Музыковед

Композитор

Композитор

Композиторы сочиняют музыкальные произведения для концертов,
фильмов, театральных постановок, исполнителей. Человек, решивший стать
композитором, должен обладать такими профессиональными качествами и навыками,
как:

  • воображение и творческий потенциал;
  • острый музыкальный слух;
  • общая эрудированность;
  • умение играть на одном или нескольких музыкальных инструментах;
  • знание специальных компьютерных программ.

Композитору, как человеку из творческих кругов, также
пригодится умение заводить нужные знакомства и налаживать связи, а также знание
законов шоу-бизнеса. 

Уровень зарплаты композитора зависит от уровня мастерства,
уникальности и репутации. В России средняя зарплата композитора равна 70
тысячам рублей. Более достойно зарабатывать композитор сможет после того, как
сделает себе имя. Это возможно через плодотворную работу с каким-либо
музыкальным коллективом или режиссёром. Когда композитор пройдет длинный
тернистый путь по карьерной лестнице, снищет славу и почёт, то он может
задуматься о преподавательской деятельности и руководстве своим собственным
коллективом. 

Учатся на композитора в высших учебных заведениях: консерваториях, академиях или музыкальных университетах. Поступить в вуз на специальность «Композиция» можно либо после 11 класса, либо после музыкального училища. 

Кто такой музыкант?

Музыкант – человек, в совершенстве владеющий каким-либо музыкальным инструментом, либо тот, кто так или иначе связан с музыкальной индустрией. Примечательно, что музыкантом можно назвать как специалиста, получившего соответствующее профессиональное образование, так и человека, который является всего лишь любителем-самоучкой.

Музыканты появились задолго до возникновения большинства других профессий. Во времена, когда в мире еще не существовало государственных границ и заинтересованности в материальном обогащении, деятельность музыкантов уже представляла культурную ценность и была частью традиций древних людей. Музыка и песни использовались для проведения различных ритуалов и обрядов, поэтому музыканты занимали довольно почетное место в обществе.

В эпоху Средневековья музыкантами были преимущественно церковнослужители, хотя большое влияние на культуру оказало и творчество бродячих музыкантов. К их числу можно отнести и вагантов (бродячих поэтов), которые воспевали жизнь ради плотского наслаждения, тем самым отражая настроения того времени.

Рассматривая эту творческую профессию, необходимо понимать, что к ней относятся не только певцы и музыканты (в узком понимании этого слова). В ней присутствует ряд специальностей, согласно которым распределяются обязанности и задачи музыкантов:

  • Композитор. Именно с него начинается музыка. Он придумывает музыкальные произведения и записывает ноты. По сути, это тот же музыкант, поскольку без умения играть, невозможно представить, как будет звучать новая композиция.
  • Диджей. Появившаяся относительно недавно специализация получила большую популярность в современном мире и является очень востребованной. Диджеи работают на специальном оборудовании и знают, как правильно совместить несколько разных композиций, чтобы они получили уникальное и интересное звучание.
  • Певец. Он, обладая абсолютным слухом и красивым голосом, в словесной форме передает публике содержание композиции. Даже при отсутствии музыкального сопровождения певец способен передать весь замысел произведения посредством своего мелодичного голоса.
  • Артист-инструменталист. Он безупречно владеет музыкальным инструментом и знает все аккорды и приемы. В его обязанности входит воспроизведение составленной композиции и в отличие от композитора он является всего лишь исполнителем, хотя хороший музыкант так же способен сочинять произведения.

