Фармаколог

Чем занимается фармаколог

Это медицинская профессия в сфере клинической фармакологии. Соответствующая образовательная программа доступна выпускникам лечебного или педиатрического факультета мед вуза. Стать клиническим фармакологом может только врач, прошедший ординатуру в течение двух лет. Необходимо хорошо знать строение и особенности работы человеческого организма, клиническую биохимию, классы медикаментов, методы терапии и профилактики заболеваний. Устроиться на эту должность без врачебной подготовки невозможно.

Клинические фармакологи трудоустраиваются в поликлиниках, клиниках, частных медицинских центрах и других организациях здравоохранения. Их функции включают контроль нежелательных реакций, учет применяемых в клинике лекарств и консультацию лечащих врачей по вопросам медикаментозной терапии. Нужно разбираться в заболеваниях и методах их лечения для контроля эффективности и безопасности назначения препаратов. Без представителей этой профессии не может обойтись ни одна клиника.

В целях терапии используют десятки тысяч медикаментов, отличающихся активными компонентами, профилем безопасности, эффективностью и механизмом действия. Врачи не могут держать в голове всю эту информацию, поэтому лечебные заведения дополнительно нанимают фармакологов. Важная функция таких специалистов — подбор более дешевых коммерческих наименований, содержащих искомое действующее вещество. Это необходимо для удешевления лечения и удовлетворения требований страховых компаний.

Био фармаколог профессия. Биофармакология

Биофармакология — раздел фармакологии , который изучает физиологические эффекты, производимые веществами биологического и биотехнологического происхождения.

Существовало три причины для выделения такой группы соединений в специальный раздел фармакологии:

  • Ошибочно смешивать понятие биофармакологии с близким по звучанию традиционным разделом академической фармакологии — биофармацией . Последняя является областью исследования, более родственной фармакокинетике , и не имеет непосредственного отношения к лекарственным средствам биологического и биотехнологического происхождения.

Крупной вехой в истории биофармакологии стоит 1923 г., когда сотрудники университета Торонто ( Канада ), такие как Фредерик Бантинг (Frederick Banting) и Дж. Дж. Р. Маклеод (J. J. R. Macleod) получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за практическое получение инсулина . Важным этапом дальнейшего развития биофармакологических знаний явились успехи в промышленном получении пенициллина . Непосредственное влияние на возникновение этой науки оказали:

Фактически, биофармакология — это плод конвергенции двух традиционных наук — биотехнологии , а именно, той её ветви, которую именуют «красной», медицинской биотехнологией, и фармакологии , ранее интересовавшейся лишь низкомолекулярными химическими веществами, в результате взаимного интереса.

Объектом биофармакологических исследований является изучение биофармацевтических препаратов , планирование их получения, организация производства. Биофармакологические лечебные средства и средства для профилактики заболеваний получают с использованием живых биологических систем, тканей организмов и их производных, с использованием средств биотехнологии , то есть лекарственные вещества биологического и биотехнологического происхождения.

Известные в настоящее время биофармакологические вещества являются исходными для получения биофармацевтических препаратов — лекарственных средств в составе семи из четырнадцати разделов Анатомо-терапевтическо-химической классификации , в том числе для лечения гематологических, эндокринных, онкологических заболеваний, заболеваний мочеполовой, костно-мышечной систем, и противомикробных препаратов. Среди них факторы крови, тромболитические агенты, гормоны, гемопоэтические факторы роста, интерфероны , интерлейкины , вакцины, моноклональные антитела , факторы некроза опухоли, терапевтические ферменты .

Краткое описание

Фармакология является медико-биологической наукой, которая изучает виды лекарств и компоненты, воздействие разных составов на организм человека. Главная задача фармаколога – создание и усовершенствование лекарственных средств, забота о здоровье пациентов, которые должны получить качественный препарат по адекватной цене, помогающий улучшить состояние.

Не стоит путать этого специалиста с провизором и фармацевтом, ведь они получают высшее и среднее медицинское образование соответственно, работая в сфере реализации и производства препаратов, не имея права заниматься врачебной деятельностью. Фармакологи работают и с препаратами, и с пациентами, выделяют несколько отраслей этой науки:

  • клиническая и нейрофармакология, первая изучает воздействие препаратов на организм больного человека, вторая – на нервную систему;
  • токсикология, необходимая для изучения ядов;
  • психофармакология, позволяющая изучать реакцию организма на лекарства у людей, страдающих от психических расстройств;
  • сердечно-сосудистая фармакология;
  • фармакогнозия, предназначенная для изучения лекарственных компонентов растительного происхождения;
  • фармакоэпидемиология, которая появилась не так давно, позволяет изучать воздействие лекарств на большие группы людей;
  • теоретическая и нанофармакология, являющиеся молодыми направлениями;
  • фармакогнозия, фармакогеномика, биофармакология.

В последнее время эта отрасль динамически развивается, что обусловлено появлением синтетических компонентов, нового оборудования, повсеместного использования технологий, компьютерной техники. Профессия фармаколог подойдет для людей, которые хотят заниматься медициной, но более склонны к исследовательской работе, чем к врачебной практике. Эти специалисты преимущественно взаимодействуют не с пациентами, а с коллегами: врачи, лаборанты и другие.

Особенности профессии

Фармакологи в течение 5 лет обучаются в вузе, а потом проходят ординатуру. После окончания вуза они становятся врачами, работая в медицинском учреждении. В обязанности специалиста входит корректировка медикаментозной терапии, выбор лекарственных препаратов в сложных случаях (аллергия или побочные реакции на компоненты медикаментов у пациента, поиск аналогов). Рассмотрим другую работу, которую ежедневно выполняет фармаколог:

  • участие в научной деятельности, фиксирование хода исследований и результатов;
  • осуществление контроля фармакотерапии в отделениях медицинского учреждения;
  • ведение пациентов, у которых выявлены аллергические реакции, непереносимость, сложные побочные реакции в результате проводимого лечения;
  • разработка рекомендаций по совместимости, дозировкам, побочным эффектам лекарственных препаратов;
  • составление инструкций к препаратам, проведение дополнительных клинических исследований;
  • участие, фиксирование результатов клинической апробации различных препаратов;
  • консультирует, обеспечивает информационную поддержку для врачей и пациентов, работая с зарегистрированными лекарственными средствами;
  • работа с документами, проведение лекций, посещение конференций.

Этот специалист приступает к процессу лечения после того, как врач собрал анамнез, выполнил диагностику и постановку диагноза. Фармаколог выдает заключения, подбирает дозировки, изменяет схему лечения для пациентов, которые готовятся к операции или перенесли ее, страдают от сложных хронических заболеваний, проходят реабилитацию. Он хорошо разбирается в медицине, но еще лучше – в химии, биологии, клинический фармаколог имеет право ставить диагноз, руководить медсестрами.

История профессии

Первые лекарственные средства были природного происхождения. Гиппократ ввел в практику деление растительных лекарств на группы по принципу их действия: мочегонные, потогонные, слабительные. Парацельс дал понятие яда и дозы. Но основы фармакологии заложили лишь в начале XIX столетия.

Толчком к развитию фармакологии стали успехи на химико-физиологическом поприще. Поочередно открыли морфин (1806 год), стрихнин (1809 год), хинин (1830 год). Чуть позднее в практику ввели синтетические препараты: эфир (1846 год) и хлороформ (1847 год). Экспериментальная физиология стала базой для изучения влияния лекарств на организм.

Вторая половина столетия – время открытия новых синтетических препаратов: дезинфицирующих, анестезирующих, снимающих жар. Наш соотечественник А. Нелюбин применил для местной анестезии кокаин.

Новый этап развития фармакологии связан с именем И. Павлова и фармакологией условных рефлексов, предшественницей психофармакологии. Повсеместно открываются кафедры изучения лекарственных препаратов, на одной из которых В

Закусов обращает внимание на влияние медикаментов на передачу нервных импульсов через синапс и на фармакологию коронарного кровотока. Это стало научной основой для создания психотропных препаратов и антиаритмических средств, миорелаксантов и ганглиоблокаторов. В середине столетия появляется инсулин, пероральные гормоны, медиаторы, пенициллины, транквилизаторы, нейролептики

В середине столетия появляется инсулин, пероральные гормоны, медиаторы, пенициллины, транквилизаторы, нейролептики.

Сегодня фармакология развивается по пути генетической, клеточной и молекулярной составляющей, хронофармакологии, безопасной для человека.

Специалист не лечит пациентов, но вместе с лечащим врачом назначает лекарства.

Проблемы специалистов-фармакологов

Но в какой-то момент стало понятно, что люди в специальность идти отказываются, а те, кто пришел, начинают быстро осознавать свою ошибку и возвращаются к первоначальной специализации. С того времени и до сего дня, специальность «клиническая фармакология» стала восприниматься карьерным тупиком. Что, согласитесь, очень странно, учитывая объем знаний, который вложен в голову такого специалиста.

Почему это произошло? Потому что администраторы не знали что с таким специалистом, как врач – клинический фармаколог, делать. Этот врач ходил за вами, просил себе для работы кабинет, компьютер, литературу, Интернет и увеличение оплаты труда за то, что он в прямом смысле тащит на себе работу нескольких ставок, т.е. с точки зрения многих, – «особых условий». Открою вам секрет – это не особые условия, это рабочая необходимость.

К тому же, врачей – клинических фармакологов путали и до сих пор продолжают путать с фармацевтами, не понимая, что врач – он с лечебного факультета, а отправлять его «порошки смешивать» — это совсем не понимать сути его работы. В результате доктор, в лучшем случае, оказывался в какой-нибудь ординаторской или на приставном стульчике в аптеке, а чаще – вообще на лавочке в общем коридоре, и смотрели на него как на «неведому зверушку», и хорошо, если только смотрели…

Нередки были и остаются ситуации, когда сотрудники больничных аптек начинают считать такого доктора «ошибкой эволюции» и устраивают позиционные бои «кто на свете всех нужнее». В итоге человек, имеющий очень хорошее образование в области лекарственной терапии, который, по сути, лучше всех в больнице знает, как лечить лекарствами (простите за тавтологию), оказывается в совершенно непонятном статусе и без каких-либо средств производства.

Да, компьютер – это наше средство производства, с помощью которого проводится анализ, ищется новая информация, где стоят базы данных (как правило, купленные за свой счет) и т.д. Из личного опыта – у меня за почти 9 лет практики не было ни одного компьютера, предоставленного ЛПУ, как ни дико это звучит. Раньше просто не давали, а с некоторых пор мне и не надо – все свое ношу с собой.

Обязанности же на клинических фармакологов возлагались какие угодно, только не те, что были в приказах. За очень редким исключением, клинический фармаколог превращался в человека, перекладывающего бумажки, завязшего в заявке по ДЛО и еще кучей не свойственных ему функций, очень далеких от настоящей клинической работы.

Кроме того, любое повышение квалификации – исключительно за свой счет, который, как вы уже поняли, очень маленький, если не поддерживает семья. Но и семьи в один прекрасный момент от этого отказываются, ибо доктор становится слишком похож на наркомана – потребляет и тащит все больше и больше, а назад не возвращается ничего, кроме вымотанного существа с бессмысленным взглядом.

И такое положение вещей у очень и очень многих, что неминуемо привело к оттоку специалистов из лечебных учреждений и породило кадровый голод.

К 2011 году всем клиническим фармакологам нашей страны был сделан «подарок» в виде Приказа Минздравсоцразвития России № 1022 от 22.11.2010 г. «Порядок оказания помощи населению по специальности «клиническая фармакология», который, по признаниям многих экспертов, поставил большой и жирный крест на нашей специальности.

Но не будем больше о грустном… Мы же собрались поговорить о том, как попытаться эффективно решить проблему лекарственного обеспечения.

Где можно получить профессию фармаколога?

В профессию приходят только с высшим образованием, выбрав одно из профильных направлений в медицинском университете или фармацевтической академии. В качестве базовой подготовки будущему специалисту нужно иметь отличные знания по биологии и химии, желательно получить углубленную подготовку для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов – конкурс в высшие медицинские образовательные учреждения традиционно высок, а требования к абитуриентам бескомпромиссны.

Лучшими ВУЗами в России для получения специальности считаются:

  • РУДН;
  • Государственный педиатрический медицинский университет, г. Санкт-Петербург;
  • Ростовский государственный медицинский университет;
  • Санкт-Петербургский медицинский госуниверситет им. И.П. Павлова;
  • Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия;
  • Пятигорская государственная фармацевтическая академия;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет;
  • Белгородский государственный НИУ;
  • МГУ (факультет фундаментальной медицины);
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

После окончания ВУЗа фармакологи продолжают обучение в ординатуре, на протяжении 2 лет, в одном из перечисленных заведений, а в течение всей профессиональной деятельности повышают квалификацию: через 2 года, затем через 5 и 7 лет. После прохождения профильных курсов им присваивается соответствующая квалификация. Среди лучших заведений для повышения квалификации можно выделить Медицинский университет инноваций и развития.

Источники изображений: simptomyinfo.ru, mos.ru, foodandhealth.ru, old.sk.ru

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 210 000,00 ₽

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Екатеринбург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 191 800,00 ₽

Сибирский государственный медицинский университет

Томск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 186 740,00 ₽

Ярославская государственная медицинская академия Минздрава России

Ярославль

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 620,00 ₽

Владивостокский государственный медицинский университет

Владивосток

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 000,00 ₽

Воронежский государственный университет

Воронеж

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 155 640,00 ₽

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 148 600,00 ₽

Марийский государственный университет

Йошкар-Ола

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 147 700,00 ₽

Смоленская государственная медицинская академия Минздрава России

Смоленск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 135 000,00 ₽

Псковский государственный университет

Псков

Преимущества профессии фармаколог

При наличии перечисленных личностных качеств и серьезного, взвешенного подхода к выбору профессии, фармакологу обеспечен стремительный карьерный рост. Учитывая бурное развитие нанотехнологий в области медицины, молекулярной химии и биологии, перспективы развития фармакологии очень высоки

К тому же, важность профессии не снижается на протяжении тысячелетий, и даже в век современный технологий человечество нуждается в развитии фармакологии, создании современных препаратов

Фармаколог работает, в основном, при лабораториях или на кафедре НИИ, научного центра: он мало контактирует с пациентами, и поэтому риск заражения для него ниже, чем для врача, а также снижены психоэмоциональные нагрузки, которые неизбежны при контакте с больными людьми.

При желании, фармаколог всегда имеет возможность сменить направление в работе: целиком погрузиться в научную работу или больше приблизиться к практической медицине. Он легко найдет применение своим знаниям в фармацевтической промышленности.

Клинический врач это. Значение слова &laquoклиницист»

КЛИНИЦИ́СТ , -а, м. Врач, работающий в клинике и занимающийся не только врачебной практикой, но и научными исследованиями.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999; (электронная версия):

КЛИНИЦИ’СТ , а, м. (мед.). Врач, работающий в клинике, занимающийся не только врачебной практикой, но и научными наблюдениями и исследованиями. Выдающийся к.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Предложения со словом «клиницист»

  • Комиссия также рекомендовала продлить существующий мораторий на использование федерального финансирования любых попыток создания детей с помощью клонирования и обратиться ко всем фирмам, клиницистам , исследователям и профессиональным обществам, работающим в частных и не финансируемых из федерального бюджета секторах, с призывом присоединиться к федеральному мораторию.
  • Очень многие из врачей — клиницистов и ищущих практиков — обращаются теперь к традиционным методам лечения: фитотерапия, рефлексотерапия.
  • Клиницисты дают три прогноза: благоприятный, средний и неблагоприятный.

Понятия, связанные со словом «клиницист»

Психопатоло́гия (греч. ψυχή — душа, греч. πάθος — болезнь и греч. λογος — ученье) — раздел психиатрии и клинической психологии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины и психологии . Основные методы — клиническое наблюдение и беседа.

Психиа́тр (др.-греч. ψυχή — душа; ἰατρός — врач) — специалист с высшим образованием в области психиатрии, области медицины, изучающей психические расстройства. В отличие от психологов, не всегда являющихся врачами, психиатры занимаются оценкой симптомов пациентов для определения их следствия из психофизической и физической болезней.

Невро́лог (до 1980-х гг. — невропато́лог) — врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший специализацию по неврологии. Невролог занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой. Это заболевания центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Например: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Многие из этих заболеваний…

Фтизиатри́я (от греч. фθίσις — чахотка + ἰᾱτρεία — лечение) или фтизиоло́гия — раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, закономерности распространения и механизмы развития туберкулёза, вызываемые им патологические процессы в организме человека и методы его профилактики, диагностики, лечения, реабилитации больных туберкулёзом. Врач, получивший постдипломное образование в этой области, называется фтизиатром.

О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»

(в ред. Приказа Минздрава РФ )

Вопросы рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок являются весьма актуальными для практического здравоохранения России.

Полипрагмазия, назначение плохо взаимодействующих лекарств, недостаточная информация врачей о более эффективных средствах, слабый внутриведомственный контроль, отсутствие связующего звена между лечащим врачом и провизором значительно снижают эффективность фармакотерапии.

Опыт зарубежных стран и отдельных лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации продемонстрировал целесообразность введения новой врачебной специальности и должности — «врач — клинический фармаколог». Введение в практическом здравоохранении специалистов, занимающихся клинической фармакологией, позволило улучшить проведение индивидуальной фармакотерапии, способствовало профилактике, своевременному выявлению и лечению побочных действий лекарств, обеспечило более целесообразное составление заявок на лекарственные препараты и осуществление контроля за правильностью их использования.

В связи с вышеизложенным приказываю:

1. Начальнику Управления кадров Торопцеву А.И. внести дополнение номенклатуры врачебных специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, директорам научно-исследовательских институтов и центров, главным врачам лечебно-профилактических учреждений федерального подчинения, ректорам медицинских ВУЗов и институтов усовершенствования врачей:

2.1. Разрешить введение должностей врачей — клинических фармакологов, руководствуясь утвержденными документами (Приложения 2, 3);

2.2. Рекомендовать установление штатной численности врачей — клинических фармакологов из расчета 1 должность на 150 коек в стационаре и 1 должность на 500 посещений в смену в поликлинике.

3. Управлению учебных учреждений:

3.1. Совместно с кафедрами клинической фармакологии в срок до 01.09.97 разработать унифицированную программу последипломной подготовки врачей — клинических фармакологов;

3.2. Совместно с центральной аттестационной комиссией в срок до 01.02.98 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей — клинических фармакологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением «Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации».

4. Управлению организации медицинской помощи населению:

4.1. В срок до 01.07.97 разработать Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности «клиническая фармакология»;

4.2. Оказать органам управления и лечебно-профилактическим учреждениям организационно-методическую помощь по внедрению в практику специальности и должности «врач — клинический фармаколог»;

4.3. Обобщить опыт работы врачей — клинических фармакологов в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации и к 01.01.99 внести предложения по ее совершенствованию.

5. Отделу медицинской статистики и информатики внести необходимые дополнения в формы отчетов учреждений здравоохранения, в связи с внедрением специальности «клиническая фармакология».

6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Стародубова В.И.

Министр здравоохранения Российской Федерации Т.Б.ДМИТРИЕВА

Приложение 1 к Приказу Минздрава России от 5 мая 1997 г. N 131

Советы врача-фармаколога: как лечиться, чтобы не навредить здоровью

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Главное правило, на котором обычно акцентируют внимание медики – не стоит заниматься самолечением. Когда человек, приходя в аптеку, пытается получить консультацию от фармацевта, чем лечить больное горло, сыпь или лихорадку, он просто усложняет работу того доктора, к которому в результате всё равно попадёт

И ещё хуже, когда фармацевты или провизоры дают такие консультации – эти специалисты не несут никакой ответственности за здоровье того, кто к ним обращается, и не могут рекомендовать никакого лечения заболевшему. Впрочем, когда подобная ситуация происходит в кабинете фармаколога, она также может иметь непредсказуемые последствия.

Когда диагноз определён и направление на лечение уже на руках пациента, самостоятельная корректировка схемы дозирования и приёма медикаментов тоже нежелательно – именно для этих целей следует обращаться к фармакологу.

Доктор-фармаколог – медик с соответствующим высшим образованием, который изучает и общие медицинские дисциплины (например, фтизиатрию, патологическую анатомию, патологическую физиологию, биохимию), и специальные фармакологические науки (побочные действия лекарственных препаратов, фармакоэкономику, методы оценки действенности лекарств, общие вопросы клинической фармакологии, и прочие).

К перечню основных полномочий фармаколога относится аналитическая работа с назначением специфических препаратов с узким терапевтическим эффектом, консультирование пациентов по вопросам проведения лекарственной терапии, в том числе тех, у кого заподозрены осложнения фармакотерапии, а также помощь остальным специалистам-медикам в определении схемы медикаментозного лечения в сложных случаях. Например, случается так, что у пациента диагностировано несколько заболеваний различных органов и систем, по каждому из которых соответствующий врач определил перечень препаратов для лечения. Имея на руках два и более списка лекарств, относящихся к разным группам лекарственных средств, человеку необходимо понимать, можно ли их сочетать друг с другом, есть ли какие-либо особенности их совместного применения. В этом случае, во-первых, следует уточнить вопросы сочетаемости у самих лечащих специалистов, во-вторых, посетить фармаколога и получить соответствующую консультацию.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector