Производственная практика
Содержание:
- Что нужно обязательно знать об основном этапе производственной практики?
- Что такое производственная практика?
- Структура отчета по практике
- Как подготовиться к практическому занятию в вузе
- Порядок проведения
- Что делают на практике?
- Что делают во время предварительного и подготовительного этапов?
- Структура практического занятия в вузе
- Виды практических занятий в вузе
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Виды и сроки
- Стажировка как форма реализации дополнительного образования
- Цель научно-исследовательских практических мероприятий
Что нужно обязательно знать об основном этапе производственной практики?
Основной этап производственной практики.
Основной (рабочий, оперативный) этап практики – самый главный и интересный, так как, проходя его, студенты знакомятся со своей возможной будущей работой, получают и закрепляют практические навыки, начинают расти как специалисты. А еще несомненный плюс этого этапа – новые интересные знакомства и куча новых впечатлений.
Тем не менее, не стоит забывать о рабочих и формальных составляющих рабочей части практики:
- ознакомление с базой производственного обучения (особенностями ее работы, графиком, инструктажами, требования к сотрудникам и т.д.);
- составление визитки организации – второй обязательный шаг;
- непосредственно трудовая деятельность, которая должна сопровождаться записями в дневнике практики.
Что такое производственная практика?
Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.
Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.
Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.
Структура отчета по практике
Из чего состоит отчет о производственной практике?
Конечно, дневник практики довольно важен, но ещё важнее отчёт по практике. Он имеет чётко определённую структуру:
- Титульный лист, на котором пишется, во-первых, полное наименование вашего учебного заведения, во-вторых, вид работы (т.е. «Отчёт по прохождению практики в …(наименование предприятия)»). После этого нужно указать свои полные фамилию, имя и отчество, а также кто является руководителем практики от предприятия и кто будет принимать работу в учебном учреждении.
- Введение, в котором надо описать компанию, в которой проходили практику, вкратце её историю, а также должность, в которой проходили практику, свои цели и задачи практики. Также должны быть указаны литературные источники, использованные в работе.
- Теоретическая часть, в которой должен присутствовать более полный рассказ об организации, её сотрудниках, ваших обязанностях.
- Практическая часть, в которой вы пишете, какую должность занимали и какие повседневные обязанности выполняли.
- Вывод, в котором вы формулируете свои впечатления от практики, трудности, с которыми пришлось столкнуться, и полученные навыки.
- Список использованных литературных источников.
- Приложения, в которые можно включить примеры составленных вами документов.
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
- изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
- повторить правила и значимые формулы;
- решить большое количество типовых задач;
- просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
- подготовить тезисы для своего выступления;
- изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
- почитать правила и методические рекомендации;
- выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.
Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!
Порядок проведения
Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.
После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.
Всё, что остается сделать практиканту, это:
- Взять в деканате направление.
- Исправно посещать базовую компанию, при этом:
- соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
- выполнять индивидуальное задание;
- вести дневник практики;
- придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
- Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
- Написать и защитить отчет по практике.
Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.
По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.
Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.
Что делают на практике?
Что предстоит делать на производственной практике?
Существуют три вида производственной практики: ознакомительная, технологическая и преддипломная.
Во время ознакомительной практики студент фактически ничего не производит, а только ознакамливается с производственными и другими характерными для данной отрасли процессами.
В ходе производственной практики практиканту уже могут поручать изготавливать какие-то детали или участвовать в производственном процессе непосредственно по профилю предприятия.
Практика чаще всего не оплачивается, но, если на предприятии сложилась сложная кадровая ситуация, студента могут принять на полную ставку с соответствующей оплатой.
Что делают во время предварительного и подготовительного этапов?
Подготовительный этап практики.
Подготовительный и предварительный этапы (организационно-подготовительный этап) – начальные шаги в производственной практике, которые должны подготовить студента к будущей производственной работе и помочь организовать сам процесс, по крайней мере, его начальные стадии.
Подготовительный этап начинается с установочного собрания, посетив его, студент получает такие сведения о предстоящей практической деятельности:
- цели, задачи, практики;
- длительность производственной практики;
- особенности прохождения практики на разных этапах;
- требования баз практики к студентам;
- права, обязанности и ответственность будущих студентов.
Кроме того, на подготовительном этапе решаются ключевые для каждого будущего практиканта вопросы:
- кто будет руководителем практики;
- на каком предприятии или в какой организации будет проходить производственное обучение;
- индивидуальные задания в соответствии с тематикой квалификационных работ и особенностями баз практики.
Некоторые вузы выделяют предварительный этап, основные цели которого следующие:
- закрепление мест практики за отдельными студентами и подготовка проекта соответствующего приказа;
- анализ результатов предыдущего (подготовительного) этапа;
- определение мер по организации рабочего этапа практики.
Предварительный этап является вспомогательным, поэтому его с легкостью можно объединить с подготовительным, что и делает большинство учебных заведений.
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений;
- лабораторные работы;
- практические исследования и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Виды и сроки
В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.
Тип | |
---|---|
Ознакомительная | Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия. |
Технологическая | Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя. |
Преддипломная | Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома. |
Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.
Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.
Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).
Стажировка как форма реализации дополнительного образования
Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
При этом, как разъяснено в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.
В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:
-
самостоятельная работа с учебными изданиями;
-
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
-
изучение организации и технологии производства, работ;
-
непосредственное участие в планировании работы организации;
-
работа с технической, нормативной и другой документацией;
-
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
-
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.
Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.
Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.
Цель научно-исследовательских практических мероприятий
Какие задачи стоят перед научно-исследовательской практикой?
Студентам, решившим получить степень магистра, предстоит пройти также научно-исследовательскую практику. Мероприятие такого плана призвано сформировать у будущих магистров профессиональную компетентность, которая пригодится им при ведении дальнейшей научно-исследовательской работы.
Целью научно-исследовательской практики принято считать:
- закрепление и углубление полученной ранее теории;
- получение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- подготовка новоявленных магистров к педагогической деятельности.