Среди других самых распространенных специальностей музыкантов можно выделить: дирижеров, аранжировщиков, звукорежиссеров. Преподаватель музыки также в некоторой степени относится к этой профессии, поскольку от него исходят все знания и умения, получаемые музыкантами для дальнейшей деятельности.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе. Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки. Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда. Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях. Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода. Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя. В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам. Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке. Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно. У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом. Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Дирижёр


Дирижер

Одна из самых сложных музыкальных профессий. Дирижёр — ответственный за слаженную работу всего музыкального коллектива: оркестра или хора. Задача дирижера — интерпретировать мысль композитора и донести ее до каждого инструменталиста или хориста. Он распределяет партии и контролирует их звучание, подбирает репертуар, проводит репетиции, отслеживает звучание каждого инструмента. Дирижёру нужно управлять процессом исполнения композиции: для этого он с помощью рук, пальцев и мимики подает особые знаки своим подопечным.

Дирижёр — профессия штучная, для которой нужны исключительные характеристики и навыки: идеальный музыкальный слух, высшее музыкальное образование, выносливость, навыки композиторской деятельности, координация движений и многие другие. Длительное и сложное обучение начинается с обязательной музыкальной школы и продолжается либо в училище, где можно освоить хоровое дирижирование, либо в вузе, где можно освоить управление оркестром.

Сколько получают

Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.

Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).

Недостатки профессии музыкант

Несмотря на весь романтизм и привлекательность профессии, не каждому музыканту удается достичь успеха. Бесчисленные тщетные попытки пробиться на вершину Олимпа очень часто приводят к депрессии. Годы обучения становятся бесполезными и, отчаявшись, он забывает о своей мечте и бросает творчество.

Прогремевшим и известным именам в музыкальной индустрии также есть чего опасаться. Слава – не вечна. Громко заявить о себе и занять определенную нишу на профессиональном поприще недостаточно, поскольку удержаться будет очень сложно. Скорость, с которой забываются имена артистов, независимо от количества лет, которые они отдали своему делу, молниеносна.

Единственное, что может уберечь их от этого – тяжелый, практически круглосуточный труд, непрерывные репетиции, самосовершенствование и выпуск новых произведений. А это отнимает практически всю энергию, обессиливает человека и негативно сказывается на самочувствии.

Вокалист


Вокалист

Вокалисты — это те, кто в совершенстве овладел своим собственным неповторимым инструментом — голосом. Исполнять они могут как чужие, так и свои музыкальные произведения. Певец — самая известная разновидность вокалиста.

Различают лидер-вокалиста, который исполняет основные вокальные партии, и бэк-вокалиста, которому поручено исполнять дополнительные партии. Голоса тоже имеют свою классификацию. Самая распространенная —- по половой принадлежности и диапазону голоса, по которой к женским относятся:

  • сопрано;
  • меццо-сопрано;
  • контральто;

а к мужским:

  • тенор;
  • баритон;
  • бас.

По манере исполнения различают:

  • джазовый вокал;
  • академический вокал;
  • эстрадный вокал;
  • народный вокал.

Чтобы стать профессиональным певцом, понадобятся:

  • знания по теории музыки и вокала;
  • знания по сценическому искусству;
  • навыки актерского мастерства.

Некоторым певцам приходится разучивать и хореографические элементы для выступлений. Всё-таки певец — это артист, который переплетает в себе несколько смежных видов искусств, и многие, кто занимаются музыкой, увлекаются также и танцами.

Петь можно в музыкальных коллективах, в театрах, в кино, на мероприятиях. Средняя заработная плата музыкантов-вокалистов в России колеблется между 20 и 30 тысячами рублей. Если певец становится известным, собирает полные клубы слушателей, выпускает альбомы, то тогда гонорары за выступления и выручка с продажи альбомов могут насчитывать миллионы рублей.

На вокалистов обучаются и в музыкальных школах, и в музыкальных училищах, и в вузах. Специальность «Вокальное искусство» широко представлена в отечественных консерваториях и академиях.

Музыкальная индустрия

Каждая песня или композиция — результат творчества. Как правило, в процессе создания своего произведения автор теряет важные внешние ориентиры. Поэтому итоговый материал можно сравнить с черновиком романа. Первое, что нужно сделать, чтобы превратить черновик в книгу — это найти редактора, который взглянет на материал со стороны и даст ему оценку. Эту роль выполняет продюсер. В зависимости от профессиональных целей и действующих договоренностей с музыкантом, роль продюсера трансформируется. На его плечах может лежать все от выбора студии для записи и контроля над творческими решениями, принятыми в процессе работы, до подбора дополнительного персонала и продвижения итогового продукта.

Большая часть продюсеров лично занимается аранжировкой и сведением, хотя могут и делегировать часть этих обязанностей своим коллегам. Если говорить о записи в студии, то это — команда инженеров. Они помогают с расстановкой микрофонов, работают с оборудованием и руководят техническими аспектах записи. Когда все инструменты удовлетворительно записаны, в дело идет младший звукорежиссер. При необходимости его роль может выполнять инженер, проводивший запись, или сам продюсер. Младшие звукорежиссер выравнивают партию ударных, синхронизуют вокальные дорожки, вырезают ненужные звуки и корректируют вокал. После того, как сессия приведена в порядок, она готова к сведению. Это — работа либо самого продюсера, либо нанятого им инженера по сведению. Основная задача такого специалиста — разрешить звуковые конфликты между разными инструментами, и привести звуковую картинку к виду, отражающему творческое видение продюсера.

Чтобы конечный результат звучал достойно, инженеры по сведению часто работают с акустикой, акцентирующей проблематичные части спектра. Похожая задача стоит и у концертных звукорежиссеров, но практические навыки, требуемые для такой работы — совершенно другие. Хороший студийный инженер может быть посредственным концертным инженером, и наоборот.

Когда необходимое звучание композиции достигнуто, стерео-микс посылают инженеру по мастерингу. Его задача — адаптировать песню так, чтобы она хорошо звучала и на автомобильной аудиосистеме, и на ноутбучных колонках, и на домашней акустике. Однако достичь компромиссного звучания удается не всегда.

Где выучиться профессии музыкант?

Классическое музыкальное образование возможно получить в различных образовательных учреждениях:

  • музыкальное школа;

  • музыкальное училище;

  • консерватория;

  • университеты культуры и искусства.

Обычно музыкальное образование начинается еще в детском возрасте, когда ребенка, показавшего потенциал и желание заниматься музыкой, родители и учителя направляют в профильные школы или кружки при домах культуры. На этом этапе происходит знакомство с музыкой, осознание ее многообразия. И дальше ребенок может либо захотеть развиваться в этом направлении, либо решит оставить эта занятие в качестве хобби.

Стоит также отметить, что многие абитуриенты, высших музыкальных образовательных учреждений уже являются участниками и лауреатами многих профильных фестивалей и конкурсов. Иными словами, в какой-то мере они уже начали путь профессионального музыканта.

В то же время многие известные исполнители не имели профильного образования, постигая музыкальные науки самостоятельно. Но такие самоучки смогли пробиться и найти свое место в культурном пласте своего времени. Поэтому вопрос образования для музыкантов – личный выбор, который с одной стороны дает опыт, навыки, но не гарантирует возможность трудоустройства или профессиональной самореализации.

Обучение на музыковеда

Изучать музыковедение можно в вузе – профильные факультеты открыты во многих отечественных учебных учреждениях. Для абитуриентов доступно направление подготовки «Музыковедение» (код: 53.05.05), проходить обучение придется в течение пяти лет. Профильным ЕГЭ для этой специальности является литература, дополнительными – история, обществознание, реже – иностранный язык. Также при поступлении нужно пройти внутренний экзамен и творческое испытание, содержание которых зависит от конкретного вуза: собеседование, сочинение и т. д.

В преддверии вступительной кампании необходимо уделить время подготовке, чтобы успешно преодолеть внутреннее испытание: самостоятельное изучение теоретического блока, курсы при вузе, репетитор. Нередко эту специальность выбирают ребята, которые имеют базовые знания, полученные в результате обучения в музыкальной школе или колледже.

Недостатки профессии звукорежиссера

Если говорить о недостатках профессии звукорежиссера, то в первую очередь необходимо о работы такого специалиста. Признание и восторги за качественный «продукт» (саундтрек, фильм, программу или концерт) достаются звездам кино и шоу-индустрии, которые «почивают на лаврах» и блистают на «красных дорожках». А звукорежиссеры, без которых качественное звуковое сопровождение было бы невозможным, остаются «в тени» и «блистают» только в стенах звукового цеха.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии можно назвать очень нервные условия труда. Ведь звукорежиссеры зачастую работают непосредственно со звездами кино и эстрады, некоторые из которых отличаются непростым характером и страдают «звездной» болезнью.

Ну и самый главный недостаток – относительно небольшая зарплата. Конечно же, «маститые» звукорежиссеры могут рассчитывать на достойную оплату труда. А вот молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в пределах 15-30 тысяч рублей (в зависимости от региона России).

Кто такой музыкант?

Музыкант – человек, в совершенстве владеющий каким-либо музыкальным инструментом, либо тот, кто так или иначе связан с музыкальной индустрией. Примечательно, что музыкантом можно назвать как специалиста, получившего соответствующее профессиональное образование, так и человека, который является всего лишь любителем-самоучкой.

Музыканты появились задолго до возникновения большинства других профессий. Во времена, когда в мире еще не существовало государственных границ и заинтересованности в материальном обогащении, деятельность музыкантов уже представляла культурную ценность и была частью традиций древних людей. Музыка и песни использовались для проведения различных ритуалов и обрядов, поэтому музыканты занимали довольно почетное место в обществе.

В эпоху Средневековья музыкантами были преимущественно церковнослужители, хотя большое влияние на культуру оказало и творчество бродячих музыкантов. К их числу можно отнести и вагантов (бродячих поэтов), которые воспевали жизнь ради плотского наслаждения, тем самым отражая настроения того времени.

Рассматривая эту творческую профессию, необходимо понимать, что к ней относятся не только певцы и музыканты (в узком понимании этого слова). В ней присутствует ряд специальностей, согласно которым распределяются обязанности и задачи музыкантов:

  • Композитор. Именно с него начинается музыка. Он придумывает музыкальные произведения и записывает ноты. По сути, это тот же музыкант, поскольку без умения играть, невозможно представить, как будет звучать новая композиция.
  • Диджей. Появившаяся относительно недавно специализация получила большую популярность в современном мире и является очень востребованной. Диджеи работают на специальном оборудовании и знают, как правильно совместить несколько разных композиций, чтобы они получили уникальное и интересное звучание.
  • Певец. Он, обладая абсолютным слухом и красивым голосом, в словесной форме передает публике содержание композиции. Даже при отсутствии музыкального сопровождения певец способен передать весь замысел произведения посредством своего мелодичного голоса.
  • Артист-инструменталист . Он безупречно владеет музыкальным инструментом и знает все аккорды и приемы. В его обязанности входит воспроизведение составленной композиции и в отличие от композитора он является всего лишь исполнителем, хотя хороший музыкант так же способен сочинять произведения.

Среди других самых распространенных специальностей музыкантов можно выделить: дирижеров, аранжировщиков, звукорежиссеров. Преподаватель музыки также в некоторой степени относится к этой профессии, поскольку от него исходят все знания и умения, получаемые музыкантами для дальнейшей деятельности.

Поступление в музыкальный вуз

Итак, если вы все же решили связать свой профессиональный путь с музыкой, то выбор перед вами открывается большой: и направлений много, и вузов. Везде свои требования.

Творческое/профессиональное испытание в вузе

Для музыкального направления естественно наличие дополнительного экзамена, который оценивает способности абитуриентов. Каждый вуз здесь устанавливает свои правила, регламентируемые приемной комиссией. Рекомендуем ознакомиться с ними заранее на сайте приемной комиссии и готовиться по рекомендуемой вузом программе.

Например, в Консерватории имени Чайковского следующие испытания:

Раздел «Приёмная комиссия»

Поступление в музыкальный вуз по олимпиаде

Есть еще возможность попасть в музыкальный вуз мечты — поучаствовать в олимпиадах из перечня Министерства Образования:

  1. Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей

Провидится Нижегородской Государственной Консерваторией им. М.И. Глинки. На сайте консерватории можно почитать об олимпиаде. Ее результаты учитываются при поступлении в вузы, однако регламентируется каждым вузом в отдельности. По некоторым направлениям победителям олимпиады присуждается 100 баллов по профильному ЕГЭ.

  1. Межрегиональная открытая олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам

Проводится Саратовская консерватория имени Л.В. Собинова для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Эта олимпиада также учитывается при поступлении, порядок также регламентирует вуз, но возможности приравнять победу к 100 баллам по профильному ЕГЭ нет.

Уличные музыканты

Когда речь заходит о музыкантах как таковых, нельзя обойти вниманием представителей этой профессии, зарабатывающих себе на хлеб в переходах и на городских улочках. Один уличный музыкант однажды дал интервью изданию The Village, в котором в полной мере описал все особенности данного вида заработка, а также трудности, с которыми сталкиваются он и его коллеги

Так, на вопрос — почему музыканты, получившие полное образование в названной сфере, начинают выступать на улице — он ответил, что, как правило, в этом повинна маленькая зарплата. Как бы странно это не звучало, но многие музыканты могут получить гораздо больше денег, играя в переходах и на площадях, чем, к примеру, в оркестре или консерватории.

Многих интересует и то, каковы особенности работы уличным музыкантом. Это опасно или нет? К сведению, в некоторых крупных городах для того, чтобы работать в названной сфере официально, необходимо иметь специальную лицензию. И так уж сложилось, что её мало кто оформляет, поскольку на это уходит много времени и сил. Также к трудностям этой работы можно причислить проблемы с правоохранительными органами.

А доход уличных музыкантов, по их же мнению, сложно назвать стабильным. Так, в один месяц они могут заработать 150 тысяч рублей, а в другой — в два раза меньше. На итоговый заработок влияет множество факторов. К примеру, если выступать всё время в одной и той же точке, исполняя одни и те же композиции, то со временем слушателям это надоедает, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах.

Интересно, что, по наблюдению социологов, чаще всего им оставляют деньги взрослые люди с детьми, затем пенсионеры и только уже тинейджеры. Хотя у последних отклик на музыку кажется наиболее ожидаемым.

Для тех же, кто хотел бы испробовать свои силы на описываемом поприще, артисты советуют как можно чаще улыбаться и стараться всегда быть в хорошем настроении, чтобы заряжать других людей своей позитивной энергетикой.

Инструменталист


Инструменталист Так как музыка бывает вокальной и инструментальной, то выделяют такие музыкальные профессии, как инструменталист и вокалист. Обе профессии относятся к исполнительным.

Когда речь заходит о музыкантах, первое, что приходит на ум, — это, конечно, человек, владеющий игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Именно такого человека и называют инструменталистом. От выбора инструмента зависит направление и название такого музыканта:

  1. Клавишные инструменты (пианист, баянист).
  2. Струнные инструменты (гитарист, скрипач, контрабасист).
  3. Духовые инструменты (трубач, саксофонист, флейтист).
  4. Ударные инструменты (барабанщик, перкуссионист).

Музыканты-инструменталисты могут выступать соло, в группах или в оркестре. Для того, чтобы строить карьеру инструменталиста, нужно освоить как минимум один музыкальный инструмент в совершенстве. В юном возрасте сделать это можно в музыкальной школе или детской школе искусств, по окончанию которых ученики получают документ о дополнительном образовании. Взрослые же могут брать индивидуальные уроки, заниматься в специализированных школах-студиях или учиться самостоятельно. Очевидно, что те, кто закончил или хотя бы учился в музыкальной школе, имеют преимущество перед самоучками, так как в течение 3 — 8 лет учителя закладывают сильнейшую теоретическую и практическую базу в будущих музыкантов.

Музыканты-инструменталисты в среднем зарабатывают в России порядка 20 — 40 тысяч рублей. Варьироваться сумма будет в зависимости от инструмента и репертуара артиста.

Особенности профессий, связанных с музыкой

Для достижения успеха в музыке нужно всерьёз быть увлечённым ею, буквально жить искусством. Творческая профессия требует от человека искренней любви к музыке, наличия безупречного музыкального слуха, чувства ритма. Помимо этого, нужно обладать широким кругозором, трудолюбием и умением работать с людьми. В данной сфере деятельности нужны не только музыкальные способности, но и желание всё время совершенствовать свои навыки. Несомненным преимуществом профессии является возможность реализации творческого потенциала, общение с интересными известными людьми, а также шанс проснуться знаменитым.

Однако важно помнить, что существует риск потерпеть неудачу и впасть в безденежье. Скорее всего, придётся терпеть нестабильность заработка и личной жизни, что связано с постоянными разъездами и популярностью

Успеха в творческой сфере добиваются с огромным трудом. Часто после окончания консерватории музыканты уезжают заграницу. Однако у тех, кто работает на эстраде или отдаёт предпочтение рок-музыке, больше возможностей для развития. Люди с большей вероятностью посетят поп- или рок-концерт, чем выступление симфонического оркестра.

История профессии

По предположениям ученых, музыка – ровесница человечества, и ей уже около 50 тысяч лет. Самым древним инструментом считается флейта, обнаруженная поблизости от скульптур, возраст которых определен в 35-40 тысяч лет. На начальном этапе развития общества музыка носила прикладной характер и использовалась при совершении религиозных обрядов и ритуалов.

Со временем музыка усложнялась, древние греки уже использовали полифонию, поэтому исполнять композицию мог только профессиональный музыкант. Первая записанная на глиняной табличке песня была найдена при раскопках в Месопотамии, в ней применялся пифагоров строй и терции, то есть писал ее человек, хорошо разбирающийся в этом вопросе. В средневековой Европе, кто такие музыканты, прекрасно знали и в католической церкви, развивавшей несколько школ многоголосия, и в светской жизни, где люди слушали труверов, миннезингеров и трубадуров.

В дальнейшем музыка развивалась очень активно, появлялись новые направления и способы исполнения произведений. В эпоху Просвещения на вершине была классическая музыка, представленная симфониями, инструментальными концертами, операми. В XX веке активно развивается популярная музыка, появляются новые жанры (джаз, рок, соул и др.).

Особенности профессии музыкант

Сегодня музыканты – это деятели искусства, которые во многом определяют культурный облик времени. При этом их роль на протяжении всей истории была очень значимой, поэтому далеко не каждый человек, обладающий музыкальным слухом, мог не то, что стать музыкантом, а просто выучиться игре на каком-либо инструменте.

Например, в эпоху Средневековья многие музыканты были монахами, постепенно игра на музыкальных инструментах стала не столько проявлением искусства, сколько показанием статусности и благосостояния семьи. Помимо этого, существовали и бродячие музыканты, которые чаще всего были самоучками и набирали в ученики таких же самоучек.

Сегодня же подобной проблемы не стоит, выучиться игре на музыкальных инструментах или пению может любой человек, обладающий необходимыми задатками и желанием. Более того, начать образование в этой области возможно как в детстве, так и уже в зрелом возрасте. Поэтому профессия музыкант на данный момент – это скорее всего внутренний выбор, образ жизни.

Источник фото: Tima Miroshnichenko/pexels

Оплата труда

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.

Обучение на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Трудоустройство

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд. Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей. Sad but true.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально. Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий (звукорежиссера, например). Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований. Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается  погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий. Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector