Дистанционка и обязательное среднее образование: принят новый кодекс об образовании

Справка о системе образования Беларуси

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объёме не менее 10% национального дохода.

В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая структура образовательной системы.

Национальная система образования РБ включает следующие уровни:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • внешкольные формы образования;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • самостоятельное образование граждан.

О состоянии системы образования в Беларуси

Приведём некоторые статистические данные, характеризующие систему образования республики. Данные взяты из Статистического ежегодника за 2016 год.

Паралелльно с рассмотрением статистики будет анализироваться соответствующий раздел «Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы.

Начнём с некоторого курьёза. Мы надеемся, что это опечатка или описка. В Приложении 1, где прописаны целевые показатели Госпрограммы, первым идёт такой показатель как «Позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (по индексу уровня образования)» и указывается, что целью министерства образования должна быть позиция в этом рейтинге НЕ ВЫШЕ 30-й. Причём данный целевой показатель прописан для всех последующих лет, без каких бы то ни было изменений:

На наш взгляд логичнее было бы в качестве показателя эффективности писать НЕ НИЖЕ, а также стремиться повысить место в рейтинге стран, конечно, если составители Госпрограммы не имели в виду какого-то антирейтинга стран, где на первом месте — худшие, но даже и тогда — следовало бы хоть немного, но поднимать себе планку на будущее.

Если пройтись по всем показателям, то только в одной подпрограмме одним из показателей является «Доля утверждённых образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования», и то этот показатель легко выполнить, поправив пару запятых в документах, чтобы они вошли в эту статистику «изменений». К тому же по всем годам эта доля не превышает 2 процентов, кроме 2018-го, в котором достигает 7 процентов. Хотя по дополнительной переподготовке эта доля выше: 2016 — 20%, кроме 2018 — 41%. Можно предположить, что в 2018-м будет проводиться основная масса мероприятий по пересмотру образовательных стандартов. В целом данные цифры означают неизменность подавляющей массы образовательных стандартов. А раз так, то какого-то «прорыва» ожидать не приходится, поскольку система образования никак не меняется по своей сути.

Образовательные стандарты — это де-факто или де-юре действующий перечень предметов и требований к содержанию каждого из учебных курсов, результатам его освоения, способам контроля результатов, в соответствии с которыми работает система образования в любом культурно своеобразном обществе.

Система образования всегда строится на основе научных достижений в любую эпоху. Поэтому образовательные стандарты — одно из порождений науки, понимаемой как общественный институт

Однако при этом очень важно отметить одно интересное умолчание — наука далеко не всегда вне политики

Попробуем отразить процесс взаимосвязей в обществе на схеме.


Изображение: inance.ru

Поскольку система взаимосвязей науки, образования, практики ведения политики и бизнеса, представленная на рисунке, действует во все эпохи вне зависимости от того, как оформлены общественные институты науки и системы образования, то образовательные стандарты всегда являются одним из средств социального управления.

В практической политике государства и региона это означает — в чьей власти находится процесс формирования образовательных стандартов и их внедрения в учебный процесс — тот и управляет обществом.

Таким образом развитие образовательных стандартов — это основа общественного развития. В этой области министерство образования никак себя не проявляет, предпочитая заниматься «оснащением, охватом, оборудованием» и прочими хозяйственными делами, но не занимаясь главным.

Зато в Государственной программе прописано, сколько преподавателей УВО должны пройти стажировку за рубежом — по 200 человек каждый год, что в перспективе 5 лет составит 1000 человек — 5% от численности всех преподавателей УВО (21993 человека всего).

В целом, все показатели представляют из себя вариации на тему: освоено, охвачено, выпущено, подготовлено, принято и т.п., тогда как качественных оценок практически нет. Вероятно, оценка качеств выпускаемых кадров отдана на откуп подведомственным учреждениям.

Теперь же пройдёмся по каждой из частей системы образования.

Профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование

Определение дистанционного обучения официально закреплено в законе. Теперь дистанционка представляет одну из форм заочного обучения, которое предусматривает преимущественно самостоятельное освоение материала, а также взаимодействие преподавателем посредством электронных средств и образовательных платформ.

Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования сократится. Теперь для того, чтобы получить специальность потребуется от 6 месяцев до одного года.

Благодаря внесённым изменениям, студенты могут учиться в иностранных организациях за счёт республиканского бюджета. Но лишь в случае, если специалистов по профессии, которая востребована в Республике Беларусь, невозможно обучить на территории страны.

Организация обучения

Будут оптимизированы типы и виды учреждений образования. Так учреждения общего среднего образования больше не будут включать такие понятия как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», а детские сады — «ясли», «ясли-сад», «санаторный ясли-сад».

В профессионально-техническом и среднем специальном образовании будет установлен единый вид учебного заведения — колледж. А на уровне высшего образования — университет, академия и институт.

«При этом четко на законодательном уровне запрещено использовать различным общественным организациям, фондам, не имеющим никакого отношения к системе образования, такие понятия, как школа, лицей, колледж, институт, университет, академия», — заявил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк.

Также местные исполнительные органы смогут самостоятельно определять наполняемость школьных классов, опираясь на востребованность и соблюдая санитарно-эпидемиологические нормы. Зачислять в первый класс теперь можно будет в 5, 6 или 7 лет. Раньше для этого необходимо было получить специальное разрешение.


Получи +20 баллов к ЦТ за 4 часа!Регистрируйся на итоговые занятия, где опытные преподаватели подробно разберут каждое задание, расскажут обо всех ловушках и сложностях. Не упусти возможность повысить свой балл всего за несколько часов!Записаться!

Высшее образование

Из этой таблицы видно, что количество учреждений высшего образования в Беларуси было сильно раздуто в 90-ые, когда стало модным быть экономистом, юристом, какие потребности чисто «по-рыночному» обеспечивала система образования, как в Беларуси, так и в России. С тех пор некоторые закрылись, а некоторые были объединены с другими, но в целом численность практически не изменилась. Зато количество студентов резко возросло только к 2010 году, что объясняется вхождением в студенческий возраст последнего до демографической ямы поколения 1985 — 1990 годов. Далее — наблюдается спад, поскольку количество потенциальных студентов уменьшилось. И данный спад будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку яма пока ещё не миновала. И в разделе, посвящённом высшему образованию, мы, наконец, находим об этом такие слова:

Хоть что-то о необходимости подстраиваться под ситуацию.

Что касается методов повышения эффективности системы образования, то тут всё очень плачевно, поскольку поиск новых методов идёт за границей. В госпрограмме написано:

Такие рецепты оставят систему образования Беларуси в аутсайдерах, поскольку системный культурологический и биосферно-социальный кризис на Западе является результатом действия системы образования. Зачем списывать у двоечника?

Эта проблема «списывания» системы образования осознаётся на самом верху, на уровне Президента Беларуси:

Как пишет Регнум

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  •  Победители международных олимпиад.
  •  Победители различных региональных конкурсов.
  •  Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  •  Дети-сироты.
  •  Люди, которые окончили кадетское училище.

Дистанционное обучение в Беларуси в 2021 году

Поступи.бел – сертифицированный представитель вузов, бесплатно помогаем поступить и учиться без проблем и проволочек из любой точки Беларуси. Наша цель – сделать образование в престижных вузах доступным для любого. Для этого мы избавляем вступительную кампанию и учебный процесс от лишнего, адаптируем к интернет-технологиям, когда все можно делать из дома.   Для поступления не нужно сдавать централизованное тестирование. Потребуется сдать онлайн-тесты в кабинете абитуриента, для подготовки высылаем материалы. Когда становитесь студентом дистанционного обучения одного из партнерских вузов Поступи.бел, персональный менеджер компании сопровождает вас информационно и технически до получения диплома.

Общее среднее образование

Среднее образование — следующий этап в получении образования в Республике Беларусь. Получить его можно в общеобразовательных школах и гимназиях. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет.

Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая — общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Вторая ступень — общее базовое образование. Период обучения: начальное образование, затем — с 5-го по 9-й классы.

Третья ступень — общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы.

В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний.

Дети и подростки в стране имеют доступ к различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации.

Исторический контекст

У человечества, как некоторой системы, есть какие-то собственные параметры, в том числе частоты течения различных процессов. Одна из основных — это частота смены поколений, которая характеризует скорость обновления биологической составляющей человечества. Она примерна равна 25 годам — это среднее время появления у женщины первого ребёнка. Эта частота практически не менялась на протяжении многих тысяч лет.

Социальная составляющая, также присущая человечеству как виду, меняется с иной скоростью. Её изменения легко проследить, оценив на примере какой-то отрасли частоту смены поколений технологий в ней, в которой выражается скорость обновления информационной среды.Возьмём транспорт. Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолёта обновление отрасли уже занимает единицы лет.

Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды на нынешнем пути развития человеческой цивилизации подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически передаваемую от поколения к поколению информацию, то есть не передаваемую посредством генетического аппарата.

И получается, что скорость обновления социальной составляющей обогнала биологическую к середине XX века. Это явление смены соотношения частот обновления биологической и социальной составляющих и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.


Изображение: newyouthpolicy.org

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Что дает высшее образование?

Высшее образование всегда дает больше, чем на него тратится времени и денег, если есть заинтересованность брать – учиться, вникать, практиковаться. Есть железные универсальные факты, которые всегда говорят в пользу вуза.

  • Профессия=работа

    После выпуска у вас будет диплом с квалификацией, с ним пойдете на работу и будете получать деньги. Какая профессия, ее востребованность, характер работы c высшим образованием и возможность роста – это то, что вы будете пожинать за выбор специальности и усердие в учебе.

  • IQ

    Специалисты с образованием высших учебных заведений имеют более высокий показатель по тестам на IQ. Учеба стимулирует мозговую деятельность, вы учитесь решать задачи, адаптироваться к изменениям, применять знания на практике. Это все позволяет лучше приспосабливаться к жизни и повышает ее качество.

  • Надпрофессиональные навыки

    Университет, независимо от формы обучения, за 4-5 лет обеспечивает список soft skills, которые вы получаете автоматически, то есть специально делать ничего не нужно, но опыт будет. Например, научитесь:

    • Трудиться: учеба приучает к дисциплине, ответственности, пунктуальности, самоорганизованности и просто регулярной работе, что ждет вас после выпуска десятки лет.
    • Общаться: сталкиваетесь с разными людьми, учитесь с ними взаимодействовать, договариваться, находить подходы. (Дистанционное обучение на уровне высшего образования дает опыт удаленного общения, не менее актуальный и применимый, чем в случае с личным).
    • Учиться: получать и применять новые знания – это один из главных критериев приема на работу. Вузовская практика научит это делать эффективно, быстро и без страха.
    • Работать с технологиями: чем больше профильных программ и технологий освоите, тем быстрее и эффективнее сможете выполнять обязанности.
  • Связи

    Вы учитесь с теми, с кем вам предстоит работать – люди вашего возраста и сферы интересов. Возможно, вы найдете друзей на всю жизнь, но то, что у вас будет 100% – это сеть из коллег, которые помогут, подскажут, возьмут в проект, напишут рекомендацию.

Если вы сознательно и целенаправленно намереваетесь получить высшее профессиональное образование, у вас будет инструмент, который может раскрыть потенциал, дать возможности для самореализации.

Новости дистанционного образования

20
сентября 2021
Абитуриенту
Отсрочка от армии по учёбе: что нужно знать призывнику 2021

Как получить отсрочку от службы по учебе, что нужно для ее оформления на дистанционке.

17
сентября 2021
Факты и события
Профессии будущего

Какие профессии займут решающее место в недалеком будущем.

16
сентября 2021
Факты и события
Какую профессию выбрать и куда поступать после 11 класса?

Профессиональное самоопределение в 2021 году: куда поступать, чтобы быть востребованным на рынке труда?

21
мая 2021
Абитуриенту
Высшее образование в Беларуси: устройство, ценность, вузы

Что собой представляет высшее в Беларуси, что дает, стоит ли поступать. Список вузов.

19
февраля 2021
Факты и события
10 самых востребованных IT профессий в 2021 году

От профи в безопасности к разработчикам и аналитикам – самые востребованные профессии в IT сфере в 2021.

01
февраля 2021
Абитуриенту
Выбирайте новые направления в СПО

Получайте средне-профессиональное образование дистанционно

Нюансы белорусского образования

Но, все-таки, в образовании Белоруссии существуют некоторые нюансы, о которых следовало бы знать намного раньше, чем поступаешь учиться. Например, среднее образование в Белоруссии, равно как и высшее, начиная с 2003 года, оценивается по системе десяти баллов. Но это совсем не обозначает, что 10 это оценка «5», нет немножко больше, скорее «5+», правда, она на самом деле не используется. 9 баллов – это «5», шесть – это «4», а те баллы, что опускаются ниже 5, в образовании Белоруссии признают неудовлетворительной оценкой, что-то сродни “тройки” в России. Дабы смириться с их десяти бальной системой нужно время. Поступая в их вузы, необходимо свой аттестат об образовании пропустить через систему, используя установленную шкалу перевода оценок: определяется средний балл документа и добавляется к оценкам вступительных экзаменов.

Централизованное тестирование это и есть сдача вступительных экзаменов. Такая проверка знаний является прямым аналогом российской ЕГЭ, но немножко не совсем так. Тестирование русского языка носит теоретический характер, не используя здесь сочинения; математика же предполагает внесение готовых результатов в экзаменационный бланк, путем проставления галочек. Затруднение для российских абитуриентов во время сдачи ЦТ заключается в прохождении регистрации и прибытия на сами экзамены, Начинается вступительная компания в середине июня. Регистрация будущих студентов происходит на протяжении целого месяца, точную дату никто не называет и абитуриенты должны отслеживать всю появляющуюся информацию, на сайтах вузов. Поступая учиться в другое государство, молодым людям прежде всего надо определиться с выбором того заведения, где он желает учиться.

Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы

Есть ранжирование по программе ООН «Индекс человеческого развития», он измеряет состояние здоровья, дохода и образования. Рейтинг охватывает почти все страны мира. Беларусь занимает 34 место. Первые – скандинавские страны, Исландия, Ирландия, Финляндия, Швейцария; их ИЧР от 0,96 до 0,94. Последние – Судан, Чад, Центральноафриканская республика с ИЧР 0,43-0,40. Беларусь на 38 месте, Россия на 42, Украина на 45.

Есть еще индекс ООН только уровня образования. В нем Беларусь сразу после Сингапура, на 32 месте. Россия – 39, Украина – 47.

По данным Белстата в Беларуси 33,1% населения занятого в экономике, имеет минимум оконченное первое высшее образование, общий процент среди всех граждан – 18.

Из вузов в мировых рейтингах высшего образования регулярно участвует только БГУ: QS World University Rankings (317), U.S. News (Best Global Universities rankings) (367), THE World University Rankings (1000+), Center for World University Rankings (781), Рейтинг университетов RUR (551).

В рейтинге Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) в этом году пятерка белорусских лучших вузов выглядит так:

  • 710 строчка – БГУ
  • 2 877 – БНТУ
  • 3 586 – БГУИР (входит в рейтинг QS EECA, развивающихся стран Европы и Центральной Азии)
  • 3 622 – ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель)
  • 3 678 – ГГУ имени Я. Купалы (Гродно)

Беларусь в Webometrics Ranking of World Universities

По внутренним позициям, самые популярные и сильные университеты – в Минске.

Топ университетов с самыми высокими проходными баллами в 2020 году:

  1. БГУ: 386-362. Высокий конкурс на специальности международных отношений, информатики, менеджмента, права и на журфак.
  2. БГМУ: 383-367. Самый большой конкурс на стоматологию, фармацию и лечебное дело.
  3. БГПУ имени М. Танка: 400 баллов. Специальности с максимальным баллом связаны с высшим педагогическим образованием: оздоровительная и адаптивная физическая культура, белорусский и иностранный, русский и литература.
  4. БГУИР: 351-363. Самые востребованные специальности ИТ+менеджмент или маркетинг, еще игровая индустрия.
  5. БГЭУ: 360. Самый высокий конкурс на коммуникационные технологии в бизнесе.
  6. МГЛУ: 382-355. В Минском лингвистическом популярен переводческий факультет, языки: английский, немецкий, китайский, турецкий, испанский, и профиль лингвообеспечения международных коммуникаций.
  7. ГГУ имени Я. Купалы: 387. Самой сложной для поступления здесь оказалась журналистика.
  8. ВГМУ: 360. В витебский медицинский больше всего хотели поступать на стоматологию.

Высшее образование в Минске сильнее, в топовых вузах планки проходных баллов редко опускаются ниже 200. Но есть и обратная сторона. В некоторые региональные вузы настолько большой недобор, что прием на бесплатное возможен с совсем низкими баллами. Например, в прошлую вступительную кампанию на агротехнический профиль в гродненскую аграрную академию можно было пройти на бесплатное с 107 баллами, на востребованнейшее ИТ с суммой баллов около 230 (университет Скорины в Гомеле), а чтобы стать ветеринаром в витебской академии достаточно было набрать 78-190 баллов.

Университеты Белоруссии

Белорусский Государственный Университет

Система образования в Белоруссии, дает право определять место получения высшего образования.  Для этого предоставлены такие университеты Белоруссии:

  •  университет классического направления;
  • университет за профилем или академия;
  • институт;
  • колледж высшего уровня аккредитации.

Срок обучения во многих вузах – 5 лет. Для получения образования можно рассматривать следующие университеты:

Поступая в любой университет, вы подаете такие документы:

  • заявление, подается вместе с документами;
  • документ об образовании (оригинал);
  • медицинская справка (оригинал) дающая право на обучение;
  • копия паспорта и свидетельство о рождении (копия);
  • фотографий 4х6 см , 6 или 8шт.

После определения с местом учебы, вы начинаете сдавать ТЦ и подаете документы. После всего вы узнаете, что вы все-таки поступили и начинаете решать свой жилищный вопрос. Во многих белорусских вузах есть общежития, но думать, что туда можно легко попасть, нет смысла, так как мест недостаточно в огромном городке общежитий БГУ. Остается один выход – арендовать по месту учебы отдельную квартиру или комнату с хозяевами, в этой стране такая услуга стоит намного дешевле. Снять в самом Минске однокомнатную квартиру можно, уплатив за нее двести долларов, за комнату просят – 80 долларов. Цены на жилье в областных центрах еще ниже. После выпуска из учебного заведения, в Белоруссии до сих пор происходит система распределения, как в советское время, правда для россиян этот этап остается добровольным.

Более подробно о валюте Беларуси можно прочитать здесь.

Более подробно о посольстве Беларуси можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Беларуси можно прочитать здесь и здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Бресте можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Гомеле можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Витебске можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Могилёве можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Минске можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Гродно можно прочитать здесь.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов — ведущие отраслевые.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (edu.gov.by).

В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчинёнными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

Стратегия успеха сегодня

Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем социуме (изменения в информационном состоянии общества). В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности.

В период до смены логики социального поведения человек рождался, получал некую информацию (вот телега, вот ремесло, вот властитель), и она была незыблема, вплоть до его ухода из жизни. Тот, кто в течение жизни получал посвящение в «нечто» (некую новую информацию), мог за счёт монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю в череде поколений. Ныне пора посвящений закончилась, в результате всё возрастающей скорости обновления информации в обществе они утратили какой бы то ни было смысл.

Меняется и отношение людей к происходящему вокруг них, в результате чего после второй половины XX-го века происходит смена логики социального поведения людей. Стратегия династического наследования и сокрытия знаний стала проигрышной. Её эффективность отчасти сохраняется в тех областях, где пока удаётся скрывать информацию, но уже и там зачастую самоучки-самородки выигрывают у наследных профессионалов. В школах, если учитель, как человек — плох, то к нему будет и соответствующее отношение со стороны класса — никакого преклонения перед авторитетами теперь нет. Теперь умение постоянно учиться новому — залог успеха

Поэтому в процессах обучения наибольшую важность теперь играет обучение методам (того КАК надо делать), тогда как фактология уходит на второй план (обучение КТО, ЧТО, КОГДА). Фактически, образование должно стать методологическим, перестав быть фактологическим

Отвечают ли этим требованиям нового времени системы образования по всему миру и система образования Республики Беларусь, в частности?

Общее среднее образование

С утверждением нового кодекса получение общего среднего образования станет обязательным. Это значит, что все школьники обязаны окончить 11 классов. Уйти после 9 класса теперь возможно лишь в том случае, если планируешь поступить в колледж и там освоить программу 10 и 11 классов.

Изменения коснутся не только учащихся, но и их родителей. Так новая редакция кодекса запрещает законным представителям вмешиваться в образовательный процесс. Это значит, что теперь для того, чтобы обсудить полученную ребёнком двойку с учителем, маме нужно будет обращаться напрямую к администрации школы.

Учебный год для учащихся 9-х и 11-х классов будет заканчиваться 25 мая, для остальных 31 мая. Остальное время выпускники смогут потратить на подготовку к выпускным экзаменам и ЦТ.

Несмотря на внесённые изменения, абитуриентам всё так же необходимо сдавать ЦТ. Поэтому не забывай усердно готовиться и записывайся на итоговое четырёхчасовое занятие перед ЦТ. А если так и не нашёл в себе сил открыть пособие по подготовке, есть шанс запрыгнуть в последний вагон, зарегистрировавшись на месячный интенсивный курс.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей

Хоть Беларусь вступила в Болонский процесс, дипломы вузов РБ признаются не всегда и далеко не везде. Чтобы диплом о высшем образовании без проблем приняли в Европе, нужно приложение европейского образца Diploma Supplement. Это документ, который подробно рассказывает, какие дисциплины проходил выпускник, насколько успешно, какими навыками владеет. Сейчас его выдают редко, например, в БГУ. Но после изготовления и утверждения защищенных стандартизированных бланков, приложение введут в общее употребление, его можно будет получить вместе с дипломом после любого университета.

Но даже с приложением могут попросить подтвердить квалификацию, в основном, внимательно проверяют навыки. Легче всего принимают дипломы по ИТ специальностям БГУИРа, БНТУ, БГУ. Сложнее подтвердить медицинское образование, потому что система обучения отличается от той, что практикуется в Европе. Пока нет алгоритма действий и для каждого соискателя с белорусским дипломом решение принимается индивидуально.

С дипломом и приложением Diploma Supplement шансы устроиться на работу в Европе выше

Есть страны, где высшее образование белорусского вуза действительно без процедуры подтверждения. Все ступени и научные звания признаются эквивалентными: в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Документы взаимопризнаются еще: в Азербайджане, Китае, Туркменистане, Вьетнаме. 

В большинстве остальных стран мира, как и в ЕС, вероятнее всего нужно будет каким-то способом подтвердить, что диплом не просто корочка, что за ним реальная квалификация. Тесты или экзамены на подтверждение диплома бывают платными. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector