Как я попал на стажировку в яндекс

Как повлиял коронавирус

Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.

Менторы уделяли дистанционным стажёрам особенно много внимания, чтобы им было проще адаптироваться в команде, несмотря на расстояния. Коллеги, как и в предыдущие годы, помогали погружаться в рабочие процессы — только теперь дистанционно.

Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.

Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.

Фото на обложке: Shutterstock / Nadia Snopek

Что делают стажеры в «Яндексе»

Федора Минькина взяли в отдел голосовых технологий, где он участвовал в работе над проектом «Алиса» – виртуальным голосовым помощником на основе искусственного интеллекта.

Система распознавания речи синтезирует фразу, которую произнес человек, а после выдает несколько гипотез – что он сказал. Федору нужно было выбрать из этих гипотез лучшую с помощью нейросетей и других алгоритмов машинного обучения.

На фото Федор Минькин с одногруппниками

Олеся Голуб попала в отдел качества рекламы, который разрабатывает продуктовые возможности для Директа – системы контекстной рекламы на страницах «Яндекса» и сайтов партнеров рекламной сети (РСЯ). Отдел включает в себя много разных проектов: от прогнозирования вероятности клика по рекламе и внедрения рекламных аукционов до алгоритмов автоматической генерации рекламных объявлений. На стажировке она занималась оптимизацией подготовки данных.

На фото Олеся Голуб

После стажировки ребят пригласили в штат «Яндекса». Федор работает младшим разработчиком отдела голосовых технологий, а Олеся – разработчиком в отделе качества рекламы. «Перед стажером ставятся такие же задачи, как перед штатным сотрудником. Разница лишь в ответственности. Стажером я мог делать какие-то ошибки и набивать себе шишки», – делится Федор.

Чему можно научиться?

Чтобы не расписывать гору терминов, скажу, что на стажировке я научился большинству основополагающих вещей, необходимых для работы тестировщиком. Особенно важным приобретением, помимо зачатков профессиональных скиллов, были навыки общения с командой для быстрого и качественного разрешения любых вопросов, понимание того, как устроены процессы.

Если смотреть на итог стажировки — я многому научился у моего руководителя, хотя, конечно, не сразу. Я все время осознавал ответственность, а также старался выкладываться по полной. Начинал я со знакомства с сервисом, выполняя простые рабочие задачи, затем постепенно учился выполнять более сложные. Думаю, спустя месяц-полтора я уже довольно полноценно выполнял все задачи по тестированию в моей команде.

Сложно лаконично передать море положительных эмоций, с которыми ассоциируется стажировка, и, как бы странно это ни звучало, стажировка в Яндексе для меня — это счастье.

Часть 2. Первое интервью

Интересный момент, что получилось провести интервью только через неделю, тк то у меня не получалось, то интервьюера. Мы созвонились в зуме, он представился, сказал, что возглавляет отдел аналитики Яндекс.Маркета, начал общение сразу на «ты», позднее мне рекрутер сказал, что в Яндексе так принято. Интервьюер, назовём его Сергей, рассказал как будет устроено интервью: 10 минут я должен рассказать о себе, потом ТЗ (задача на питоне) и задачи на теорвер.Я вкратце рассказал о себе, своем проекте про алгоритмы кластеризации, которым я занимаюсь в институте. Он позадавал пару стандартных вопросов из разряда: «Почему Яндекс?», «Какие качества мне стоит развивать?», «Что было моим успехом?» .Далее была ТЗ: вывести список уникальных слов, считываемых из файла. Я код написал, в целом, ему важна была идея и знания синтаксиса. Всё подводные камни я разгадал у этой задачи, но не сразу. Вот сами камни:

  1. Если файл пустой

  2. Английский и русский язык (что будет?)

  3. Отделение знаков препинания

  4. Первые слова в предложении

Сергей сказал (в конце интервью), что я с задачей справился и что были ребята, которые не до всех пунктов могли додуматься(я был польщён). Далее были задачи по теорверу:

  1. Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 10 орлов? [(1/2)^10] 

  2. Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 9 орлов? [10*(1/2)^10]

  3. В ящике есть 4 вида носков. Носков бесконечно много. Сколько нужно изьятий, чтобы получить пару?

Далее, задача на математику: «У Аркадия много жён. У него есть коллекция кактусов, которые он решил раздать всем жёнам. Первой жёне отдал 1000 кактусов и 10% от остатка. Второй жене 2000 кактусов и 10% от остатка. И так далее… Каждая жена получила поровну. Сколько жён у Аркадия?Ход решения я тоже рассказал. Чтобы не ждать, пока я посчитаю, он мне сказал, сколько всего было кактусов и я дал ответ. . Последней была задачка на проверку аналитических способностей:20 детям в детском садике задали вопрос: живут ли их родители вместе? На что 2 ребёнка ответили, что не живут. На следующий день в местной газете выходит статья с заголовком: «10% семей в нашем городе в разводе». Почему данное утверждение неверно? Всего есть 6 ключевых пунктов, до 2х последних я, к сожалению, не додумался:

  1. Дети могут быть из одной семьи

  2. Разный возраст детей, и, соответственно, разные группы, то-то более осознанный, кто-то ещё не понимает вопроса.

  3. Месторасположение садика, может выборка была только в благополучном/неблагополучном районе.

  4. У ребёнка может быть один родитель или у ребёнка может быть мачеха/отчим, отсюда неверные результаты.

  5. Дети врут.

  6. Есть семьи, где дети не ходят в садик.

После этой задачи Сергей рассказал мне как я в целом отвечал и рассказал, чем занимается отдел аналитики.У них есть 2 типа задач:

  1. Визуализация данных, представление менеджерам отчётов, в частности, работа в Tableau, то есть создание дашбордов.

  2. Прогонка данных из одного сервиса в другой

Я позадавал вопросы и Сергей сказал, что назначит через рекрутера ещё одно интервью, где мне подробнее расскажут про задачи.

После интервью создалось приятное впечатление о интервьюере и о возможных задачах и в целом от общения.

Ольга Августан, директор образовательного направления Mail.ru Group

В Mail.ru Group входит около 100 проектов и продуктов. Чтобы закрывать junior-позиции по всем направлениям и находить молодых специалистов на широкий стек технологий (от Go и С++ до Data Science), мы развиваем свою систему образовательных проектов, создавая сообщество профессиональных «джунов».

Попасть в это сообщество можно, пройдя многоступенчатый отбор и системную подготовку. Во-первых, это отбор еще на этапе поступления в университет — наши программы допобразования работают в топовых вузах. Во-вторых, это поступление на наши проекты: сегодня у Mail.ru Group есть программы на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбПУ, ВГУ и ПГУ. 

Наши очные программы бесплатные, но попасть туда непросто. Студенты проходят тестирование и техническое собеседование, где мы проверяем знание основ программирования, алгоритмов и структур данных, смотрим, как они решают задачи на чтение и написание кода. Конкурс на наши вузовские программы – от 5 до 11 человек на место, что сравнимо с конкурсом на бакалавриат в топовые университеты.

Третий этап отбора проходит уже во время обучения. В рамках двухгодичной программы студенты изучают более 15 дисциплин, занимаясь более 700 академических часов. Помимо очных занятий, ребята тратят до восьми часов в неделю на домашнюю работу и делают командные проекты. Во время обучения мы погружаем студентов в мир реальных задач и проектов, поскольку все наши преподаватели – сотрудники Mail.ru Group. Только 30% студентов, поступивших на наши двухгодичные программы в вузах, доходят до конца. И это показатель того, что выпускник проекта уже может работать в IT на начальной позиции. 

Лучших студентов преподаватели рекомендуют на стажировку в компанию. В Mail.ru Group стажеры – это полноценные сотрудники с окладом, социальными бонусами и реальными рабочими задачами. Единственное отличие в том, что они работают по гибкому графику, чтобы совмещать работу с учебой, но с загрузкой не менее 20 часов в неделю.

Последний, четвертый этап –  потенциальные стажеры общаются с HR и со своей будущей командой, проходят технические собеседования. Здесь тоже есть тестовое задание. Разработчикам нужно решить задачу с применением кода, прочитать и дописать чужой код или пофиксить баги. Так молодой специалист поймет, с какими задачами он столкнется в конкретном продукте, а мы покажем навыки потенциального стажера его будущему руководителю. И, наконец, лучшие из лучших становятся стажерами и сотрудниками компании.

Несмотря на то, что наше комьюнити «джунов» довольно закрытое, мы вовлекаем в него талантливых ребят уже со школы: призеров и победителей олимпиады «Технокубок», наших чемпионатов по программированию, искусственному интеллекту и машинному обучению.

Мобильная разработка

Денис Малых, руководитель службы разработки приложений для мобильных платформ

Чем занимаются стажеры

Как правило, это интересные задачи в боевых проектах. Какой-нибудь кусочек продакшен-функциональности какого-нибудь приложения — относительно обособленный, и который давно хотелось бы сделать, но находились более приоритетные задачи. Например мы поручали стажерам поддержку Apple Watch в Яндекс.Погоде.

Необходимые знания

Если честно, кандидат на стажировку с хорошими хард-скиллз — редкий случай, по крайней мере в нашей эпсилон-окрестности. Возьмём, например, Swift. В нём очень сложная работа со строками, и людей, которые навскидку из головы могут со строками поработать, мало. Я часто даю на собеседованиях задачу, которая как раз связана с обработкой строк. И за всё время был только один человек, который сходу, на листочке, смог такой Swift-код написать. Я после этого ходил и всем рассказывал, что кто-то наконец смог решить эту задачу на бумаге. Обычно опытные разработчики, если у них такая задача возникает, переходят на другой язык — C, Objective-C, где со строками попроще.

Я обращаю внимание, если человек рассказывает, что попробовал много языков, подходов. Но это неоднозначный плюс

Можно похватать по верхам, а всерьёз ничему не научиться

Но это неоднозначный плюс. Можно похватать по верхам, а всерьёз ничему не научиться.

Кроме того, мне нравятся люди, которые рассказывают байки — в хорошем смысле. Можно рассказать о примерах из жизни, которые человеку запомнились. Если такая история всплывает, я начинаю задавать по ней дополнительные вопросы. Человек, который может рассказать, как они с командой героически с чем-нибудь справился, интересен. Видно, что у него есть практический опыт поиска шагов для решения проблемы. Дело в том, что наша боевая разработка примерно из таких баек и состоит.

При этом простые вопросы вида «Расскажи о чём-нибудь интересном в твоих проектах» на такие истории обычно не наводят. Один кандидат однажды сказал замечательную фразу, которую я даже записал: «Успешно избегал решения нудных задач».

Два вида разработчиков 

Я как человек, который занимается программированием с юного возраста (первую программу написал в 9 лет) и успел попробовать много областей и технологий, пришёл к текущему состоянию — когда мне неважно, что и на чём писать. Я просто люблю что-то инжинирить и как раз этим и занимаюсь

Есть программисты, которые в разработку пришли академически: поступили в универ на программиста, честно отучились 5 лет, получили специальность. Они знают алгоритмы, поскольку их научили — через задачки и курсовые. И тогда само знание алгоритмов никак не характеризует кругозор человека, надо этот кругозор проверять другим способом.

А есть самоучки, к которым я причисляю и себя. Да, у меня формально есть IT-образование, диплом инженера-программиста. Но самоучки программировать научились вопреки. У них не было университетской программы. Они часто с алгоритмами не знакомы — потому что никогда не сталкивались с необходимостью их изучить! И когда такой человек всё-таки знает алгоритмы, значит, он потратил время и в них разобрался. Когда я закончил универ, то понял, что у меня есть белые пятна в части фундаментальных алгоритмов — дело в том, что специальность была прикладная. Я пошёл и изучил онлайн-курсы Принстонского университета, хорошо известного Роберта Седжвика. Разобрался, сделал все домашки. И когда человек на собеседовании рассказывает похожую историю, мне сразу становится интересно, появляется желание с ним поработать или хотя бы продолжить разговор.

Часть 1. Подача заявки и Я.Контест

После прохождения десятка курсов на степике, я понял, что хочется применить этот опыт где-то и решил подать заявку на стажировку в Яндекс на позицию стажёра по направлению «Аналитик данных». Зашёл на сайт, заполнил анкету, через час получил ссылку на тестовое задание в Яндекс Контест. Увидел, что даётся 6 часов на решение задач и принял решение выделить утро субботы на прохождение теста.

UPD: условия задач удалены по просьбе

Тест оказался не очень сложным, было 6 задач. 2 из них на математическую статистику (задачи A и B), 2 стандартные задачи на Питоне (C и D), 1 задача на базовые знание библиотеки Pandas (E) и задача на логику и аналитическое мышление.С последними двумя задачами я справился за полчаса, с первой задачей по матстату ещё минут за 10, на вторую задачу было потрачено 20 минут, и осталось целых 5 часов на 2 задачи на питоне. На каждую я потратил минут по 30, но в одной задаче не прошёл несколько тестов (скорее всего, условие мною было проинтерпретировано неверно), а в другой выдавал memory limit. В итоге, оптимизировать код и дорешать задачи до конца не вышло. Ещё раз проверил 4 прошлые задачи и отправил решения.На следующий день мне приходит письмо счастья от рекрутера о том, что со мной готовы провести техническое интервью и предложили выбрать время, также предупредили, что оно займёт около часа. 

B. Метеозонд (1 балл)

Статус: Проверка пройдена

Метеозонд отправляет данные с его смещениями по X и Y за последние N минут (N ≥ 1). За минуту зонд может сместиться на +/-1 по каждой координате или остаться на месте.
Аппаратура зонда сломалась и отправляет все значения координат без знаков (’+’ или ’-’).
Проверьте существование комбинации знаков, для которых зонд вернулся на свое начальное положение.
На вход данные передаются как массив из N смещений. Каждое смещение имеет формат: .
Ваша функция должна вернуть модифицированный массив смещений со знаками, для которых зонд вернулся в начальное положение, или null, если такой комбинации не существует.

Виктория Трифонова, старший менеджер по работе с персоналом Microsoft в России

Привлечение молодых талантов и их обучение – одно из приоритетных направление Microsoft в России. За интернатуру в компании отвечает отдельная команда рекрутеров по работе со студентами 4–5 курсов. Они способны на начальном этапе карьеры разглядеть реальный потенциал кандидата и вместе с ним определить подходящее направление в работе. От их профессионализма зависит многое – молодые люди часто еще не осознают все свои возможности и желания. 

Работа по поиску интернов идет круглый год – рекрутеры просматривают социальные сети и открытые источники в поисках активных, талантливых студентов и сами связываются с претендентами. Первый этап собеседования – видеоинтервью, в рамках которого оценивается соответствие кандидата требованиям выбранной позиции и департамента: продажи, маркетинг, финансы, юридический отдел и т.д. Учитываются знания, полученные во время учебы и опыт работы над различными студенческими проектами. Также важны активная жизненная позиция, широкий кругозор и страсть к технологиям. Вне зависимости от выбранного департамента интернатура проходит в ИТ-компании, следовательно участнику необходимы хотя бы базовые знания о принципах работы технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных и др. 

На втором этапе собеседование проходит с нанимающим менеджером в Москве – лично или удаленно через Microsoft Teams, если кандидат живет в другом городе. Microsoft делает ставку на раскрытие потенциала человека через личную беседу. Также предлагаются тестовые задание в формате кейсов. Например, менеджер может попросить разработать предложение о продукте на базе Microsoft Azure для клиента из ритейл индустрии. Специальных знаний здесь не требуется, необходимы скорость, умение работать с информацией и ее критическая оценка, чтобы выделить аргументы в пользу решения под нужды индустрии. 

Студент становится штатным сотрудником Microsoft Россия на все время программы. Обычно она стартует в сентябре и длится 9 месяцев. Интерн сам решает, какое количество часов работать в неделю – все 40 или меньше. У него появляется не только профессиональный наставник, но и социальный, который помогает понять корпоративную культуру общения и со всеми познакомиться. Работа начинается с определенной позиции в одной из команд, но в процессе появляется возможность попробовать свои силы в различных проектах. Нередки случаи, когда студент к концу интернатуры понимает, что его место в другом департаменте. Если по итогам мы видим у интерна высокие результаты и мотивацию работать в Microsoft, то стараемся удержать его и предоставить все условия для роста и раскрытия своего потенциала.

Как проходит собеседование в компанию

Собеседование состоит из нескольких этапов. После подачи резюме HR-специалисты направляют кандидатам тест в автоматизированной системе, в котором нужно решить несколько алгоритмических задач и написать заданный код.

После теста начинается серия собеседований общего плана с разными отделами «Яндекса»: резюме кандидатов рассылают по командам, которые выбирают себе понравившихся стажеров. Собеседуют стажеров опытные разработчики, которые могут справедливо и точно оценить навыки кандидата. HR-специалист в этом процессе не участвует – скорее, занимает роль посредника. Федор приезжал на собеседование в офис, а вот Олеся проходила его по Skype, так как жила в Томске:

Когда проходят стажировки

Стажировки в бывают двух видов: летние и те, которые проходят в течение учебного года. Разумеется, больше всего стажёров приходят работать летом после сессии — как правило, на три месяца с конца июня или начала июля. Поскольку в этот период не надо ходить на занятия, ребята работают полный день.

На стажировку, которая проходит в течение учебного года, можно выйти в любой период и работать по индивидуальному графику. Кто-то выбирает 20 часов в неделю, кто-то — 30.

Само собой, мы отпускаем стажёров на экзамены, защиты и по другим важным делам. Так как ребята совмещают работу с учёбой, такая стажировка, как правило, длится дольше летней — около полугода.

С чего все началось?

На стажировку я пошел почти сразу после окончания университета. По специальности я преподаватель математики и информатики, математик. Буквально в последний момент я решил не идти работать в школу или вуз, а попробовать себя в тестировании. Мое образование дало неплохую базу, но никакой специальной подготовки не было. Чтобы попасть на трехмесячную стажировку, нужно было подать заявку, прикрепить резюме и сделать довольно большое тестовое задание. Через пару недель со мной связались и позвали на первое собеседование, затем их было еще три. На собеседованиях задавали вопросы на понимание теории, а начиная со второго — давали потестить конкретные странички.

Для прохождения испытаний мне хватило книги Романа Савина «tестирование dot com» и душевных разговоров со знакомой с релевантным опытом. Стажировка, тем более в крупной IT-компании, — это идеальный способ начать карьеру в тестировании, других рациональных (особенно быстрых и безболезненных) способов я не вижу.

Что дает практика в «Яндексе»

Если справитесь с отборочными этапами и попадете на стажировку, то получите:

  • работу с реальными кейсами – можно будет похвастаться знакомым, что вы принимали участие, например, в разработке «Яндекс.Еды» или «Яндекс.Транспорта»;
  • возможность стать частью команды профи;
  • крепкую базу для профессионального развития: для работников компании (а стажеры в «Яндексе» считаются полноценными сотрудниками) постоянно проводятся мастер-классы, лекции и семинары;
  • гибкий рабочий график, чтобы совмещать работу с учебой;
  • корпоративные бонусы, например, бесплатные обеды, занятия в спортзале, страховку;
  • материальное вознаграждение – стажировка оплачивается;
  • шанс остаться в компании на постоянной основе – талантливых и трудолюбивых практикантов охотно приглашают продолжить работу в «Яндексе».

Летняя стажировка рассчитана на три месяца. Заявки принимаются с 24 марта по 1 мая. Практику необязательно проходить в Москве, компания предлагает вакансии в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Минске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Симферополе. Если вашего города нет в этом списке, то «Яндекс» оплатит дорогу до столицы и проживание во время практики.

Так что если есть мотивация и желание пройти стажировку в «Яндексе», подавайте заявку.

Тимур Асылхузин

Студент четвёртого курса мехмата МГУ. С февраля 2020 года проходит стажировку в службе аналитики, метрик и экспериментов Поискового портала.

В университете мы изучаем в основном фундаментальную математику. Она далеко не всегда как-то соотносится с задачами, с которыми сталкиваешься в реальном мире. Поэтому я хотел понять, как обстоят дела в индустрии. К зиме четвёртого курса занятий в МГУ стало меньше, близилась сессия, и я подал несколько заявок на стажировки в разные компании, в том числе и в Яндекс.

Тестовое задание состояло из нескольких задач по программированию на Python. Дальше шли три очных собеседования. После второго вы формально уже приняты, остаётся только выбрать команду. Мне понравились ребята из группы анализа экспериментов, и я пошёл к ним.

Я попал в службу аналитики Поиска. У каждой команды в Яндексе есть свои метрики. На их основе принимаются решения, например, запускать ли сервис или обновления к нему. Мы занимаемся разработкой метрик для других сервисов Яндекса. У меня нет какой-то одной большой задачи, чаще это постоянный поток небольших заданий. Например, для Яндекс.Толоки. Это наша краудсорсинговая платформа, на которой можно выполнять небольшие задания в интернете и зарабатывать. При выполнении этих заданий у исполнителя растет тот или иной навык — так мы оцениваем умение выполнять задачи определенного типа.  

Я работаю над созданием таких навыков, инструкций и экзаменов, а также анализирую результаты экспериментов и автоматизирую небольшие процессы в рассылках. Для некоторых задач пришлось освоить пару новых библиотек Python.

Любой аналитик в Яндексе должен иметь математический склад ума и обладать базовым математическим аппаратом, чтобы разговаривать с командой на одном языке. Конечно, необходимо знать Python хотя бы на начальном уровне. Всё остальное просто подтянуть в процессе.

Моя стажировка длится всего полгода. В зависимости от количества часов в неделю, которые каждый стажёр может уделять работе, она может быть короче или длиннее. Мне очень повезло, что я успел поработать в офисе, сделать несколько задач и пообщаться с командой до режима самоизоляции. Так что переход на удалёнку прошёл безболезненно. 

Сложновато было вначале, когда я только пришёл. В Яндексе много внутренних сервисов, я не сразу понимал, о чём говорят коллеги. Но это нормальный процесс, через него проходят все сотрудники, нужно время, чтобы разобраться. Мне очень помогал куратор: рассказывал про всё и отвечал на вопросы. Это такой коллега из команды, который помогает новичку освоиться. До середины марта я приезжал на работу утром или вечером, пар было много. Сейчас часть занятий отменилась, я спокойно работаю утром, а вечером — учусь.

Мой руководитель отвечает за работу нескольких сервисов, общаемся мы нечасто. Больше коммуникации с аналитиком из команды, он-то и назначает мне задачи. Сначала мы обсуждаем вопрос устно, затем оформляем задачу в Трекере. Встреч у стажёров немного: ежедневные с командой и еженедельные с аналитиками. Приятно наблюдать, как ребята быстро решают задачи, задают правильные вопросы.  

Мне особенно нравится применять на практике то, что я узнал в университете. И приятно ощущать, что я приношу пользу.

Приятные бонусы

Чтобы стажировка была максимально продуктивной, она должна проходить в комфортных условиях. Поэтому стажёр в Яндексе может обустроить своё рабочее место так, как ему нравится: заказать настольную лампу или торшер, шкаф и полку для книг. Работать можно там, где удобно: за столом, на пуфиках или даже в гамаке на веранде. Идеи, возникшие в ходе горячих дискуссий, можно записывать маркерами прямо на стенах — для этого они оклеены белыми виниловыми обоями.

В офисе найдётся много мест, где можно поискать вдохновения, отвлечься от работы, «перезагрузиться» и неформально пообщаться с коллегами: библиотека, тренажёрный зал, музыкальная комната, зал для танцев и йоги. Живые растения создают в офисах домашний уют. На каждом этаже есть небольшие кофейные уголки с бесплатной едой и напитками, открытые балконы с удобными диванами, шезлонгами и шахматами. Если потребуется, можно обратиться к врачу, психотерапевту, массажисту или фитнес-тренеру. 

Для стажёра открыты и внутренние мероприятия компании. Например, летом он может съездить за город на пикник для сотрудников. А зимой — поучаствовать в новогоднем корпоративе: пройти квесты с коллегами, покататься на тюбинге с большой горки возле офиса или потанцевать под живые выступления звёзд.

Как работается

В первый день hr Алина рассказала, чем живут яндексоиды, ценности компании, как питаться и прочие важные мелочи. После выдали ноутбук, и каждый из стажеров проследовал с наставником к команде.

Алина рассказывает куда обращаться, если будут вопросы

Условия. В компании комфортные условия работы. Каждый месяц сотруднику выделяют определенную сумму на питание. Можно питаться в столовой или в ближайших кафе. В 17:00 приносят полдники: свекольные котлеты, салатики, сендвичи. Везде в офисах кофепоинты — это такая мини-кухня: там всегда есть чай, печенья, овощи и фрукты. Признаться честно, про питание в будние дни я перестал думать.

Кофепоинт

Задачи. Отдельно стажеров не обучают. Лучшее обучение — это реальные задачи. Именно их и дают стажерам. И это прекрасно — наблюдать, как твой сервис работает, как им пользуются, и как он приносит пользу. Поэтому даже стажеры — вносят свой вклад в Яндекс. К сожалению, какая задача досталась мне, я не могу рассказать, поскольку НДА. Но задача сложная, интересная и заставила меня упорно поработать над ней 2 месяца.

У всех стажеров есть наставник и команда дизайнеров. Мне очень повезло и с наставником, и с командой дизайнеров. За их плечами огромный опыт в сервисах и приложениях. Каждый день показываю свою работу команде и наставнику. Они дают советы и идеи, подсказывают, где найти референсы. Стажера не бросают на произвол судьбы, а рядом с опытными наставниками помогают решить задачи.

В офисе есть небольшой тренажерный зал

Инструменты для работы. В вакансии указано, что нужно владение sketch. Я всегда работал на виндоусе в фотошопе. Пришло время перемен. Тестовое задание делал в аналоге скейтча — фигме. В это же время я начал искать поддержанный ноутбук. Прочитал статью Сашы Бизикова о его опыте покупки.

За неделю до старта работы я купил mac и стал его осваивать. Sketch я освоил за 3-4 недели до неплохого уровня. Сейчас, смотря на фотошоп, — понимаю, как этот инструмент устарел. Однако важней инструмента — мышление и способность решать интерфейсные задачи. Покупка техники и специализированного софта не сделает из вас специалиста.


А еще я попал на новогодний корпоратив в Яндексе, на сцене выступал Мумий Тролль.

Просмотрел перед стажировкой:

  • Первые 90 дней в компании
  • Как делать дела
  • Введение в продуктовую работу
  • Проектирование опыта взаимодействия

Подводя итоги, могу сказать в Яндексе круто и сложно. Тут работают профессионалы, неравнодушные к своим сервисам, с ценностями и идеологией. Многие тут работают больше 8 часов, работают дома и, кажется, все стараются сделать свои работу хорошо.

P.S: Последнее время я стал в свой канал выкладывать заметки и примеры хорошего и плохого дизайна, также там пишу о новых статьях в блоге. Подписывайтесь

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Машинное обучение

Михаил Левин, директор по машинному интеллекту Яндекс.Маркета

Чем занимаются стажеры

Стажеры готовят данные, обучают модели, собирают для них данные, придумывают метрики и проводят эксперименты. На начальном этапе им даются тренировочные задачи, которые любой разработчик должен делать легко, не задумываясь. Стажер с их помощью может познакомиться с тем, как проходит работа. Постепенно мы начинаем давать стажеру больше свободы, большую зону ответственности и проверяем, справляется он или нет. Если справляется, то он переходит на следующий уровень.

Мы не предполагаем, что когда человек приходит, он уже все умеет. Руководитель помогает разобраться в сложных вопросах, почти каждый день обсуждает со стажером его задачи. Во время стажировки есть возможность пользоваться внутренними ресурсами, проходить онлайн-курсы, посещать семинары по машинному обучению, ездить на конференции и учиться в Школе анализа данных для сотрудников.   

Почему надо общаться с коллегами

У нас принято, что когда люди сталкиваются с проблемой, они спрашивают у соседей, коллег и быстро находят помощь. Иногда бывает достаточно просто сходить узнать, чем занимаются люди вокруг, чтобы придумать новые задачи

Когда стажер сам в состоянии договориться, понять, что важно другой стороне, и прийти к результату в команде, он вырастет гораздо быстрее, чем тот, за которого все сделает руководитель. 

Какие стажеры наиболее успешны

Те, у кого достаточно прокачаны математические скиллы, хорошие навыки написания кода и есть понимание того, как перевести задачи из реального мира в технические, не потеряв смысла. Несмотря на то, что у них нет опыта, они сразу видят задачу на глобальном уровне, не закапываются в детали и предлагают какие-то принципиальные улучшения. Это говорит о том, что у них есть задел, чтобы перейти на несколько уровней выше. Но такие стажеры попадаются раз в год, может быть, два раза. Большинству чтобы перейти на уровень выше, нужно прокачать какие-то скиллы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector