Дистанционные курсы повышения квалификации для библиотекарей

Содержание:

Обучение на библиотекаря

Есть несколько вариантов того, где получить профессию библиотекаря

Например, если речь идет о среднем образовании, то можно обратить внимание на специальность «Библиотековедение» (код 51.02.03). Для поступления в колледж достаточно аттестата об окончании 9 классов школы, абитуриенты отбираются по среднему баллу

Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от года поступления и формы обучения (очной, заочной, вечерней).

В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (код 51.03.06) и «Документоведение и архивоведение» (код 46.03.02). Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.

Курсы

МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса)

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) предлагает учебную программу «Библиотекарь», предназначенную для широкого круга слушателей, имеющих высшее или среднее специальное образование. Образовательный курс позволит освоить эту профессию в оптимально короткие сроки, обучаясь в комфортном, дистанционном режиме.

МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (удалённо)

На этом курсе можно получить профессию библиотекаря дистанционно за 5 месяцев и 9 000 руб.: — Одна из самых доступных цен в России; — Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца; — Обучение в полностью дистанционном формате; — Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок! — Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Вузы

Оренбургский государственный университет

Документоведение и архивоведение (Факультет дистанционных образовательных технологий)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Документоведение и архивоведение (Уральский гуманитарный институт УрФУ)

Российский университет транспорта (МИИТ)

Документоведение и документационное обеспечение управления (Юридический институт)

Российский государственный гуманитарный университет

Документоведение и архивоведение (Историко-архивный институт РГГУ)

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Документоведение и архивоведение (Институт гуманитарных и социальных наук)

Специфика

Согласно проекту профстандарта, обучение должно проводиться в течение всего периода работы с периодичностью 1 раз в 5 лет. Оно необходимо для усовершенствования навыков, овладения новыми знаниями и технологиями. Существует несколько важных моментов, о которых стоит упомянуть:

  1. Директор библиотеки обязан направить сотрудника на обучение, если изменились профессиональные стандарты.
  2. Если работник отказывается пройти курсы, администрация вправе провести аттестацию или направить его на независимую оценку. Это необходимо для подтверждения его уровня квалификации.

Обычная трудоемкость курсов повышения квалификации – от 16 до 108 академических часов. Обучение проводится в очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форме. По окончанию сдается небольшой экзамен (часто в виде теста). Слушателю курсов выдается удостоверение с указанием даты, темы и места проведения занятий.

Недостатки профессии библиотекаря

Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд «разбросан» по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

Какая зарплата?

В среднем по России этот показатель, по некоторым данным, колеблется от 20 до 25 тысяч рублей. Играет роль очень многое, даже сезон; обычно в самом начале года зарплата максимальна, а к концу весны – сокращается. Стоит отметить, что далеко не везде ситуация обрисована столь же хорошо. Так, по сведениям ряда источников, реальные ставки оплаты по России составляют 13—14 тысяч рублей. В «двух столицах» ситуация немного лучше (до 27000), а на Крайнем Севере и отчасти на Дальнем Востоке зарплата педагога-библиотекаря составляет те самые 20—25 тысяч; в сельской местности оплата равна всего 10—11 тысячам, а ведущий педагог-библиотекарь может дополнительно получить на руки 4000–5000.

Основные сведения

Институт дополнительного образования (до 1 мая 2021 г. — наименование «Учебный центр Российской национальной библиотеки») ведет свою историю от Высших курсов библиотековедения, организованных с целью переподготовки библиотекарей для работы в научных библиотеках. ВКБ были открыты в 1919 г. под патронажем Общества библиотековедения и при деятельном участии входящих в него сотрудников Публичной библиотеки (А. И. Браудо, Я. П. Гребенщикова, Е. Н. Добржинского, М. И. Могилевского, Д. Д. Шамрая). В 1923 г. курсы были переданы в ведение Публичной библиотеки. Подробнее…

В настоящее время образовательная деятельность Института дополнительного образования РНБ осуществляется на основании лицензии №1644 от 30.12.2015 года, выданной бессрочно Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Деятельность Института дополнительного образования регламентируется федеральным законодательством, Уставом РНБ, Положением об Институте дополнительного образования и другими нормативно-правовыми актами. Подробнее…

По окончании обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации.

Востребованность профессии

Профессия библиотекаря стала менее востребованной с того момента, когда активно стал развиваться высокоскоростной интернет. При этом библиотекари все еще требуются в школах, при вузах и колледжах.

Профессия остается востребованной для тех людей, кто не стремиться к постоянному карьерному росту, агрессивным продажам и другим конфликтным способам работы.

В большинстве случаев спад востребованности специалистов этого направления связан с тем, что необходимость в специалистах снижается, но в редких случаях, особенно в регионах это может быть связано с тем, что претендентов на рабочее место остается все еще много.

Где можно работать

Когда мы задаёмся вопросом, куда пойти работать библиотекарем, на ум сразу приходят воспоминания из детства, студенческой юности. Действительно, школьные библиотеки, а также научные книжные фонды при ВУЗах нуждаются в компетентных работниках. Кроме того, многие гуманитарные специальности (историк, литературовед, журналист) занимаются изучением исторических источников. В библиотечных фондах хранятся подшивки газет, журналов, альманахов за позапрошлый век. Это значит, что бумажная книга не умрёт, несмотря на развитие высоких технологий.

Можно попытать счастья в смежных профессиях, став работником Дома культуры, Государственного архива или редакции литературной газеты. Библиотекарь — это специальность, работая по которой можно попробовать написать собственную книгу. В этом помогут знания, приобретённые при работе с произведениями известных классиков.

Где можно получить профессию библиотекаря?

Курсы профессиональной переподготовки библиотекарей в МАСПК. Мы предлагаем пройти дистанционное обучение по индивидуальному графику с выдачей диплома установленного образца.

.

Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.

Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды «хранителей книг» то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности «Библиотековедение»). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
  • Московский государственный университет культуры и искусств
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств
  • Белгородский государственный институт культуры
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Московский городской педагогический университет

Москва

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 118 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 295 000,00 ₽

Арктический государственный институт искусств и культуры

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 268 680,00 ₽
Бакалавриат Заочная 50 000,00 ₽

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 50 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 268 680,00 ₽

Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей

Оренбург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 223 897,00 ₽
Бакалавриат Заочная 30 757,00 ₽

Российский государственный социальный университет

Москва

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 220 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 50 000,00 ₽

Московский государственный лингвистический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 208 200,00 ₽

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Хабаровск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 57 200,00 ₽

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 205 800,00 ₽

Сибирский федеральный университет

Красноярск

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 199 616,00 ₽

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Калининград

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 80 800,00 ₽
Бакалавриат Очная 191 800,00 ₽

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Екатеринбург

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 191 800,00 ₽
Бакалавриат Заочная 65 800,00 ₽

Томский государственный университет

Томск

Топ учебных заведений

Наиболее проработанные курсы предлагают вузы, занятые подготовкой работников культуры. Топ учебных заведений высшего и дополнительного образования, где библиотекари могут пройти программы повышения квалификации, представлен в таблице ниже.

Учебное заведение Программы Стоимость
МГИК (Московский государственный институт культуры)

Форма обучения дистанционная.

Зависит от количества слушателей
СПбГИК (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) Рассчитывается индивидуально
Казанский государственный институт культуры Информация предоставляется при подаче заявки
Кемеровский государственный институт культуры Предлагается 10 тем на выбор. Заочная форма с применением технологий дистанционного обучения. Информация предоставляется при подаче заявки
Новосибирский государственный педагогический университет 4 350 руб.

Найти качественные курсы повышения квалификации для специалистов библиотечно-информационной среды можно в крупном учебном центре «Академия Рудомино». Он организован и курируется Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы и представляет собой площадку для непрерывного профобразования работников культуры. Здесь реализуются следующие программы:

  • «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки»;
  • «Информационная грамотность в библиотечной деятельности»;
  • «Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности. Организационно-правовые основы деятельности библиотек»;
  • «Библиотечный менеджмент на современном этапе»;
  • «Проектная деятельность библиотек»;
  • «Актуальные вопросы библиотечного дела за рубежом».

Существуют и образовательные онлайн-центры с хорошей репутацией, где сотрудники библиотек могут найти подходящие программы. Некоторые из них перечислены в таблице ниже.

Учебный центр Программы Стоимость
АНО ДПО «Институт современных технологий и менеджмента»
  • «Деятельность педагога-библиотекаря в условиях реализации ФГОС»;
  • «Менеджмент в библиотечной деятельности»;
  • «Библиотечный маркетинг и PR-технологии в продвижении библиотечных систем»;
  • «Библиотечно-информационная деятельность».

Продолжительность 36 часов. Формат – дистанционный.

2000–3000 руб.

  • «Организация деятельности школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС»;
  • «Библиотечное дело».

Трудоемкость – от 36 до 108 часов. Формат – дистанционный.

108 часов – 2180 руб.

72 часа – 1890 руб.

36 часов – 1190 руб.

Из-за высокой загруженности на работе многие библиотекари предпочитают проходить повышение квалификации дистанционно, поэтому услуги онлайн-центров пользуются большим спросом. Для некоторых это единственная возможность получить заветное удостоверение. Как при очном, так и при заочном обучении слушателям предоставляются методические и учебные материалы. В них содержится масса полезной информации, которая обязательно пригодится в работе.

Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?

Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

  • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
  • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
  • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

Какие навыки нужны?

В ходе осуществления трудовой деятельности данному специалисту необходимо:

  • ориентироваться в разных жанрах литературы;
  • знать, как осуществляется каталогизация, учет и обработка книжного фонда;
  • уметь работать в компьютерных программах, применяемых в библиотеках;
  • обладать знаниями
  • понимать информацию, содержащуюся в библиографических описаниях;
  • иметь представление о порядке подготовки конференций, выставок,
  • иметь навыки коммуникации с людьми.

Преподаватели


Наши преподаватели результаты научной работы

Важнейшей особенностью обучающих дисциплин Института дополнительного образования РНБ является их тесная связь с практической деятельностью современных библиотек. Читающие лекции и ведущие практические занятия специалисты являются действующими руководителями структурных подразделений РНБ, ответственными исполнителями ее основных научных проектов, активными деятелями Российской библиотечной ассоциации, организаторами международных и всероссийских научных конференций и научно-практических семинаров, ведут методическую и консультационную работу с библиотеками Российской Федерации.

Обучающиеся не только знакомятся с авторскими курсами и методиками, приобретают актуальные знания по основным направлениям деятельности библиотек, но и получают уникальную возможность непосредственного общения с ее лидерами, формирующими основы современного библиотечного сообщества. В процессе обучения формулируются рекомендации и решения по конкретным вопросам повседневной библиотечной работы.

Проблемы, обсуждаемые в процессе обучения, в значительной мере являются общими для учреждений науки и культуры различной ведомственной подчиненности — не только библиотек, но и музеев, архивов, научно-образовательных, научно-исследовательских и других организаций. Сотрудники этих учреждений получают в Институте дополнительного образования РНБ квалифицированное образование по программам, соответствующим их профессиональным запросам.

Зарплата библиотекаря

Уровень доходов таких специалистов чаще всего не высок. Исключение могут составлять передовые библиотеки в больших городах, получающие хорошее финансирование и/или пользующиеся большой популярностью у читателей, оказывающие платные услуги. Однако библиотекари – это работники государственных учреждений, поэтому не самая большая заработная плата у них компенсируется наличием полного соцпакета.

Карьерный рост

Рядовой библиотекарь со временем может занять руководящую должность, заняться комплектацией фонда, стать заведующим библиотекой.

Профессиональные знания

  1. Библиотековедение.
  2. Библиографоведение.
  3. Библиотечные фонды.
  4. Библиотечно-информационное обслуживание.
  5. Документоведение.
  6. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
  7. Справочно-поисковые ресурсы библиотеки.
  8. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
  9. Теория и история литературы.
  10. Отечественная литература.
  11. Русский язык и культура речи.

Известные библиотекари

  1. Ярослав мудрый, Великий князь Киевский, ставший создателем первой библиотеки на Руси.
  2. Евфросиния Полоцкая, создательница первых школьных библиотек во времена Древней Руси.
  3. Иоганн-Даниил Шумахер, немец, создавший первую публичную библиотеку в России и первым получивший официальный статус «библиотекаря».

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Вы узнаете и научитесь

Программа курса предполагает изучение:

  • Содержания и особенностей организации деятельности в библиотечной среде.
  • Основ литературоведения, библиотековедения и библиографоведения.
  • Теории и методики организации социально-культурной деятельности библиотекаря.
  • Технологии повышения эффективности библиотечно-информационной деятельности

Результаты и перспективы

  • Вы понимаете особенности стационарного и нестационарного обслуживания пользователей печатными и электронными документами.
  • Вы знаете и умеете применять в своей деятельности методы поиска по классификационным индексам, предметным рубрикам, ключевым словам и элементам описания, а так же методы поиска в сетевых информационных ресурсах.
  • Вы умеете организовывать и проводить культурно-просветительские и интеллектуально-досуговые мероприятия, литературные вечера и другие акции.

Применение результатов обучения

Библиотечное дело включает в себя работу по формированию и сохранению библиотечного фонда, организацию справочно-поисковой деятельности, справочно-библиографическое, информационное и библиотечное обслуживание пользователей, предоставление культурно-досуговых услуг, аналитическую и методическую работу, направленную на повышение эффективности функционирования библиотечно-информационного учреждения.

Пройдя дистанционное* обучение на библиотекаря, вы будете знать основные виды деятельности в библиотечном деле и сможете устроиться на работу в государственные, муниципальные, публичные или специализированные, учебные или научные библиотеки.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Примеры программ

Учебные планы курсов для библиотекарей создаются на основе:

  • Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»;
  • проекта профессионального стандарта специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.

Разработкой программ повышения квалификации занимаются профильные вузы, образовательные центры и непосредственно библиотеки. Названия курсов могут быть разными:

  • «Современные подходы к управлению библиотекой»;
  • «Библиотечный маркетинг»;
  • «PR-технологии в библиотечной системе»;
  • «Современная общедоступная библиотека»;
  • «Управление пространством в библиотеке»;
  • «Электронно-библиотечные системы и электронные информационно-образовательные ресурсы»;
  • «Организация информационно-библиотечной работы в помощь образовательному процессу в условиях реализации ФГОС» и т.д.

Программы регулярно обновляются и корректируются в соответствии с новыми требованиями к квалификации библиотечных работников.

Перспективы карьерного роста

Как ясно следует из сказанного выше, библиотекарь – профессия не для карьеристов. Если вы будете жить и работать в крупном городе, то сможете устроиться в публичную библиотеку со множеством подразделений, и тогда кое-какие возможности для роста появятся. Что же касается жителей небольших населенных пунктов, то они, работая библиотекарями, вряд ли поднимутся выше должности заведующего. С другой стороны, если вы человек предприимчивый и активный, то сможете начать собственное дело, связанное, например, с книготорговлей, и тогда полученные в вузе или колледже знания вам, безусловно, пригодятся. Но если вы изначально нацелены на бизнес, пусть даже связанный с литературой, вам стоит выбрать другую специальность – например, «издательское дело».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия библиотекарь подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости). 

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Востребованность в различных регионах

Как ни странно, но Москва и Московская область не занимает первое место по количеству вакансий «библиотекарь». В столице их ищут всего примерно 6% работодателей.

На первом же месте – Краснодарский край, где 8% всех объявлений о поиске сотрудников направлено на поиск библиотекарей. Дальше идут такие регионы, как Ленинградская область (4,7%), Челябинская область (4,5%), и республика Татарстан (4%).

Безусловно, новые библиотечные сотрудники требуются и в других регионах, однако количество свободных рабочих мест минимально.

Трудоустройство

Библиотекарь кто это такой? Библиотекарем могут быть только выпускники специальностей библиограф или научные работники. На самом деле многие сотрудники не соответствует этим требованиям, но они имеют ценный многолетний опыт. Новых библиотекарей, особенно в частные учреждения набирают по рекомендациям.

Библиограф — это гуманитарный направление, которое предлагают университеты и колледжи по всей стране. Студенты учатся, как работать в библиотеке, организовать в ней работу, искать информацию и каталогизировать книги.

После третьего года получает степень бакалавра, а после следующих двух степень магистра. Выпускники других специальностей могут пройти двухгодичное обучение по специальности библиотековедения.

Высшая степень профессии — это дипломированный библиотекарь. Она присваивается после успешной сдачи государственного экзамена, проверяющего знания в области библиотековедения, а также от выбранной специализации кандидата.

Экзамены проводятся два раза в год.

Чтобы к нему приступить, необходимо представить следующие документы, на основании которых комиссия принимает решение о допуске, или не допуске к экзамену:

  • Направление от организации, в которой работает библиотекарь.
  • Отзыв работодателя о работе и успехах кандидата.
  • Резюме, содержащее историю профессиональной деятельности.
  • Документ, подтверждающий образование, ксерокопии дипломов и свидетельств, полученных на специализированных курсах.
  • Документ, подтверждающий о знании языка или иностранных языков.
  • Список публикаций вместе с их ксерокопиями.
  • Заявление с выбором специализации.

Сегодня дипломированные библиотекари стоят в одном ряду с преподавателями.

Создание собственной библиотеки

Создать себе рабочее место библиотекаря означает открыть частную библиотеку. Необходимо для этого наличие соответствующего помещения и предоставление средств на оснащение библиотеки, зарплату сотрудников и расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности. В отличие от государственных учреждений, частный владелец должен купить лицензию на пользование материалами от лиц, имеющих авторское право — как правило, изданий.

Частная библиотека может надеяться на гранты, но они должны быть направлены на конкретные действия, например, акцию по продвижению читательской аудитории, а не повседневную деятельность.

Применение результатов обучения

Библиотечное дело включает в себя работу по формированию и сохранению библиотечного фонда, организацию справочно-поисковой деятельности, справочно-библиографическое, информационное и библиотечное обслуживание пользователей, предоставление культурно-досуговых услуг, аналитическую и методическую работу, направленную на повышение эффективности функционирования библиотечно-информационного учреждения.

Пройдя дистанционное* обучение на библиотекаря, вы будете знать основные виды деятельности в библиотечном деле и сможете устроиться на работу в государственные, муниципальные, публичные или специализированные, учебные или научные библиотеки.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Вы узнаете и научитесь

В процессе обучения будущим библиотекарям предстоит изучить следующие теоретико-практические вопросы:

  • Базовые нормативно-правовые документы, которые определяют процесс формирования библиотечных фондов и регулируют деятельность библиотек.
  • Методы и подходы реализации воспитательных, обучающих и развивающих функций библиотек.
  • Теоретические основы психологии чтения.
  • Основы литературоведения.
  • Библиотечное дело: понятийный аппарат, история, методология, технология.
  • Библиотека как система. Организация библиотечного дела.
  • Тенденции организации современного библиотечно-информационного пространства.
  • Роль библиотекаря в формировании культурной среды в библиотеке.
  • Этические нормы библиотечной работы.

Цели и задачи курса

Программа реализуется с целью обучения на курсах библиотекарей с высоким уровнем компетенций для работы в информационно-библиотечной сфере. Вы рассмотрите вопросы литературоведения, технологии менеджерской, маркетинговой работы, изучите организацию работы, нормативно-правовую базу и современные технологии функционирования библиотечного комплекса.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Каковы современные тенденции в области оказания информационно-библиотечных услуг?
  • Какие нормативные акты устанавливают стандарты и регламентируют деятельность в информационно-библиотечном деле?
  • Какими литературоведческими знаниями должен владеть библиотекарь?
  • Почему в общении с людьми библиотекарю необходимо быть педагогом и психологом?
  • Как в библиотечном учреждении ведется библиографическая работа?
  • Какими навыками менеджера и маркетолога должен владеть библиотекарь?
  • Каковы формы организации социокультурной деятельности библиотекаря?

Результаты и перспективы:

  • Вы умеете осуществлять деятельность библиотекаря, компетентны в вопросах культурного обслуживания посетителей.
  • Вы способны работать с посетителями в читальном зале и на абонементе, осуществлять выкладку и выдачу книг, их библиографическое описание, создание каталогов, комплектовать фонд, вносить новые поступления в каталоги и базы данных, организовывать мероприятия по пропаганде книги и чтения.
  • Закончив дистанционный курс обучения на библиотекаря, вы можете трудоустроиться в информационно-библиотечные учреждения. Труд библиотекаря ценен для вовлечения граждан в самообразование и самовоспитание, он способствует культурному росту посетителей библиотек.

Как зарабатывают в различных учреждениях

Библиотеки бывают разными: одни находятся под государственным контролем, другие открывают частные лица. Одни учреждения имеют в фонде более 2,6 млн. единиц книг, другие, расположенные в школах и ВУЗах, обладают фондом меньшего размера.

Разумеется, у человека, ищущего работу в библиотечном учреждении, возникает вопрос: «Сколько получает педагог-библиотекарь в школе и в централизованной библиотеке?»

Сразу стоит отметить, что зарплата сотрудника, работающего в школьной библиотеке, заметно отличается от заработка сотрудников аналогичных государственных учреждений в меньшую сторону.

Все дело в том, что централизованные библиотеки, а, значит, и их сотрудники, имеют возможности получать дополнительный доход с помощью:

  • введения платных полиграфических услуг;
  • проведения на базе имеющихся площадей обучающих семинаров;
  • продажи абонементов и т.д.

В свою очередь работники школьных библиотек ограничены в возможностях, поскольку обслуживают только несовершеннолетних учеников.

При этом библиотекари относятся к категории госслужащих, то есть их заработок должен ежегодно индексироваться. Но поскольку в стране наблюдается довольно непростая экономическая ситуация, подобное повышение зачастую остается только обещанием.

Именно поэтому все школьные библиотекари, имеющие педагогическое образование, были переведены на должность «педагог-библиотекарь в школе». И теперь, благодаря дополнительным повышенным ставкам, они имеют возможность зарабатывать чуть больше.

Однако уровень зарплаты даже таких библиотекарей в среднем не превышает показателя в 14.938 рублей.

При этом самые высокие заработные платы в данной сфере деятельности получают библиотекари Краснодарского края, самые низкие – проживающие в республике Калмыкия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector