Цикл колба в тренингах
Содержание:
- Цикл Колба в тренинге: структура Модель
- Адаптация модели для обучения детей
- Обучение Колба цикл
- Цикл Колба как эффективный инструмент корпоративного обучения
- Теоретическое основание методики
- Стили обучения
- На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:
- Схема Колба на практике
- Почему так мало людей развивают саморефлексию?
- Саморефлексия — основа обучения и образования
- Эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида Колба
- Обучение цикл Колба
- Важный момент
Цикл Колба в тренинге: структура Модель
занятия, позволяющая эффективно обучать взрослых нашла, людей применение в сфере управления персоналом. тренингов Большинство, направленных на повышение уровня квалификации обучение или сотрудников новым навыкам, построены образом следующим:
10 % длительности учебного процесса: выявление присутствующих мотивации, аргументация ценности данного курса (курса актуализация)
Это своеобразное вступление позволяет учащихся заинтересовать, сконцентрировать их внимание на теме тренинга, а указать также пользу или необходимость излагаемого Правильно. материала проведенный первый этап во многом успех определяет обучения в целом. Мотивация может сформирована быть с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-указывающих, вызовов участникам на то, что они не обладают опытом и навыками, необходимыми в конкретных ситуациях
Это инструмент важнейший, который предлагает цикл Колба. можно Пример привести следующий: на тренинге по деловому ведению и общению переговоров тренер намеренно провоцирует ситуацию конфликтную между участниками, показывая им, насколько коммуникационные их несовершенны способности и умение анализировать невербальные собеседника сигналы. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения что, того уже изучено на занятии. Эта обучения часть позволяет присутствующим сформировать последовательную структуру логическую навыков из несистематизированной информации. 50 % учебного подача: процесса и разъяснение новой информации. Этот наиболее этап важен, так как учащиеся новые получают навыки, знания и методики, которые нужны будут им для решения задач, поставленных в тренинга начале. 10 % времени: оценка проведенной работы. тренер Здесь оценивает степень и полноту усвоенных знаний участниками. В процессе оценки преподавателю следует принципов из исходить наглядности, справедливости и объективности. Только оценивание так сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему Оценки. обучению необязательно должны ставиться тренером, может это делать каждый учащийся или тренинга. 10 % команда: выводы. Это этап, на котором получает тренер информацию от учащихся (отзывы, замечания, усовершенствованию по предложения учебного процесса). Последней задачей можно преподавателя назвать формирование у аудитории мотивации к самостоятельному дальнейшему изучению материала
Мотивация может сформирована быть с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-указывающих, вызовов участникам на то, что они не обладают опытом и навыками, необходимыми в конкретных ситуациях. Это инструмент важнейший, который предлагает цикл Колба. можно Пример привести следующий: на тренинге по деловому ведению и общению переговоров тренер намеренно провоцирует ситуацию конфликтную между участниками, показывая им, насколько коммуникационные их несовершенны способности и умение анализировать невербальные собеседника сигналы. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения что, того уже изучено на занятии. Эта обучения часть позволяет присутствующим сформировать последовательную структуру логическую навыков из несистематизированной информации. 50 % учебного подача: процесса и разъяснение новой информации. Этот наиболее этап важен, так как учащиеся новые получают навыки, знания и методики, которые нужны будут им для решения задач, поставленных в тренинга начале. 10 % времени: оценка проведенной работы. тренер Здесь оценивает степень и полноту усвоенных знаний участниками. В процессе оценки преподавателю следует принципов из исходить наглядности, справедливости и объективности. Только оценивание так сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему Оценки. обучению необязательно должны ставиться тренером, может это делать каждый учащийся или тренинга. 10 % команда: выводы. Это этап, на котором получает тренер информацию от учащихся (отзывы, замечания, усовершенствованию по предложения учебного процесса). Последней задачей можно преподавателя назвать формирование у аудитории мотивации к самостоятельному дальнейшему изучению материала.
Адаптация модели для обучения детей
Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:
Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.
Скажите, Вам приходится обучать людей? Если Вы Бизнес-тренер, то можете пропустить пару следующих предложений и перейти к другому абзацу моего повествования. Если же нет, то повторяю вопрос: — Вы обучаете других людей? Дайте угадаю, если Вы руководите работой других людей, то совершенно точно Ваш ответ будет «Да!». Я ни разу не встречал руководителей, которые время от времени не занимались бы обучением (коррекцией работы, наставничеством, правкой мозга — нужное подчеркнуть) своих сотрудников. Такой же ответ будет, если Вы напрямую работаете с клиентами, например, продаете им что-то. Дело в том, что в работе с клиентами бывает необходимо формировать у них определенные навыки или знания относительно того, что Вы продаете. Иногда, если продукт достаточно сложный (например — инвестиции или серьезное программное обеспечение), Вам действительно необходимо работать на то, чтобы человек научился этим пользоваться.
Существует несколько моделей обучения. Я не буду касаться всех, которые знаю, и сейчас расскажу об одной модели, которой я пользуюсь в своей работе, продумывая дизайн тренингов, разрабатывая активности на тренингах, а так же анализируя свою работу. Вы можете найти описание этой модели по запросу «Experiential Learning Model» . Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb) , совместно с Роджером Фраем.
Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям:
-
Непосредственный опыт
(concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт. -
Наблюдение
и
рефлексия
(observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте. -
Формирование абстрактных концепций и моделей
(forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает. -
Активное экспериментирование
(testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.
Таким образом, что мы имеем. Мы имеем достаточно удобную модель работы практически с любым человеком, которая позволяет выстраивать процесс обучения исходя из его же опыта, что, в свою очередь, позволит сделать это обучение более приближенным к жизни человека.
В следующих заметках я расскажу о том, как можно планировать структуру тренинга, исходя из «цикла Колба», а так же о том, как еще Вы можете использовать «Цикл Колба» в продажах.
Обучение Колба цикл
Данная модель подходит любому спросите. Вы человеку, почему «цикл Колба обучение» взрослым? адресует Очень просто, у обучающего уже Опыт:
- имеется из жизни, который поможет при Желание
- обучении учиться, чтобы достичь желаемой Осознанное
- цели обучение
Значит, от такого обучения ждать можно максимальной результативности.
Цикл обучения рассчитан Колба на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В модели идеи обучения заложен принцип перемещения по проходя, кругу все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания какой через- то этап.
- Жизненный опыт;
- Рефлексия и наблюдение постоянное;
- Концепция абстрактная;
- Выводы эксперимента.
обучения Тренинг построен по принципу «вложенности» для группы конкретной участников. Вначале выявляются их проблемы, изучение затем предоставленного материала внутри блока, дополнительные как вложения цикла Колба.
Рассмотрим Колба модель подробно:
1. Жизненный опыт. Имея опыт определенный, человек стремиться улучшить способности. знает, он, Возможно, к какому результату он приходит. Первый тренинга этап – мотивация, используются кейсы на выявления участников проблем: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их или навыков опыта. Тратится 10% учебного времени на: внимания концентрацию на новой теме, освещение необходимости и данного от пользы материала. Этап эффективно влияет на этого усвоение материала.
Пример: На тренинге «по продажам» определенных после упражнений тренер может указать на определенного отсутствие навыка обучаемого.
2. Рефлексия и постоянное Готовит. наблюдение слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся опыта и знаний, формируя его логическую структуру методов и навыков. Второй этап тренинга занимает 20% процесса учебного.
3. Концепция абстрактная. Основной этап — на 50% рассчитано времени обучение: получение новых методик, навыков, знаний, необходимых для выполнения задач. генерируется Идеи, взаимосвязи выстраиваются между новой имеющимися и информацией навыками.
Очень хорошая китайская Когда: «поговорка я слышу, я могу забыть; когда я могу, я вижу запомнить; когда я делаю, я сразу Выводы!».
4. понимаю эксперимента. Последнему этапу отводится 20% времени учебного, проверка усвоения нового материала концепции созданной, модели. Оценивание полученных знаний, быть может: самостоятельное — каждый себе, тренером всей или командой обучающих. Оценка должна справедливой быть, наглядной. Присутствовать должна обратная которой, в связь отмечают положительные стороны обучения и тренеру к замечания. Он в свою очередь рекомендует продолжать изучение самостоятельное выбранной темы.
Проходя 4-е этапа круг, обучения модели Колба замыкается.
Цикл Колба обучения — разновидность обучающихся
Индивидуальное предпочтение обучения способа были выделены четыре вида английскими обучающихся исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от Колба цикла: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.
тренер Только с высокой квалификации способен выделить их реакции по разновидность участников в процессе прохождения макро и циклов- микро Колба.
Источниками эффективности обучения активный является метод и фактор, связанный с циклом разновидность – Колба обучающих, которых разделяют личностный ресурс дефицитный, объединяют их в группу тренинга.
Пример: компенсирует деятель энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает аналитика работу; экспериментатор придает практическую направленность Модель.
концептуалиста Колба учитывается в макро-дизайне и дизайне-микро при создании тренинга высокого так. А качества же квалификация тренера, способного применить разновидность и синергизм этих типов в превосходной форме.
специалист Шведский Класа Мелландера предоставил свою основываясь, версию моделью Колба:
- Мотивация — готовность и человека восприимчивость;
- Информация — собирательные факты и данные;
- обработки Процесс – преобразование информации в опыт и понимание;
- применение Дальнейшее – подходы из знаний, навыки в дело;
- связь Обратная – размышление и усовершенствование опыта.
Цикл Колба обучения — суммированный процесс имеющегося и приобретенного дальнейшим с опыта обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным Источник.
Цикл Колба как эффективный инструмент корпоративного обучения
Из всех теорий, описывающих и объясняющих процесс результативного обучения, наиболее успешной является модель Колба (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Согласно модели Колба люди обучаются с помощью одного из четырех способов:
- опыт
- рефлексия
- концептуализации
- экспериментирование
Несмотря на то, что каждый обучаемый отдаёт предпочтение одному из четырех названных способов, он не может обучаться, минуя остальные три. Прохождение этих трех способов обучения как этапов, собственно и составили цикл Колба. Главная идея модели Колба заключается в том, что обучающийся перемещается из этапов «мыслительных» в «действующие» и обратно по кругу.
Теоретическое основание методики
Д. Колб считал, что обучение как процесс является циклом или своеобразной спиралью, а ее главными составляющими назвал накопление личного опыта с дальнейшим обдумыванием и размышлением и, как результат, действием.
Этапы, которые проходит обучающийся по методике Колба человек:
- Базовый уровень: наличие у человека непосредственного, конкретного опыта в том вопросе, который он планирует изучать.
- Этап рефлексии или мыслительных наблюдений: здесь обучающийся должен обдумать и проанализировать те знания, которыми он обладает.
- Процесс возникновения абстрактной концепции или модели: этап обобщения полученной информации (опыта) и выстраивания конкретной модели. Согласно плану Колба, этот период учебного занятия или тренинга предназначен для генерирования идей, выстраивания взаимосвязей и добавления новой информации о том, как все устроено (о закономерностях в изучаемой сфере).
- Этап активных экспериментов: завершающим элементом занятия становится проверка того, насколько созданная модель или концепция применима к конкретным ситуациям. В итоге у обучающегося формируется совершенно новый опыт. В дальнейшем можно наблюдать замыкание цикла.
Стили обучения
Четыре стиля обучения Колба основаны на вышеупомянутом цикле. Почему их несколько? Всё просто: разные люди познают новое по-разному, от этого во многом и зависит эффективность процесса.
Вертикальная ось — восприятие информации (наш эмоциональный отклик, что мы думаем, чувствуем), горизонтальная — её обработка (как мы подходим к решению задач). По мнению Колба, человек не может одновременно выполнять оба действия одной оси: думать и чувствовать, например. Получается такая матрица:
Активное экспериментирование (выполнение) | Рефлексивное наблюдение (осмысление) | |
Конкретный опыт (ощущение) | Аккомодационный стиль — практик | Дивергентный стиль — мыслитель |
Абстрактная концептуализация (размышление) | Конвергентный стиль — прагматик | Ассимилирующий стиль — теоретик |
Аккомодационный стиль
Человек проверяет всё практическим, экспериментальным путём, основываясь на своём опыте. Вместо погружения в теорию, он сразу попытается решить задачу. Практик использует скорее интуитивный подход, а не логический.
Дивергентный стиль
Обучающийся много размышляет, подходит к вопросу с разных точек зрения, изучает информацию, углубляется в неё, но не спешит применять на практике. Такие люди умеют генерировать идеи, обладают обширным спектром культурных интересов и любят собирать информацию.
Зачастую мыслители наделены богатым воображением, сильны в искусстве, эмоциональны и проявляют интерес к другим людям. Они предпочитают работать в группах, открыты к новым знаниям и любят получать персональный фидбек.
Конвергентный стиль
Прагматик ценит теоретические знания
Для него особенно важно, чтобы их можно было применить на практике. Он предпочитает технические задачи и меньше озабочен межличностными отношениями. Для него не составит труда найти практическое применение сгенерированной им идее или теории
Для него не составит труда найти практическое применение сгенерированной им идее или теории.
Ассимилирующий стиль
Для теоретиков важнее логически обоснованные теории, чем их практическое применение. К ассимилирующему стилю, как правило, склонны люди, которые работают в информационной или научной сфере. Они очень хорошо разбираются в теории и глубоко копают, много читают и анализируют. Но практический подход их не интересует.
Если поймёте, к какому стилю склонны вы, сможете существенно повысить эффективность обучения. Помните, что нужно проходить весь цикл, но начинать можно с любого этапа. Стиль познания во многом определяет, какой этап будет первым: начинаете с того, что вам ближе.
Подстройте процесс обучения под свой стиль. Это принесёт намного больше пользы, чем продолжение попыток обучаться по безликому шаблону.
На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:
Данный этап называется также «проблематизация» в среде тренеров
Его цель заключается в том, что привлечь внимание обучаемых к теме, вызвать интерес, сформировать ощущение значимости данного вопроса. Также на этом этапе используются упражнения, которые могут продемонстрировать участникам недостаток знаний в данной теме и мотивировать их на приобретение новых знаний. Данный этап занимает 10% времени
Данный этап занимает 10% времени.
Закрепление (повторение) пройденного.
Данный этап подразумевает обобщение тех знаний, методов и способов, которыми уже обладают участники. Он позволяет структурировать опыт участников и подготовить их к переходу к следующему этапу.
Данный этап занимает 20% времени.
Изучение нового материала.
Это основной этап, который подразумевает получение учащимися новых знаний и умений. Участники получают ответы на те вопросы, которые были озвучены в начале обучения и научаются способам их практического разрешения. В изучении нового материала желательно также использовать упражнения и практические занятия.
Данный этап занимает 50% времени.
Оценивание.
На данном этапе происходит оценка того, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки. Она может происходить в виде практических, тестовых заданий, обсуждений, кейсов.
Данный этап занимает 10% времени.
Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия).
Заключительный этап, в ходе которого тренер спрашивает, что было полезно, эффективно, собирает пожелания и побуждает к дальнейшему самостоятельному изучению материала.
Данный этап занимает 10% времени.
Кроме того, цикл Колба лег в основу типологии участников обучения. Она отражает специфику мыслительных операций и привычные способы действия участников.
Типы участников:
Активист(Аккомодационный стиль, связка личный опыт-практика). Данный тип получает знания в первую очередь на основе своего опыт методом проб и ошибок. Они не любят теорию, предпочитая ей простые объяснения, которые они хотят сразу же испытать на практике.
Пример: такой человек, купив новый телефон, бежит домой и, не читая инструкции, сразу включает его, начинает нажимать кнопки, пробуя, какой получится результат.
Мыслитель(Дивергентный стиль, связка личный опыт-размышления). Этот тип, аналогично Активисту, также любит получать знания в простой форме, в виде непринужденного общения, однако он не спешит применять их на практике. Он старается разобраться до конца, задавая вопросы и многократно уточняя интересующие детали.
Пример: это человек не торопится с покупкой, задает много вопросов продавцу, просит все показать, разъяснить. При необходимости звонит на горячую линию и проси еще раз все рассказать.
Теоретик(Ассимилирующий стиль, связка теория-размышления). Этот человек любит разбираться в теории самостоятельно, ценить основательность и структурность. Углубляясь в теорию, он иногда даже не доходит до практики.
Пример: этот человек уже прочитал все о телефоне на сайтах и форумах, изучив все преимущества и ограничения каждой модели, и если, он все-таки сделал выбор, они приходит в магазин полностью подготовленным. Сделав покупку, сначала читает инструкцию, потом начинает использовать.
Прагматик(Конвергентный стиль, связка теория-практика). Участник данного типа любит получать теоретические знания, однако для него принципиально важна их практичность. Он изучает лишь тот объем информации, который необходим для применения на практике.
Пример: прочитал необходимых минимум в интернете, задал несколько вопросов продавцу, инструкцию читает, только если что-то непонятно.
Резюмируя, можно отметить, что цикл Колба является удобной и практичной моделью для выстраивания тренингов и интерактивных занятий. Она проста в понимании и адаптирована именно для взрослых участников, которые имеют свою специфику восприятия информации.
Схема Колба на практике
Наработки Колба позволили создать условную модель идеального урока, где материал изучается в полном соответствии с четырехэтапной схемой. Он выглядит так:
1. Мотивация и объявление новой темы — 10% времени от общей длительности урока. Задача — заинтересовать учеников новым материалом, объяснить, чем он может быть им полезен.
2. Повторение пройденного материала — 20% времени. Позволяет выстроить изученный материал в логическую схему, а не оставить его в виде несвязанных фактов.
3. Изучение нового материала — 50% времени. Основная часть урока, где ученики получают новые знания.
4. Оценивание — 10% времени. Позволяет проверить, понимают ли учащиеся тему.
5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10% времени. Здесь задача преподавателя — не только собрать отзывы об уроке, но и замотивировать на дальнейшее самостоятельное изучение темы.
Мотивация у представителей четырех стилей обучения разная.
Теоретиков интересует, в какие глубины они могут уйти, чтобы еще лучше понять тему. Практики думают, как это поможет им эффективно решать задачи в дальнейшем. Мыслители ищут спорные моменты в этой теме, мнение разных сторон, а активисты решают, куда пойти и что сделать сегодня, чтобы узнать больше.
Почему так мало людей развивают саморефлексию?
Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.
Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.
Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.
Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.
Саморефлексия — основа обучения и образования
Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.
Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».
Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития
Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.
Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.
Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
- Блок Assumptions — Предположения, ценности и убеждения (Почему мы делаем то, что мы делаем)
- Блок Goals — Цели, стратегии, техники (Как мы действуем)
- Single Loop Learning — одинарная петля обучения
- Блок Results — Результаты и выводы
- Double Loop Learning — двойная петля обучения
- Блок Defensive — Защитная реакция (что нужно преодолеть)
Эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида Колба
Группа исследователей обнаружила, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.
Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом:
1. Получение непосредственного опыта.
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта , который дает материал для рефлексивного наблюдения . Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.
Заложенные в циклической четырехступенчатой модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).
Обучение цикл Колба
Данная модель подходит любому человеку. Вы спросите, почему «цикл Колба обучение» адресует взрослым? Очень просто, у обучающего уже имеется:
- Опыт из жизни, который поможет при обучении
- Желание учиться, чтобы достичь желаемой цели
- Осознанное обучение
Значит, от такого обучения можно ждать максимальной результативности.
Цикл обучения Колба рассчитан на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В идеи модели обучения заложен принцип перемещения по кругу, проходя все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания через какой- то этап.
- Жизненный опыт;
- Рефлексия и постоянное наблюдение;
- Концепция абстрактная;
- Выводы эксперимента.
Тренинг обучения построен по принципу «вложенности» для конкретной группы участников. Вначале выявляются их проблемы, затем изучение предоставленного материала внутри блока, как дополнительные вложения цикла Колба.
Рассмотрим модель Колба подробно:
1. Жизненный опыт. Имея определенный опыт, человек стремиться улучшить способности. Возможно, он, знает, к какому результату он приходит. Первый этап тренинга – мотивация, используются кейсы на выявления проблем участников: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их навыков или опыта. Тратится 10% учебного времени на: концентрацию внимания на новой теме, освещение необходимости и пользы от данного материала. Этап эффективно влияет на усвоение этого материала.
Пример: На тренинге «по продажам» после определенных упражнений тренер может указать на отсутствие определенного навыка обучаемого.
2. Рефлексия и постоянное наблюдение. Готовит слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся знаний и опыта, формируя его логическую структуру навыков и методов. Второй этап тренинга занимает 20% учебного процесса.
3. Концепция абстрактная. Основной этап — на 50% времени рассчитано обучение: получение новых методик, знаний, навыков, необходимых для выполнения задач. Идеи генерируется, взаимосвязи выстраиваются между новой информацией и имеющимися навыками.
Очень хорошая китайская поговорка: «Когда я слышу, я могу забыть; когда я вижу, я могу запомнить; когда я делаю, я сразу понимаю!».
4. Выводы эксперимента. Последнему этапу отводится 20% учебного времени, проверка усвоения нового материала созданной концепции, модели. Оценивание полученных знаний, может быть: самостоятельное — каждый себе, тренером или всей командой обучающих. Оценка должна быть справедливой, наглядной. Присутствовать должна обратная связь, в которой отмечают положительные стороны обучения и замечания к тренеру. Он в свою очередь рекомендует продолжать самостоятельное изучение выбранной темы.
Проходя 4-е этапа обучения, круг модели Колба замыкается.
Цикл обучения Колба — разновидность обучающихся
Индивидуальное предпочтение способа обучения были выделены четыре вида обучающихся английскими исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от цикла Колба: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.
Только тренер с высокой квалификации способен выделить их разновидность по реакции участников в процессе прохождения макро и микро- циклов Колба.
Источниками эффективности обучения является активный метод и фактор, связанный с циклом Колба – разновидность обучающих, которых разделяют личностный дефицитный ресурс, объединяют их в группу тренинга.
Пример: деятель компенсирует энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает работу аналитика; экспериментатор придает практическую направленность концептуалиста.
Модель Колба учитывается в макро-дизайне и микро-дизайне при создании тренинга высокого качества. А так же квалификация тренера, способного применить синергизм и разновидность этих типов в превосходной форме.
Шведский специалист Класа Мелландера предоставил свою версию, основываясь моделью Колба:
- Мотивация — готовность и восприимчивость человека;
- Информация — собирательные факты и данные;
- Процесс обработки – преобразование информации в опыт и понимание;
- Дальнейшее применение – подходы из знаний, навыки в дело;
- Обратная связь – размышление и усовершенствование опыта.
Цикл обучения Колба — суммированный процесс имеющегося и приобретенного опыта с дальнейшим обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным действием.
Важный момент
Для выявления предпочитаемых стилей и привычек обучения участников используются различные опросники (например, тест Хони и Мамфорда). Они помогают определить, какие элементы доминируют в процессе обучения, и, соответственно, как учащийся будет реагировать на методы и усилия ведущего тренинга.
Выделив представителей всех 4-х типов и опираясь на их реакции, можно облегчить взаимопонимание в группе. Для этого обучаемые разных типов должны стать «движущей силой» друг друга на соответствующих этапах тренинга. Пускай активисты своей неуемной энергией компенсируют нерасторопность мыслителей; склонные к экспериментированию прагматики придают практическую направленность заключениям теоретиков, а те подытоживают их работу.
Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.
Источник