 18 10 8
2.1 Психологическая работа в мирное время 10 6 4
2.2 Психологическая работа в период военных конфликтов 8 4 4
3 Психология боевых действий 18 10 8
3.1 Психологические особенности наступательных и оборонительных боевых действий 10 6 4
3.2 Психологическое обеспечение боевых действий войск 8 4 4
4 Психологические операции в современных условиях 18 10 8
4.1 Психологические операции: стратегические, оперативные и тактические задачи 10 6 4
4.2 Научная основа психологических операций 8 4 2
5.1 Итоговый контроль 2 Реферат 4
Итого 72 40 32 4

Получить информацию о стоимости и записаться на обучение можно по приведенным ниже контактам:

8;; 8-499-158-43-90

тел./факс: 8-499-158-97-25

Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих

Выделяют 3 группы причин, по которым солдат стремится к участию в боевых действиях:

  1. Общественные — общесоциальные мотивы, продиктованные чувством долга. К ним относится любовь к стране, активное проявление патриотизма, ненависть к противнику как к захватчику.
  2. Групповые — мотивы малых коллективов, выработанные внутри общности. К ним относятся взаимовыручка товарищей, чувство принадлежности к определенной группе, страх отвержения, .
  3. Личные — индивидуальные мотивы. К ним относятся амбициозные притязания: стремление выделиться, заслужить награды, заработать деньги, проверить свои способности.

Пассивность или активность солдат в бою — показатель их отношения к самой войне, как к явлению. В зависимости от хода войны, степени подготовки, уровня обеспечения личного состава эмоциональная окраска образа войны меняется. Солдаты, получившие преимущество, более успешны в ведении боевых действий.

Войска, имеющие более сильную мотивацию, воспринимают противника как непримиримого врага

Важное значение имеет общественная поддержка: образ военного конфликта внутри страны. Использование социальных мотивов возможно, если в обществе поддерживают военные настроения

Антимилитаристические стремления подрывают боевой дух солдат, снижают уровень личной мотивации.

Дорога в Уссурийск

Собрал я все необходимые документы, прошёл первую медицинскую комиссию в военкомате, а затем моё личное дело отправили на одобрение в Москву (в сам университет). Оставалось уже ближе к самой абитуре дождаться вызова из военкомата, который по факсу должен был отправить туда универ. Что интересно, даже вызовы не всем ребятам почему-то пришли. Кого-то отсеивали уже на этом этапе. Мне предстояло проходить вступительные испытания в Уссурийске. Всё дело в том, что ребята-абитуриенты из Сибири и Дальнего Востока проходили абитуру именно в Уссурийске, а те кто из западной части России, ехали поступать в Свердловку (под Екатеринбургом, там потом и КМБ проходил у них).

Мне даже в дорогу несколько сухпайков на 2 с половиной суток дали – вон оно как. Ехал я в душном плацкарте в одном вагоне с призывниками из Шелехово (Иркутская обл). Как-то ночью сплю, а меня один из них по плечу начал хлопать. А я проснулся то только от запаха перегарища застойного (они там водку глушили полночи почти). Как-раз была длинная стоянка вроде как в Чите (насколько мне память не изменяет)

Надо сказать, что я мог выхватить от них по полной программе прямо в вагоне, если бы не старшина и офицер вместе с проводниками, которые во время спохватились и сразу же остепенили этих ребят. Вся эта делегация призывников ехала до Хабаровска.

Абитура

Начиналось все очень весело! Подъем в 7 утра, зарядка, научили даже правильно койки заправлять (по-армейски). Много армейских приколов. Отмечу, что некотоыре ребята даже и не скрывали, что поступают они по блату: у кого папа-майор, у кого мама-капитан, а у кого-то и вовсе деды — полковники чуть ли не боевые в отставке. Чьи-то детки были прямиком из военной прокуратуры и военно-следственного комитета, а кто-то аж в МИД работал — во как! Большинство из них поступало на самые престижные факультеты: прокурорско-следственный, военно-юридический, факультет иностранных языков и факультет зарубежной военной информации.

На первом испытании была медкомиссия. Уже там кого-то забраковали. Помню, как прикопались к парню-суворовцу из-за того, что у него ярко-выраженная форма сколиоза. Вроде как сначала списали, но потом восстановили. Честно сказать, я бы его и сам восстановил, потому что все эти ребята из Уссурийского суворовского военного училища были действительно потенциальными офицерами по призванию и просто хорошими людьми. В итоге, тот парень поступил на факультет военной журналистики. Он окончил универ, сейчас где-то во внутренних войсках служит. Чем конкретно занимается – не знаю, да и не суть уже. Двоих классных парней из Приморья списали — одного по плоскостопию (спортсмен — пауэрлифтер), а у второго что-то с глазами было не так (школу окончил с золотой медалью)

На 2 этапе был профотбор: отсев также был немаленький после этого испытания, но каким-то чудом я и его прошёл). 3 этап – физподготовка. Её я сдал на отлично, но было несколько парней, которые её, мягко скажем, завалили. Помню одного — не смог даже 5 раз подтянуться и пробежать кросс — 3 км, но поступил на прокурорско-следственный. Потом на абитуре ходили слухи, что медалистов без блата, поступавших на престижные факультеты и якобы не прошедшие вступительные испытания, в качестве утешения, переводили на факультеты попроще (военно-психологический и тот факультет, на который я и поступал). Опять же, это только слухи. Русский и литературу проходил по егэ. Оставалось сдать только обществознание и историю.

Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения

Нахождение в условиях угрозы жизни и здоровью, повышенные нагрузки, смерть товарищей по оружию, необходимость участвовать в насильственных действиях — комплекс факторов, негативно влияющих на психику солдат. Исследования, проведенные американскими психологами, показывают, что 90% солдат испытывают страх во время боя. Из них 25% страдают от бесконтрольных приступов страха, выраженных физическими симптомами: обмороком, мочеиспусканием, рвотой.

Только четверть солдат на поле боя проявляют инициативу: перемещаются по полю боя, открывают огонь, могут пойти в атаку без дополнительного указания. Остальные военнослужащие участвуют в атаке только если рядом находится командир. Оставшись без его присмотра, солдаты часто теряются. Они бросают оружие, разбегаются, прячутся, имитируют получение ранения.

Адаптация солдата к боевым действиям занимает до 25 суток. Находясь на фронте более 30 суток подряд, военнослужащий начинает терять дееспособность

Его физические реакции замедляются, психика подвергается значительным изменениям. Чтобы избежать нервного истощения солдата, после 45 суток пребывания необходимо предоставить ему отпуск.

Солдаты, непрерывно находящиеся на поле боя, страдают от психических расстройств. Особенно опасно нахождение на фронте без возможности ротации для солдат с нестабильной нервной системой.

Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка

Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:

  • понимание особенностей психологии военнослужащих;
  • наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
  • способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
  • организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
  • оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
  • оказание помощи членам семей военнослужащих;
  • своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
  • проведение профилактических и педагогических мероприятий;
  • помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.

Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.

Как военные психологи относятся к своим пациентам

Помимо разговоров с их пациентами, вам может быть интересно узнать, как военные психологи могут лечить своих пациентов. Условия, которые обычно лечат военные психологи, включают:

  • Суицидальные мысли
  • Проблемы с карьерой
  • огорчение
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Управление гневом
  • Стресс-менеджмент
  • Приспособления семьи к уходу солдата

После возвращения с войны солдаты испытывают, возможно, беспрецедентные уровни тревоги и депрессии, так что, несомненно, существуют нюансы способов лечения таких состояний, верно? Например, армейский психолог встречается с новобранцем еще до того, как ему разрешат начать карьеру. Это сделано для того, чтобы психолог мог определить, достаточно ли новобранец стабилен, чтобы справиться с тем типом жизни, который он / она собирается вести.

Военные психологи могут также помочь во время развертывания солдата. В конце концов, может быть довольно страшно проводить часы в воздухе, путешествовать по стране, которую вы никогда не посещали, а также из-за возможной стрельбы и убийства врага. Это довольно тяжелые вещи. Не говоря уже о депрессии, которую человек может испытывать из-за необходимости оставлять свою семью на месяцы подряд, пропуская дни рождения, празднование Рождества, школьные игры – все.

В этом случае психолог встретится с солдатом, прежде чем он или она покинет дом, чтобы посоветовать солдату вылечить любые потенциальные психические расстройства, прежде чем солдат уйдет из дома. Психолог может помочь солдату справиться с любыми депрессивными мыслями, которые он или она может испытывать, или беспокоиться о том, чтобы какое-то время жить в чужой стране.

По возвращении солдата он или она могут бороться с депрессией или ПТСР. В этих случаях военный психолог предложит те же виды лечения, что и другой психолог, например когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). КПТ – это форма лечения, при которой вы тренируете свой мозг для более здорового реагирования на определенные ситуации. Тем не менее, в некоторых случаях, когда СВТ не работает, могут потребоваться медикаменты, чтобы обеспечить солдатам спокойствие.

Подытожу

Видел недавно курсантов из ВУМО, потому что-то вдруг вспомнил свою попытку поступления и решил здесь немного понастальгировать. Долго сожалел, что так глупо оступился почти в самом конце абитуры, но потом в итоге смирился. Общался с одним парнем, который сначала поступал на прок-след, но в итоге поступил на воен-соц. Говорит, под Ржевом служит, но служба далеко не всегда сахар.

От других ребят слышал, что кто-то попал на флот, кто-то в ВВ, а кто-то в военную полицию. По слухам, кто-то даже погиб при выполнении боевой задачи в Сирии, а у кого-то пошла карьера стремительно в гору. А что могло быть со мной, если бы я поступил и окончил — один только Бог знает. Много всего было и смешного во время абитуры, но это всё лирика и расписывать её здесь очень долго.

В армию в итоге даже на срочку не попал, но честно скажу — не косил, планировал даже прямо со срочки поступать в военный вуз, но уже в другой. Просто откуда не возьмись вдруг появилась проблема со здоровьем. Не сказать, что она очень критична, но на призывной медкомиссии посчитали, что в мирное время служить мне лучше не стоит. Списали в запас (годен только в военное время). Обратно из Уссурийска добирался тоже весело, уже с несколькими пьяными дембелями в вагоне, но к счастью без особо ярких приключений.

Спасибо за внимание!

Чем занимаются специалисты по психологии служебной деятельности

Те, кто выбрал и освоил специальность Психология служебной деятельности, в дальнейшем трудится в учреждениях различного профиля. Выпускник будет знаком с методами психологического обеспечения кадров правоохранительной, армейской систем, диагностики, профилактики и коррекции. Сфера применения навыков это также реабилитация после психических травм, помощь семьям военнослужащих. При изучении студентами дисциплин преподаватели делают упор на исследовании поведенческих факторов в критических обстоятельствах. Либо при ситуациях, предполагающих стресс.

Профессионалы, специализирующиеся на деятельности людей в учреждениях, осуществляют следующее:

  • проводят консультации для тех, кто служит в силовых структурах,
  • осуществляют реабилитационные мероприятия,
  • оценивают персонал и участвуют в его подборе,
  • корректируют общий психологический настрой в коллективах.

В ходе обучения студенты осваивают гуманитарные и естественные науки, управленческие дисциплины. Акцент делается на специальные предметы. Учебный план включает свыше десятка предметов по психологии, таких как:

  • реабилитация, корректирующие мероприятия,
  • конфликты,
  • контакты, переговоры,
  • массовые беспорядки в психологическом аспекте,
  • менеджмент относительно кадров,
  • психологическое обеспечение служб,
  • безопасность,
  • стресс и устойчивость к нему,
  • другие направления.

Психолог-консультант весьма востребован в государственных либо частных организациях медицинского, образовательного и воспитательного профиля. В нем нуждаются центры по подбору персонала и оказанию психологической помощи. Можно привести ряд примеров реализации в коммерческой сфере.

  1. Термин хед-хантер в переводе с английского дословно означает охотник за головами. Этот человек ищет высококвалифицированные кадры для своего предприятия. Как правило, он переманивает их по заказу компании из других организаций. Отыскав ценного сотрудника, подобный специалист убеждает уйти от конкурентов, хотя тот не был ранее заинтересован в перемене места работы.
  2. Другой подобный профессионал своего дела именуется рекрутером. Он занимается выбором кандидатов из множества соискателей. Оба указанных типа специалистов действуют, принося пользу своему предприятию. Их услуги основаны на знании психологии людей, умении анализировать, принимать верные решения. Хотя западные компании берут на такую должность людей с любым образованием, исходя из набора нужных качеств, навыки психолога делают его идеальным для данной роли.
  3. Еще один тип деятельности, пришедший к нам под американским термином, коучинг (coaching). Это способ проведения тренинга, при котором знаток психологии людей помогает обучающемуся лицу достичь целей в жизни или профессии. Подобные тренеры (коучи) тоже зачастую весьма хорошо оплачиваются и востребованы. Обычно подобная деятельность, как и бизнес-тренинг проводятся в рамках частной практики. Но и государственные организации также нуждаются в высококвалифицированных специалистах данной сферы.

Этапы становления военной психологии

20-е гг. ХХ века ознаменовались отделением из общей психологии отдельной ветви – военной психологии. До указанного периода рассматривались лишь практические методы влияния и поднятие боевого солдатского духа.

Развитие военной психологии происходило по четырём основным направлениям:

  1. рассмотрение личностных особенностей командиров (полководцев, воинов);
  2. взаимоотношения и взаимодействия, существующие в боевых коллективах;
  3. психология осуществления боя и боевых действий;
  4. характерные особенности праксиологии (характеристика деятельности, осуществляемой в мирные и военные времена).

Первыми практическими инструментами, используемыми в военной психологии, считаются тесты Альфа и Бета, которые разработал американский психолог Роберт Йеркс. Данные тесты имеют цель определения профпригодности военнослужащего по критерию интеллектуального развития.

Данные тесты и их использование повлекли за собой дальнейшие эмпирические исследования, с этой целью были созданы специальные практические лаборатории.

Замечание 1

Самыми известными исследованиями в рамках военной психологии являются труды Э. Торндайка, С. Мунта, Б. Ананьева, М. Фрунзе, А. Леонтьева, А. Лурия.

Во второй половине ХХ века происходит увеличение числа вооружённых конфликтов в разных странах мира, усовершенствуется боевое оружие, что повлекло за собой практическую потребность в военных психологах, имеющих не только теоретические знания, но и практические навыки. Соответственно, работу военного психолога начали выполнять действующие военнослужащие, которые знакомы со всеми специфическими особенностями и трудностями воинской службы.

Замечание 2

Современная военная психология – динамично развивающееся практическое направление психологии, рассматривающее особенности организации психокоррекционной работы с людьми, которые побывали в боях, имеющих посттравматические расстройства, проводится профилактическая работа по предупреждению агрессии и насилия в боевых подразделениях, представляются основные приёмы и техники саморегуляции.

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Список военно-медицинских заведений РФ

До 2010 год в РФ существовало 4 военно-медицинских института (Приволжский, Самарский, Саратовский и Томский), но 3 были расформированы, а Самарский институт реорганизован в Институт ФСБ РФ (Нижний Новгород).

Этот институт на программу высшего образования не принимает выпускников школ, а его студенты переводятся из гражданских медицинских ВУЗов, проучившись не менее 3-х курсов.

В настоящее время поступить в высшее военное учебное заведение сразу после окончания школы можно только, пройдя отбор в Военно-медицинскую академию в г. Санкт-Петербурге.

В то же время существует альтернативный вариант. Специализацию военврача обеспечивают военные кафедры в некоторых гражданских медицинских ВУЗах:

  1. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — биомедицина.
  2. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (ПМГМУ) — лечебное дело, военная радиология, токсикология, эпидемиология, медицинское обеспечение войск.
  3. Тихоокеанский медицинский университет г. Владивосток (ТГМУ) – лечебное дело в наземных войсках и ВМФ.
  4. Московский Государственный стоматологический медицинский университет имени Евдокимова (МГСМУ) – стоматология, с присвоением звания лейтенант медицинской службы.
  5. Тульский Государственный университет (ТулГУ) – биотехнические системы с подготовкой сержантов запаса.
  6. Санкт-Петербургский Государственный университет (СпбГУ) – психология с подготовкой сержантов запаса, радиационная защита с подготовкой командиров отделения радиационной химразведки.

Выпускники указанных гражданских ВУЗов имеют возможность поступить на воинскую медицинскую службу по контракту.

Институты МЧС

Специальные медицинские специальности по направлению техносферная и пожарная безопасность можно получить в следующих институтах МЧС:

  • Санкт-Петербургский университет МЧС ГПС России;
  • Ивановский институт МЧС ГПС России;
  • Уральский институт МЧС ГПС России;
  • Воронежский институт МЧС ГПС России.

Эти высшие учебные заведения специализируются на таких направлениях, как сохранение жизни и здоровья в критических ситуациях, биологические и медицинские основы безопасности, психологическая помощь в экстремальных условиях, медицина катастроф. Выпускники получают воинское звание лейтенант.

Институты МВД

Определенное медицинское образование дают высшие учебные заведения МВД:

  1. Московский университет МВД РФ имени Кикотя. Филиалы в Московской области, г. Рязань и Тверь.
  2. Краснодарский университет МВД РФ. Филиалы расположены в г.г. Новороссийск, Ставрополь, Нальчик, Симферополь.
  3. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Филиал находится в г. Калининграде.

В указанных ВУЗах производится обучение по специальностям «Психология» и «Судебная экспертиза».

Какие есть военные академии?

Основным высшим военно-медицинским заведением России можно считать Военно-медицинскую академию (ВМА) имени С.М. Кирова в г. Санкт-Петербурге. Она готовит военных врачей для сухопутных, ракетных, десантных войск, ВМФ и ВВС. Имеются факультеты для подготовки руководящего военно-медицинского состава, усовершенствования врачей, обучения специалистов для иностранных армий. В академии можно получить и среднее профессиональное образование (СПО).

Московский филиал ВМА им. Кирова также занимается подготовкой армейских медицинских специалистов. Он набирает студентов только из граждан, имеющих высшее или специальное среднее медицинское образование, полученное в гражданских учебных заведениях. Обучение ведется по программе ординатуры. Выпускники средней школы могут претендовать только на получение СПО по специальности «Сестринское дело».

Среди академий других силовых ведомств выделяется Академия МЧС ГПС России, находящаяся в Москве. Это ведущий ВУЗ России для подготовки специалистов в области пожарной безопасности. В системе МВД действует Академия управления МВД РФ (г. Москва), а также Волгоградская, Омская и Нижегородская академии МВД РФ.

Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни

Особенности боевой обстановки требуют значительной перестройки психики. Возвращаясь к мирной обстановке, военный оказывается не способным нормально существовать в обществе. Его мировоззрение разительно отличается от взглядов людей, никогда не принимавших участия в боевых действиях.

Ветераны войны страдают от посттравматического синдрома — ПТСР. Он проявляется рядом симптомов:

  • повторяющиеся кошмары;
  • повышенный уровень агрессии;
  • навязчивые идеи;
  • депрессия, безразличие к окружающему миру;
  • стремление вернуться в привычную армейскую обстановку.

Без психологической помощи ПТСР может сохраняться в течение всей жизни. Особенно подвержены риску развития психосоматических расстройств ветераны, получившие ранения, повлекшие за собой инвалидность.

Программа реабилитации ветеранов включает:

  • уважение их личного вклада в ведение боевых действий;
  • массовые чествования вернувшихся с фронта ветеранов;
  • понимание изменений взглядов солдата, специфики психических реакций;
  • уважение принципов солдатского братства, поддержание сохранения фронтовой дружбы;
  • вовлечение ветеранов в активную социальную жизнь, организация массовых мероприятий с их участием;
  • психологическая поддержка адаптации ветерана к семейной жизни, поддержание благоприятной атмосферы в семье;
  • выявление и профилактика межличностных конфликтов военных и гражданских лиц;
  • работа с последствиями психологической травмы ветерана, постепенное уменьшение соотнесения себя с отдельной социальной группой, вхождение в общество.

Психологическая поддержка ветеранов — одна из ключевых задач армейских психологов

Своевременное получение адаптационной помощи обеспечивает нормальное вхождение военного в мирное общество, снижает риск социальных и бытовых преступлений с участием ветеранов.

Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?

Нарушение жизненного ритма (невозможность соблюдать режим сна и приема пищи, потребность учитывать смену погодных условий) оказывает на организм дополнительную нагрузку. Испытывая сильную перегрузку, солдаты часто оказываются на пределе физических возможностей. Это быстро истощает организм: иммунная система не справляется с инфекциями, а дополнительная антисанитария делает даже незначительные ранения смертельными.

Причиной психологической дезадаптации может стать смерть близкого товарища или собственное ранение. Вторая мировая война показала, что треть военнослужащих, попав на поле боя, спустя 20–25 дней начинают проявлять признаки психических расстройств.

Зарплата военных психологов

До передачи функций военного психолога гражданскому персоналу зарплата служащего зависела от воинского звания, должности, выслуги лет и других факторов, связанных со службой в армии. После этого зарплаты заметно снизились. В некоторых случаях они составляли около 10 тыс. рублей в месяц. Например, среди вакансий есть предложения от 11-12 тыс. руб. в Калининградской, Омской, Самарской, Кировской, Челябинской областях и от 15-17 тыс. руб. – в Хабаровском и Приморском крае, в Вологодской, Новосибирской областях. От 25-30 тыс. рублей вакансии на эту должность практически не открываются.

Должностные обязанности психолога воинской части

Должность «психолога полка» была введена в Вооруженных силах России в середине 90-х годов в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом на основании приказа министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., дирек­ тивы министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18, 1996 г., приказа министра обороны РФ «Об органах воспитатель­ ной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г.

Работа психологической службы в военной части направлена на по­ вышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

— знание психологических качеств военнослужащих полка;

— изучение социально-психологических процессов в полку и подразде­

лениях;

— выработку предложений по укреплению военной дисциплины и про­

филактике правонарушений;

— организацию и проведение психологической работы по поддержа­

нию боевой и мобилизационной готовности;

— оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;

— проведение мероприятий по психологической адаптации военнослу­

жащих к условиям военной службы;

— участие в профессиональном психологическом отборе личного со­

става полка;

— организацию психологической помощи военнослужащим и членам их семей;

— организацию взаимодействия с медицинской службой полка;

— методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;

— проведение мероприятий по противодействию негативному психоло­

гическому влиянию на личный состав;

— участие в развитии материально-технической базы психологической работы;

— информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих долж­

ностных лиц.

Психолог несет ответственность за выполнение перечисленных обя­

занностей.

Для решения этих многообразных задач специалисты психологической службы военной части должны собрать информацию о психологическом со­ стоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного воен­ нослужащего, уметь определить их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений.

Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприя­ тия по организации психологической помощи.

Составление документов, отчетов психологической службой происхо­ дит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по пси­ хологической работе в ВС РВ» Д-3, 1998 г.

Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу, рабо­ тающему в военной части, и происходит в основном во взаимодействии пси­ холога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и другими органами воспитательной работы.

Экспертные процедуры по анализу проступков военнослужащих осу­ ществляются специалистами психологической службы при совместном уча­ стии всех органов воспитательной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector