Свободные искусства и науки
Содержание:
Поступление
В целом поступление на программы Liberal Arts проходит так же, как и в обычный бакалавриат: по результатам ЕГЭ или (и) внутренних экзаменов вуза, но есть особенность, которая облегчает жизнь абитуриентам. Либеральное образование предполагает свободу выбора не только учебных модулей и курсов, но и вступительных экзаменов. Такая гибкость объясняется тем, что на первом курсе всех направлений многопрофильного бакалавриата общая программа.
Формально абитуриент поступает на определенное направление. Но первый курс всегда отводится на то, чтобы студент определился с выбором специализации. Если он хочет ее изменить, для этого не будет никаких препятствий. В модели образования Liberal Arts можно подать документы на экономику, а выпуститься с дипломом музыканта или кинокритика.
Вступительные экзамены на факультеты и программы свободных искусств и наук
Университет |
Вступительные экзамены в многопрофильный бакалавриат Liberal Arts and Science |
РАНХиГС (ИОН) |
Независимо от выбранного направления, поступить можно по любому из наборов ЕГЭ – русский язык обязательно + еще два предмета:
После первого курса можно сменить направление, на которое поступал абитуриент, ЕГЭ при этом никак не учитываются |
СПбГУ |
На все направления ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, истории |
САФУ |
|
ТюмГУ |
На каждое из 7 основных направлений свои вступительные экзамены, но после второго курса можно сменить направление и получить диплом по новому профилю, совершенно отличному от изначального. Русский язык везде обязателен.
|
Сотрудничество
Институт когнитивных исследований сотрудничает с научными и образовательными центрами России: с Институтом физиологии имени И. П. Павлова (проект «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов»), Институтом мозга человека РАН (проект «Изучение мозгового обеспечения когнитивной деятельности человека: фМРТ-ЭЭГ исследование функциональной организации мозговых систем, вовлекаемых в обеспечение порождения и восприятия элементов речи»), Нижегородским государственным университетом имени Н. И. Лобачевского (проект «Динамика функционального состояния человека при реализации синхронного перевода»), Российской академией образования (участие в разработке и реализации программ на базе образовательного центра «Сириус»). С «Сириусом» институт связывают все более тесные отношения: руководитель института Татьяна Черниговская и ее сотрудники регулярно читают лекции и проводят семинары; летом 2017 года открылась научная смена по направлению «Когнитивные исследования» для школьников старших классов, планируется создание филиала института на базе учебного центра «Сириус».
В разные годы сотрудники института принимали участие в международных проектах совместно с Мерилендским универститетом (США), Университетом Штата Нью-Йорк (США), Университетом Помпеу Фабра (Испания), Лондонским университетом (Великобритания), Утрехтским университетом (Голландия), Университетом Тромсе (Норвегия), Университетом Осло (Норвегия), Центром исследований перевода и переводческих технологий Копенгагенской школы бизнеса (Дания), лабораторией Eyelab (Германия) и т. д.
При институте действует Петербургский семинар по когнитивным исследованиям, который возобновил работу в декабре 2011 года. Его цель — взаимообогащение знаниями представителей наук, исследующих познание и его эволюцию, интеллект, мышление, восприятие, сознание, представление и приобретение знаний, язык как средство познания и коммуникации, мозговые механизмы познания и сложные формы поведения. В рамках семинара состоялось более 80 выступлений ведущих мировых ученых в области психологии, нейробиологии, языкознания, а также философии, литературоведения, искусствоведения и других наук.
Учебный отдел по направлению искусства
В соответствии с Правилами обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденными приказом от 29.01.2016 №470/1:
«1.10. Обучающиеся получают информацию об образовательном процессе, а также вступают в официальную переписку с должностными лицами Университета посредством корпоративной электронной почты. Обучающийся самостоятельно и добросовестно проверяет свою корпоративную почту. Обучающийся считается проинформированным о наступлении какого-либо события или необходимости совершения какого-либо действия через три рабочих дня со дня отправки на его официальный корпоративный адрес электронной почты соответствующего письма.»
