Образование в японии
Содержание:
- Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
- Общая характеристика системы образования Японии
- Интересные факты:
- Таблица
- Обучение в средней и старшей школе
- Интересные факты об образовании в Японии
- Японцы известны своим здоровьем, интеллектом и вежливостью
- Период Мэйдзи
- Почему бы не перенять опыт
- Какой в Японии учебный год: интересные факты о школах
- Среднее образование в Японии
- Академии
- Почему бы не перенять опыт
- Особенности японских школ
- Особенности японских школ
- 1. Первые манеры, потом знания
- 2. Учебный год состоит из трех семестров.
- 3. В школах не работают уборщики.
- 4. Школы подают еду для учеников, запланированную диетологами.
- 5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.
- 6. Каллиграфия и поэзия
- 7. Школьная форма
- 8. Среднее присутствие составляет 99,99%.
- 9. Университетские каникулы
- Специальное образование по-японски
- Дзюку
Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
Стоимость получения образования в вузах Японии зависит от множества факторов. Дороже всего студентам обойдётся учёба в престижных частных университетах страны. В учебных заведениях этого типа размер ежегодной оплаты может достигать 5 млн йен (около 44 000 долларов) в год.
Государственные вузы намного дешевле. Так, год обучения на медицинском факультете Токийского университета обойдётся всего в 590 000 йен (5 200 долларов). Самые низкие цены в небольших провинциальных вузах. Но их выпускники часто испытывают сложности в поисках работы.
Перед тем как поступить в университет, большинство иностранцев посещает языковые школы. Цены на обучение в них колеблется от 400 000 до 950 000 йен (3 900–8 500 долларов) в год.
Стипендии для иностранцев
Для привлечения зарубежных студентов японское правительство разработало специальную стипендиальную программу MEXT. В её рамках иностранцы, обучающиеся в языковых школах и университетах Японии, получают ежемесячную денежную выплату в размере 117 000 йен (около 1 000 долларов). Студенту предоставляется оплаченный авиабилет от ближайшего к его месту жительства аэропорта до Токио или другого японского города. Стипендия назначается на 5 лет.
Частные организации также реализуют программы для иностранцев, проходящих обучение в вузах Японии. Например, Международный стипендиальный фонд Хоньо (Honjo International Scholarship Foundation) выплачивает студентам магистратуры и аспирантуры, прошедшим конкурсный отбор, ежемесячное пособие, размер которого составляет 150 000–200 000 йен (1 300–1 800 долларов).
Специальная стипендия выплачивается иностранцам, поступившим в Университет Нагойя. При её назначении учитываются академические успехи студента, его внеурочная деятельность и материальное положение. Эта стипендия полностью покрывает оплату обучения в бакалавриате университета. Кроме того, студент получает денежную помощь в размере 500 000 йен (около 4 500 долларов).
Университет Нагойя не входит в число самых престижных в Японии, но охотно даёт стипендии иностранным студентам
Программы стажировки
В Японии существует множество программ стажировки, участниками которых могут стать студенты вузов России и стран СНГ. Самой известной из них является программа по изучению японского языка и культуры. Пройти её могут студенты вузов РФ, Армении и Туркменистана, обучающиеся на факультетах японоведения. Цель стажировки — совершенствование знания японского языка. В её рамках студент проходит десятимесячное обучение в лучших вузах Японии. Отбор участников программы включает в себя:
- конкурс анкет;
- экзамен по японскому языку;
- собеседование.
Аспиранты российских вузов, изучающие гуманитарные или общественные науки, могут принять участие в программе изучения японского языка в Международном центре города Кансай. Она представляет собой четырёхмесячные бесплатные курсы. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание студентов. Заявления на участие в этой программе подают в дипломатические представительства Японии.
С 2005 года стажировку в Японии проходят участники Президентской программы подготовки управленческих кадров. Она занимает не менее 8 дней и включает в себя цикл лекций, практических занятий и посещение предприятия. Питание и проживание оплачивается японской стороной. Заявки принимаются Японским центром по развитию торгово-экономических связей.
Российские и японские студенты могут стать участниками программы обмена, если между вузами заключён соответствующий договор
Общая характеристика системы образования Японии
Система образования в Японии считается одной из самых старых и уходит корнями в VI век. Именно тогда из более развитого Китая японцы переняли систему обучения и педагогические традиции, которые во многом сохраняются и сейчас.
Если говорить кратко, система образования в Японии включает в себя следующие основные этапы:
- дошкольное образование (продолжительность до 6 лет);
- школьное образование (продолжительность до 12 лет);
- высшее образование (продолжительность от 4 лет).
Несмотря на внешнее сходство с российской, образовательные традиции Японии очень сильно отличаются от наших.
Только дошкольное и начальное школьное образование в Японии условно бесплатны. Начиная со средней школы родители оплачивают учёбу. Традиционно более низкие цены за обучение можно найти в государственных учреждениях, но их очень мало.
В Японии очень развиты традиции частного образования. Существует множество дошкольных, школьных и высших учебных заведений, стоимость обучения в которых значительно превосходит государственные учреждения.
Когда начинается учёба в Японии?
Есть и ещё одно важное отличие от российской и европейской системы образования — это деление учебного года на три семестра:
- первый начинается 6 апреля и длится до 20 июля;
- второй — с 1 сентября по 26 декабря;
- третий — с 7 января по 25 марта.
Начало учебного года в апреле связано с окончанием периода цветения сакуры, который начинается в конце марта. Во время цветения традиционно никто не работает, а наслаждается красотой природы.Гора Фудзияма и сакура
Система экзаменов
Ещё одно отличие японской системы образования от всех остальных — это постоянные экзамены. Здесь их сдают всегда:
- после детского сада, чтобы поступить в начальную школу;
- после начальной, чтобы поступить в среднюю, а потом в старшую школу;
- в средней и высшей школе после каждого семестра и в середине первых двух семестров;
- общий Централизованный экзамен после школы (условно наш ЕГЭ);
- вступительные в университет;
- университетские экзамены.
Причём стоит отметить, что только баллы не ниже 90 дают ученику право на поступление в престижные учебные заведения.
Экзамены в университет называются по-японски 入学戦争, что переводится, как «война за поступление». Это очень точно передаёт напряжение, которое приходится испытывать в этот период каждому школьнику.
Интересные факты:
1. В Японии все парты одноместные.2. Дверь в класс не такая как мы привыкли видеть, она открывается в бок. Т. е. отодвигается с права на лево.3. Доска сейчас в школах электронная.
4. В Японии ежегодно происходит некоторое количество самоубийств из-за того, что ученики не сдали экзамены.
5. В Японии по-прежнему есть школы под названием gakuen с раздельным для юношей и девочек обучением. Они по типу похожи на лицеи, и там особые строгие каноны, которым дети беспрекословно должны подчиняться.
6. Каникулы для японцев — это время, когда можно основательно сесть за учебу. Так же проходят и выходные — за выполнением заданий, и порой нет времени даже выйти на улицу.
Просмотры: 7 358
Таблица
Возраст | Ступень | Учебные заведения | ||
---|---|---|---|---|
3-4 | Детский сад | Специальные школы | ||
4-5 | ||||
5-6 | ||||
6-7 | 1 | Начальная школа обязательное образование | ||
7-8 | 2 | |||
8-9 | 3 | |||
9-10 | 4 | |||
10-11 | 5 | |||
11-12 | 6 | |||
12-13 | 1 | Средняя школа обязательное образование | ||
13-14 | 2 | |||
14-15 | 3 | |||
15-16 | 1 | Старшая школа | Старшая специальная школа (техникум) | |
16-17 | 2 | |||
17-18 | 3 | |||
18-19 | Университет (бакалавриат) | Национальная академия | Медико-фармацевтические факультеты | Колледж, училище |
19-20 | Студент | |||
20-21 | ||||
21-22 | Бакалавр | |||
22-23 | Аспирантура (магистратура) | |||
23-24 | Магистр (М. А.) | |||
24-25 | Аспирантура (докторантура) | Аспирантура (магистратура) | Аспирантура (докторантура) | |
25-26 | ||||
26-27 | Доктор (Ph.D) | |||
27-28 | Доктор (Ph.D) |
Обучение в средней и старшей школе
Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. Средняя школа в Японии занимается преподаванием еще нескольких специальных предметов, их состав зависит от самой школы.
Традиционно наиболее сложными предметами в японской школе считается изучение языков — родного и английского. Экзаменовать учащихся начинают со средней школы. Они сдают экзамены в конце триместра по всем предметам, в середине первого и второго триместра устраиваются экзамены по математике, естествознанию, обществоведению, японскому, английскому языку.
Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.
Школьная форма
Форму одежды каждая школа выбирает свою, носить ее следует обязательно. В состав формы входит и яркая бейсболка, которая является своего рода опознавательным знаком. У каждой школы существует и единая спортивная форма.
В обязанности японского школьника вменяется уборка школы – технических работников в школах нет, вся территория школы поделена на участки, за чистоту которых отвечает определенный класс. По окончании уроков ученики убирают свой класс и закрепленную за ними территорию школы.
Интересные факты об образовании в Японии
Создатель дзюдо Кано Дзигоро закончил Токийский университет: интересно, что он рос слабым юношей и стал заниматься единоборствами. В итоге он стал мастером боевых искусств.
Иногда в японских школах баллы выставляются не одному ученику, а всему классу.
Один из выпускников-правоведов частного университета в Кэйо однажды решил заняться изучением моды. Сегодня Ёдзи Ямамото знают во всем мире — специалист по праву стал всемирно известным дизайнером одежды.
Известный кинорежиссер Такэси Китано в юношеские годы не отличался примерным поведением: он часто пропускал занятия в японском университете Мэйдзи
Учился будущий кинорежиссер неплохо, но все же его отчислили за пропуски: прилежность и хорошая посещаемость в японских вузах — такое же важное понятие, как академическая успеваемость.
Японцы известны своим здоровьем, интеллектом и вежливостью
Мы постоянно слышим об удивительной трудовой этике, присущей японцам. Что делает Японию настолько уникальной и отличает ее от остального мира? Возможно, ответ кроется в невероятной системе образования.
Научиться правильному поведению важнее, чем получать знания
Японские учащиеся не сдают экзамены до четвертого класса, лишь изредка проходя несложные тесты. По их мнению, в первые 3 школьных года судить о знаниях ребенка нет смысла, в этот период важнее привить хорошие манеры и развивать характер.
Школьники учатся всех уважать, трепетно относиться к животным и природе, быть щедрыми, сострадательными и чуткими.
В большинстве японских школ нет дворников и охранников. Учащиеся сами убирают школу
Студенты убирают классы, буфет и даже туалеты. Что касается обязанностей, то дети делятся на небольшие группы и ставят конкретные задачи, которые выполняют в течение всего года.
Японцы считают, что требование к уборке помещения учит учеников ценить школу, колледж, а также прививает командную работу и взаимопомощь.
Дополнительные занятия очень популярны в Японии
Для того, чтобы попасть в хорошую среднюю школу, японские ученики поступают в подготовительную школу или посещают дополнительные занятия. Школьники, возвращающиеся с дополнительных занятий поздно вечером — обычное явление в Японии.
Более того, японские учащиеся учатся даже во время каникул и в выходные дни. Школьники в этой стране не получают оценки в начальной, младшей и средней школе.
Почти все учащиеся носят форму
Практически все ученики средних школ носят школьную форму. Традиционная японская школьная форма состоит из стиля «милитари» для мальчиков и формы моряка для девочек.
Единая политика направлена на устранение социальных барьеров среди учащихся и направляет их в рабочее русло.
Уровень посещаемости школ в Японии составляет около 99,99%
Признайтесь, каждый из нас хоть раз прогуливал школу. А в Японии это не принято. Ученики не пропускают занятия, не опаздывают в школу.
Около 91% учащихся в Японии сообщили, что они никогда, либо всего пару раз прогуливали уроки. Какая другая страна может похвастаться такой статистикой?
Один тест определяет будущее учащихся
Ближе к окончанию средней школы японские ученики обязаны сдать важный экзамен, который определяет их будущее, в зависимости от количества набранных баллов. Экзамен настолько трудный, что период подготовки к поступлению в высшие учебные заведения часто называют «адским экзаменом».
Каждый колледж в Японии имеет определенное требование к оценке, и если студент не получил нужную оценку, то его не принимают. Конкурс является конкурентоспособным — только около 76% выпускников средней школы продолжают свое образование.
Учеба в колледже считается праздником
После сдачи тяжелого вступительного экзамена у студентов есть некоторое свободное время до начала занятий. В Японии учеба в колледже считается лучшим моментом жизни.
Люди часто называют этот период «каникулами», так как затем придется устраиваться на работу и начинать новый этап жизни.опубликовано econet.ruЕсли у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
https://youtube.com/watch?v=KNzVPcohwbQ
Период Мэйдзи
См. Образование в Японской империи .
После 1868 года новое руководство поставило Японию на быстрый курс модернизации . Лидеры Мэйдзи создали систему государственного образования, чтобы помочь Японии догнать Запад и сформировать современную нацию. Такие миссии, как миссия Ивакура, направлялись за границу для изучения систем образования ведущих западных стран. Они вернулись с идеями децентрализации, местных школьных советов и автономии учителей. Однако осуществить такие идеи и амбициозные первоначальные планы оказалось очень сложно. После некоторых проб и ошибок появилась новая национальная система образования. Показателем его успеха является то, что зачисление в начальную школу выросло с примерно 30% населения школьного возраста в 1870-х годах до более чем 90 процентов к 1900 году, несмотря на сильный общественный протест, особенно против платы за обучение.
Современная концепция детства возникла в Японии после 1850 года в рамках взаимодействия с Западом. Лидеры эпохи Мэйдзи решили, что национальное государство играет главную роль в мобилизации людей — и детей — на службу государству. Школа в западном стиле была представлена как средство достижения этой цели. К 1890-м годам в школах зародилось новое восприятие детства. После 1890 года в Японии было множество реформаторов, экспертов по детям, редакторов журналов и образованных матерей, которые купились на новую чувствительность. Они учили верхний средний класс модели детства, согласно которой у детей было собственное пространство, где они читали детские книги, играли с развивающими игрушками и, особенно, уделяли огромное количество времени домашнему заданию в школе. Эти идеи быстро распространились среди всех социальных слоев.
После 1870 года школьные учебники, основанные на конфуцианской этике, были заменены вестернизированными текстами. Однако к 1890-м годам, после более ранней интенсивной озабоченности западными, особенно американскими образовательными идеями, был навязан более авторитарный подход. Снова были подчеркнуты традиционные конфуцианские и синтоистские заповеди, особенно касающиеся иерархической природы человеческих отношений, служения новому государству, стремления к обучению и нравственности. Эти идеалы, воплощенные в Императорском рескрипте об образовании 1890 года , наряду с высокоцентрализованным государственным контролем над образованием, в значительной степени руководили японским образованием до 1945 года, когда они были массово отвергнуты.
Почему бы не перенять опыт
Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Однако почему бы и в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку
Не помешали бы нашим детям и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе.
Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии.
Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания, изучения и может в некоторых вопросах служить примером при подготовке реформ российского школьного образования.
Какой в Японии учебный год: интересные факты о школах
Конечно, учиться в этой стране сложно, зато весело. Подрастающее поколение имеет возможность гармонично развиваться, но самое главное делать собственный выбор и самостоятельно решать свое будущее
Чтобы поступить в учебное заведение (неважно университет это или начальная школа), нужно сдать экзамен. Если ученик не набрал необходимое количество баллов, то он может попытать счастья в следующем году. В Японии тщательно следят за внешним видом учеников
Нельзя красить волосы, носить макияж и украшения. В аниме часто можно увидеть школьниц в коротких юбках. В действительности юбки у девочек всегда ниже колен
В Японии тщательно следят за внешним видом учеников. Нельзя красить волосы, носить макияж и украшения. В аниме часто можно увидеть школьниц в коротких юбках. В действительности юбки у девочек всегда ниже колен.
Ни одна школа в стране не нанимает уборщиков. Начиная с первого класса ученики самостоятельно убирают не только учебные кабинеты, но и коридоры.
Каждый класс разбит на определенные группы по 2-3 человека. За каждой такой группой закреплены определенные обязанности, к примеру, организация мероприятий, уборка территории, здравоохранение и т. д.
Каникулы длятся всего 60 дней в году. Ученики старшей и средней школы обязаны носить униформу, принятую в учреждении. Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, где поздравляют выпускников и приветствуют новичков.
Особое внимание стоит уделить кружкам и фестивалям. В Японии уже в VI веке существовала своя образовательная система. Жители Страны восходящего солнца всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития
Этой традиции придерживаются и сегодня. В школах ученики могут посещать кружки по интересам (клубы). За каждым клубом закреплен свой научный руководитель. Однако он вмешивается в деятельность учеников, только когда предстоят какие-то соревнования или олимпиады
Жители Страны восходящего солнца всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Этой традиции придерживаются и сегодня. В школах ученики могут посещать кружки по интересам (клубы). За каждым клубом закреплен свой научный руководитель. Однако он вмешивается в деятельность учеников, только когда предстоят какие-то соревнования или олимпиады.
Во время каникул проводятся экскурсии. Кстати, ученики ездят не только по Японии, но и посещают зарубежные страны. После каждой такой поездки класс должен сделать стенгазету, где опишет все, что было в поездке.
И, конечно же, осенний фестиваль культуры. Школа на каждый класс закупает футболки и выделяет 30 тыс. йен, а ученики должны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Обычно это комнаты страха, выступления творческих коллективов, мейд- или косплей-кафе.
Среднее образование в Японии
Среднее образование разделяют на 3 уровня:
- Начальная школа – 1-6 классы(сё:гакко);
- Средняя школа – 7-9 классы (тю:гакко);
- Старшая школа – 10-11 классы (ико:то:гакко).
Первые вышеупомянутые звенья являются обязательными и бесплатными. Старшая школа не обязательна, но большинство японцев продолжают своё обучение, хоть оно и не дешевое (в государтственных учреждениях обучение недорогое).
Учебный процесс делится на 3 части:
- 6 апреля – 20 июля;
- 1 сентября – 26 декабря;
- 7 января – 25 марта.
Именно после третьего триместра происходит переход из класса в класс. В каникулярное время школьники делают домашние задания, а те ученики, чья успеваемость не слишком высокая посещают специальные курсы.
В начальной школе дети получают общие знания в таких предметах, как: математика, история, японский язык, музыка, изобразительное искусство и др. В средней школе прибавляется английский язык и предметы по выбору. Программа более разносторонняя в старшей школе, и учащиеся могут выбрать тот перечень предметов, которые им нравится и по которым они хотят получить более глубокие знания.
Начало уроков приходится на половину 9 утра, но перед началом учебных занятий каждый день проводится «линейка». Длительность уроков составляет 45 минут, в старшей школе – чуть больше (50). Перерывы составляют 10 минут за исключением перемены перед 5 уроком: за это время проходит обед, который длится 60 минут.
Каждый класс имеет свой кабинет, и поэтому учащиеся и учительницы не бегают из кабинета в кабинет, как, например, в России. К сожалению, в таких заведениях зачастую отсутствуют разделки и столовые, и дети едят в классе и там же вешают верхнюю одежду.
Уборщиц в таких заведениях нет, поэтому ученики сами убираются после уроков. В школах существуют различные кружки, которые могут посещать дети. Самое трудное время для школьников – пора экзаменов, которые требуют тщательной и упорной подготовки. Решающую роль играют экзамены после средней школы.
Помимо школ, которые финансируются государством, есть и платные академии, чтобы попасть в них детям нужно сдать специальные экзамены. Учащиеся ездят на различные экскурсии в другие города, длительность таких поездок в среднем составляет 3-4 дня.
После окончания средней школы дети могут продолжить своё обучение в колледжах, которое является платным, наравне с университетами. В них японцы учатся два года и получают такие профессии, как:
- Медсестра;
- Воспитательница;
- Учитель.
Также, колледжи курируются популярными японскими компаниями, и студенты после окончания могут с легкостью трудоустроиться.
Академии
Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также «национальные» школы — школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.
Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются «белыми воронами» и иногда становятся предметом издевательств однокашников. В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.
Почему бы не перенять опыт
Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Однако почему бы и в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку
Не помешали бы нашим детям и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе.
Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии.
Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания, изучения и может в некоторых вопросах служить примером при подготовке реформ российского школьного образования.
Особенности японских школ
Численность школьников в каждом классе составляет приблизительно 40 человек. Прежде чем ученики окончат среднюю школу, им приходится проходить одни и те же дисциплины и учиться одинаковое количество часов. Переход на определенную специализацию осуществляется только в высшей школе. Здесь у школьника появляется возможность выбирать наиболее интересные ему предметы.
Есть высшая школа с определенной специализацией, где ученик имеет возможность делать акцент на занятиях по искусству, точным или естественным наукам. Есть заведения с религиозным уклоном. Наибольшее распространение получили католические, куда принимают не только христиан, но и тех, кто не был крещен.
Актуальной проблемой японских школьников является отсутствие времени для отдыха. Для местного населения является нормой работа с раннего утра до позднего вечера. Это правило в одинаковой степени справедливо как среди взрослых, так и детей.
Уже в средней школе дети ходят в клубы. Так называются японские аналоги кружков. Они могут иметь спортивный, музыкальный уклон. Такого рода специализированные курсы имеют широкий размах в Японии и отнимают почти всё свободное время. Допустим, занятия по спортивным дисциплинам начинаются с 5 утра и продолжаются, пока не настанет время идти в школу. Здесь же, в школе, дети проводят почти весь день.
Занятия идут до 21 часа в вечера. Некоторые семьи подключают к обучению ребенка ещё и репетитора. В недавнем прошлом имя университета оказывало существенное влияние на дальнейшую судьбу юношей и девушек. Во время трудоустройства работодатели всегда спрашивали название института, который они окончили. Сегодня наблюдается несколько другая тенденция, и молодёжь может чувствовать себя свободнее в выборе учебного заведения.
Особенности японских школ
1. Первые манеры, потом знания
Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.
Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.
Уникальность японских школ состоит в том, что здесь каждый год меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников.
В начальной школе действуют облегченные правила: нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать серьезные работы и экзамены.
По их мнению, первые три года обучения должны быть направлены не на формирование знаний детей, а на обучение правильному поведению, самостоятельности и хорошим методам обучения. Дети учатся уважать других людей и животных, состраданию, искренности, организованности и дисциплине.
2. Учебный год состоит из трех семестров.
Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами.
У детей есть полтора месяца летних каникул и два двухнедельных перерыва зимой и летом.
3. В школах не работают уборщики.
Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня.
В японских школах, как правило, нет смотрителей, а классы убираются учениками и учителями. Каждый день группы студентов собираются убирать туалеты, коридоры или классные комнаты. Это учит их ответственности и работе в группах.
4. Школы подают еду для учеников, запланированную диетологами.
Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.
Все учреждения и школы предоставляют детям еду на основе плана диеты, разработанного уполномоченным диетологом. Они обеспечивают здоровое питание для детей.
5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.
Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным.
Каждая школа в Японии позволяет детям проводить дополнительные мероприятия. После школы ученики возвращаются домой, чтобы поужинать. После обеда они возвращаются в школу, чтобы делать домашнее задание, заниматься в кружках, учиться играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом.
6. Каллиграфия и поэзия
Все учащиеся, посещающие школу в Японии, помимо традиционных предметов изучают также каллиграфию и поэзию. Оба предмета учат детей истории страны и уважению к традициям.
7. Школьная форма
Дети в школьной форме
Почти во всех колледжах в Японии есть школьная форма. Мотивация введения униформы состоит в том, чтобы избавиться от лишних материальных трат и статуса между студентами. Если все одеты одинаково, никому не нужно беспокоиться о том, чтобы носить «правильную» одежду. Это помогает молодым людям сосредоточиться на изучении чего-либо.
8. Среднее присутствие составляет 99,99%.
Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.
Вероятно, каждый из нас прогуливал в какой-то момент. Но японские студенты не пропускают и не опаздывают на уроки. Кроме того, 91% респондентов заявили, что никогда не игнорировали учителя и всегда слушали на занятиях.
Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и начинается урок.
9. Университетские каникулы
В Японской старшей школе ученики могут выбирать или отказываться от определенных предметов, но 1 курс – «Общая наука А» или «В» — обязателен. Это связано со сложностью изучения японского языка.
После «тяжелых экзаменов» (экзамены в конце средней школы, они определяют дальнейшее будущее человека), кажется, что учиться в университете легко.
Студентов систематически обучают и предъявляются требования к самодисциплине. Их способность организовывать свое время позволяет учиться и проводить время с друзьями. Поэтому японские студенты часто говорят о «празднике перед работой».
Специальное образование по-японски
В Японии широко используется сеть специального образования, в том числе учреждения для детей с ограниченными возможностями. Список открывают так называемые школы мастерства — Дзюку. Современный прообраз древних Дзюку изменён кардинально, но принципы обучения остаются на высоком уровне. Созданные в XVII веке школы мастерства предназначались в основном для обучения искусству владения оружием (самурайским мечом). Чуть позже учителя Дзюку стали преподавать мастерство живописи и обучать каллиграфии.
Современная специальная подготовка Дзюку даёт значительно больше знаний и навыков ученикам по сравнению со стандартным школьным обучением. Поэтому в Японии этот уровень образования очень популярен, несмотря на существенные финансовые расходы (до 20 тыс. иен за месяц посещения), которые ложатся на родителей.
Согласно статистике, учащиеся примерно 15% младших, 50% средних и 99% старших школ дополнительно проходят уровень Дзюку. Каждый из тех, кто желает сдать экзамены в колледж, технический институт, университет, непременно обращается к Дзюку. Система специального образования Дзюку натаскивает будущих абитуриентов для прохождения экзамена вузов если не на 100%, то на 95% точно.
Образованием специального назначения обеспечивают японцев ПТУ из серии Senmon Gakko, Tanki Daigaku, младшие и технологические колледжи, смешанные школы. Эти виды учебных заведений готовят профессиональные кадры с последующей выдачей соответствующих технических лицензий и гуманитарных сертификатов. В основном все они представлены частными заведениями. Отсюда достаточно высокая стоимость обучения.
Образовательные специальные курсы колледжей, кроме всего прочего, помогают подготовиться к поступлению в японские университеты. Престиж этих учебных заведений, конечно же, несравним с японскими вузами. Однако колледжи пользуются огромной популярностью среди населения, так как дают возможность легко найти работу на рынке труда. Часть из них является дочерними структурами известных японских университетов.
Колледжи пользуются популярностью в Японии
Некоторые учебные заведения ПТО Японии:
- Aichi Kiwami College of Nursing (Колледж медсестёр Aichi Kiwami),
- Chukyo Junior College (Младший колледж Chukyo),
- Fukuoka College of Health Sciences (Колледж медицинских наук Fukuoka),
- Honan College (Колледж Хенань),
- Iwaki Junior College (Младший колледж Iwaki).
Дзюку
Учебный год в Японии — это не только школьные уроки и клубы. В Стране восходящего солнца действуют специальные частные учебные заведения, что предлагают дополнительные занятия. В целом их делят на два вида:
- Неакадемическое. Ребенка обучают искусству, правилам проведения чайной церемонии, традиционным настольным играм (го, сеги и т. д.), или же ученик может посещать какую-то спортивную секцию.
- Академическое. Школьникам преподают различные науки, в том числе и иностранные языки. Сюда обычно приходят ученики, которые не могут усвоить школьный материал или долго отсутствовали на занятиях в школе. Также сюда приходят те, кто хочет успешно сдать промежуточные тесты или вступительные экзамены.
Причиной посещения таких школ может стать количество человек в группе (10-15 учеников). Естественно, в таком небольшом коллективе лучше усваивается информация. Также ученики могут посещать подобные заведения за компанию с друзьями. Стоит также отметить, что такие школы стоят достаточно дорого, поэтому не каждая семья может себе их позволить. Вот только тот школьник, который отказывается от дополнительных занятий, имеет проигрышное положение среди своих сверстников. Это можно компенсировать только самообучением.