Для получения справки о статусе обучающегося СПбГУ и/или выписки из учебной карточки, заявку необходимо направить на адрес корпоративной почты:
-
бакалавриат: anna.vasilieva@spbu.ru Васильева Анна Александровна
-
специалитет: e.utlinskaya@spbu.ru Утлинская Евгения Александровна
-
магистратура: a.isaeva@spbu.ru Исаева Анна Александровна
Выдача подготовленных справок о статусе обучающегося СПбГУ и/или выписок из учебной карточки осуществляется по адресу: 10-я линия, д.49, каб.006 по графику
По вопросам, связанным с учебным процессом, обучающиеся могут обращаться к следующим специалистам Учебного отдела по направлению искусства только по корпоративной почте:
-
бакалавриат: anna.vasilieva@spbu.ru Васильева Анна Александровна
-
специалитет: e.utlinskaya@spbu.ru Утлинская Евгения Александровна
-
магистратура: a.isaeva@spbu.ru Исаева Анна Александровна
телефон Учебного отдела по направлению искусства: 323-07-18
Для получения консультаций, связанных с учебным процессом, обучающиеся могут обращаться к следующим должностным лицам:
Ф.И.О. |
Контакты |
понедельник |
среда |
четверг |
пятница |
Никифорова Наталья Николаевна, заместитель начальника Учебного управления по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология |
Университетская набережная, д. 11, ауд. 7 |
14.00-16.00 |
11.00-13.00 |
16.00-17.45 |
11.00-13.00 |
Гехт Елена Эдмундовна, начальник Учебного отдела по направлению искусства |
10-я линия, 49, каб.006 тел. 323-07-18 |
11.00-13.00 |
11.00-13.00 |
16.00-17.45 |
11.00-13.00 |
Вложение | Размер |
---|---|
grafik_vydachi_dokumentov.docx | 18.36 КБ |
zayavlenie_vypiska_transkript.doc | 32 КБ |
zayavlenie_statusnaya_spravka.doc | 34.5 КБ |
Особенности учебы
Краеугольный камень программ Liberal Arts – индивидуальность обучения. Она достигается главным образом за счет того, что, поступая на один из профилей – основной, обычно его называют major, студент может параллельно окончить еще и другой – дополнительный minor. Поэтому бакалавриат и называется многопрофильным.
Major′ы (майджоры) и minor′ы (майноры) состоят из основных (обязательных для специализации) и вариативных курсов. Их студент может компоновать по своему желанию. На выходе получается составленная самим бакалавром личная программа обучения.
Может показаться, что такая учеба поверхностна и не дает глубокой профессиональной подготовки, но это не так. Для каждого профиля есть определенный минимум соответствующих ФГОС модулей и курсов, которые обязательно надо освоить, чтобы сдать экзамены и получить диплом.
У программ многопрофильного бакалавриата Liberal Arts есть государственная аккредитация, поэтому военнообязанные студенты дневных отделений бюджетной и договорной формы обучения получают отсрочку от призыва в армию.
В целом же модель Liberal Arts предполагает:
академическую мобильность и студентов, и преподавателей (обычно много обменов с партнерскими вузами и стажировок);
междисциплинарный учебный план с основной и дополнительной специализацией;
свободу студента формировать индивидуальную образовательную траекторию, после первого курса выбирая основную предметную специализацию и дополнительные курсы;
развитие не только профессиональных, но общекультурных компетенций;
особое внимание приобретению soft skills;
камерность учебной обстановки – небольшие аудитории, маленькие группы студентов;
интерактивность – занятия в форме диалогов с преподавателями и обратную связь от них, взаимопроверки (рецензирование) творческих работ;
большие объемы самостоятельной работы – чтения, выполнения разного рода творческих заданий, исследований, написания эссе-рефлексий;
поддержку академических инициатив студентов.
Словом, в многопрофильном бакалавриате по принципу «свободные искусства и науки» учат профессиям будущего, которые находятся на стыке, на первый взгляд, несовместимых направлений, и готовят специалистов, умеющих быстро осваивать новое.
Учебный центр
Институт также функционирует как учебный центр для студентов бакалавриата и магистратуры — здесь выполняются курсовые и дипломные работы, магистерские и кандидатские диссертации. Во время обучения каждый студент проходит научную практику и реализует собственное экспериментальное исследование, используя оборудование и ресурсы института. Для студентов-выпускников, которые хотели бы продолжить научную карьеру в стенах Университета, предусмотрены ставки инженеров-исследователей, чтобы они могли полноценно участвовать в проектах.
Для поддержки магистерской программы «Когнитивные исследования» создан Совет, который способствует повышению ее качества и развитию исследований в данной области. Руководит Советом доктор медицинских наук, научный руководитель научного отдела физиологии сенсорных систем Института физиологии РАН имени И. П. Павлова Юрий Шелепин, который в 2021 году удостоен премии РАН в области физиологии нервной системы за изучение зрения человека.
Вузы с многопрофильным бакалавриатом
Первопроходцем в области образования по модели Liberal Arts стал СПбГУ. В 1999 году старейший в стране университет первым в России начал обучение в многопрофильном бакалавриате по программам, разработанным совместно с американским Бард-колледжем (Bard College, Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, США) – престижным частный гуманитарным университетом. В 2011 году СПбГУ выделил экспериментальное направление в факультет свободных искусств и науки (Смольный институт). С этого времени его декан – Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты и бывший министр финансов.
С 2009 года программы многопрофильного бакалавриата преподают в ИОН (Институте общественных наук) РАНХиГС, московский кампус. В этом направлении Президентская академия сотрудничает с Московской высшей школой социальных и экономических наук (Шанинкой, это авторитетный на международном рынке высшего образования частный вуз).
В 2015 году САФУ им. Ломоносова (Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск) в качестве эксперимента объединил в формате Liberal Arts пять направлений: журналистику, культурологию, философию, социологию, религиоведение.
С 2017 года ТюмГУ (Тюменский государственный университет) открыл Школу перспективных исследований (School of Advanced Studies, SAS) специально для изучения и масштабирования возможностей бакалаврского образования в формате свободных искусств и наук. С 2019 года вуз активно переходит на преподавание по новой модели – всех первокурсников трех институтов (социально-гуманитарных наук; химии; психологии и педагогики) набрали на программы, разработанные по принципу Liberal Arts.
Первые шаги в сторону либерального обучения по модели свободных искусств делают Пермский государственный НИУ и ЮФУ (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону).
Дипломы бакалавриата «Свободные искусства и науки»
Необычная программа предполагает и нетривиальный диплом после ее окончания. Это не значит, что с документами об образовании по модели Liberal Arts не все в порядке. Скорее, наоборот: все в двойном или даже тройном порядке.
- РАНХиГС – выпускники многопрофильного бакалавриата получают дипломы Президентской академии государственного образца. В зависимости от программы они могут дополняться сертификатами об изучении факультативного профиля или дипломами вузов-партнеров (двойные или даже тройные дипломы – на программах британского трека).
- СПбГУ – независимо от предметной области для всех выпускников двойные дипломы: Санкт-Петербургского университета (квалификация «бакалавр») и Bard College (международная квалификация Bachelor of Arts).
- САФУ – государственный диплом бакалавра с указанием дополнительного профиля.
- ТюмГУ – бакалаврский диплом государственного образца по одному из семи профилей, выбранных в конце второго года учебы.
Дипломы факультета или программ Liberal Arts подтверждают подготовку широко эрудированных специалистов, готовых выполнять самый широкий круг профессиональных задач.