Кто будет сидеть с Садовым?

“Почта” узнала, как Львовский городской совет функционирует после отставки секретаря, почему стоит его выбирать еще в этой каденции и кто, по мнению депутатов и городского головы, должен был бы занять эту должность

Хто сидітиме із Садовим?

фото: архив

На прошлой неделе, а именно 26 марта, секретарь Львовского городского совета Василий Павлюк сложил свои полномочия .

Городской голова Андрей Садовый заявление об отставке удовлетворил, поэтому уже на следующий день Василий Павлюк был не в совете, а в консульстве – с 27 марта он занимает должность Генерального консула Украины в Люблине (Республика Польша).

Официальное прощание Василия Павлюка с депутатским корпусом должно состояться на очередном заседании горсовета, точной даты которого пока не известно. Кажется, городской голова не спешит созывать депутатов, поэтому вероятно, соберутся они уже после Пасхи.

Пока секретарь горсовета осваивается на новом месте работы, во Львове гадают, кто же его заменит. Большинство депутатов считают, что человек, который займет вакантную должность, должен быть компромиссной, ведь одна из важнейших функций секретаря совета – посредничество между депутатским корпусом и исполнительной ветвью власти.

Пять лет Василия Павлюка

Василий Павлюк был членом ВО “Свобода” с самого начала основания партии – с 1993 года. Депутатом Львовского горсовета его дважды избирали по спискам именно этой партии.

С 2010-го занимал должность секретаря Львовского горсовета. “Свободовец” не раз подчеркивал, что его жизненное кредо – всегда говорить правду и только правду. Возможно, именно поэтому ему удалось гармонично балансировать в извечных противостояниях депутатского корпуса с городским головой.

“Василий Павлюк в ноябре 2010 года стал секретарем. В последнее воскресенье октября состоялись выборы в местные советы. На первом заседании была предложена кандидатура Павлюка, которую поддержали. Василию Павлюку удалось избежать громких скандалов, а их, учитывая противостояние между городским головой и “Свободой”, могло быть больше, потому что война компроматов велась. Надо отдать ему должное – он сумел пройти этот путь, лишний раз не обостряя определенных проблем”, – отмечает “Почте” предшественник Василия Павлюка, секретарь Львовского горсовета V созыва Владимир Квурт.

Нам надо искать кандидатуру, которая будет обеспечивать нормальную работу городского совета и будет компромиссной

В отличие от депутатов, которые за свою депутатскую деятельность зарплаты не получают, секретарь совета ее имел. На вопрос “Почты”, которой была зарплата секретаря совета, в мэрии ответили: “За 2014 год – 147 тысяч 72 гривны 22 копейки”. Возможно, несколько неточно, и если поделить эту сумму на 12 месяцев, то получается более 12 тысяч гривен.

К слову, его предшественник Владимир Квурт, вспоминая свою зарплату на этой должности, говорит, что на то время она была достаточно высокой. Считает, что так и должно быть, ведь хороший специалист должен иметь достойную мотивацию. В начале своей работы секретарем совета, а он эту должность занимал с 2006-го до 2010-го, Владимир Квурт получал более семи тысяч гривен.

“На то время у меня была достаточно высокая зарплата – около семи-восьми тысяч гривен (это на первых порах). Потом она стала меньше из-за кризиса. Такая сумма была не со ставки, а скорее из премий. По моему убеждению, нужно платить хорошо… Ведь когда человек получает достойную заработную плату, к работе она относится более ответственно. Если зарплаты достаточно, она не думает о заработках на стороне, понимает, что есть что терять, поэтому избегает каких-либо нарушений. Рабочее место должно быть конкурентным, если мы хотим удержать на нем специалиста”, – говорит Владимир Квурт.

Главная миссия секретаря совета

Секретаря горсовета считают чуть ли не вторым лицом после городского головы. Он ведет пленарные заседания в его отсутствие, даже может возглавить город, если мэр ушел с должности раньше или не может выполнять своих обязанностей.

Хто сидітиме із Садовим?

фото: Андрей Полевой

Кстати, Львов уже возглавлял секретарь совета. Когда городским головой был Любомир Буняк, секретарем совета был Зеновий Сирык. А когда городские депутаты проголосовали за досрочное прекращение полномочий городского головы Львова Любомира Буняка, его обязанности исполнял секретарь совета Зеновий Сирык. И все же основная функция секретаря – посредничество между двумя ветвями власти: исполнительной и законодательной.

“По состоянию на сейчас секретарь совета руководит управлением секретариата совета совместно с руководителем управления. Руководителем управления секретариата совета сейчас является Любомир Зубач. Конечно, депутатский корпус должен иметь секретаря, то есть своего представителя в исполнительном комитете, хотя бы одного из 90 в исполнительной ветви власти, хотя бы чтобы узнать, что происходит на самом деле. Поэтому функция секретаря совета более контрольная за исполнительной ветвью власти. По властными полномочиями должность секретаря совета, по сравнению с городским головой, не сопоставима, – рассказывает “Почте” Любомир Мельничук, председатель фракции ВО “Свобода” в горсовете.

– Говорят, что секретарь совета – не второй человек в городе после городского головы, потому что когда происходит отставка городского головы, то руководит секретарь совета. Но по состоянию на сейчас Садовый себе назначил исполняющего обязанности первого заместителя – это Виктор Пушкарев. Когда городского головы нет, работает Виктор Пушкарев. Садовый умудрился манипулятивными решениями сделать такую структуру в Львовском городском совете, которая является абсолютно незаконным, но которая помогает ему избегать очень многих моментов, связанных с контролем его деятельности”.

Отсутствие секретаря ощутима, поэтому выбрать его надо!

Любомир Зубач, начальник управления “Секретариат совета”, рассказал “Почте”, каким бы должен быть новый секретарь совета и в каких случаях человек на этой должности выполняет обязанности городского головы.

“Секретарь совета – один из заместителей городского головы, и это не означает, что он единственный. Он – заместитель в работе, что касается представительного органа местного самоуправления, то есть городского совета. А кто исполняет обязанности городского головы во время его отсутствия, это другой вопрос. По закону, только если досрочно прекращаются полномочия городского головы или он не может выполнять своих обязанностей, тогда исполняет обязанности секретарь совета.

А если городской голова в отпуске или в командировке, то законом не предусмотрено, что обязанности городского головы должен исполнять секретарь совета. Может работать кто-то из других заместителей, – говорит Любомир Зубач. – И все же роль секретаря совета очень велика, и он в своей должности, полномочиях сочетает две важные функции. С одной стороны, он выдвиженец депутатов, выдвигается из их состава, то есть один из депутатов становится секретарем совета, поэтому является представителем интересов депутатов. С другой стороны, секретарь совета является заместителем городского головы”.

Собеседник хоть и не говорит, кто должен стать новым секретарем, и все же рассказал, каким он должен был бы быть: “Это должен быть человек, который будет работать для объединения двух ветвей системы местного самоуправления, то есть обеспечивать сотрудничество городского головы и исполнительных органов с депутатами, с представителями общины, избранных в представительный орган местного самоуправления”.

Вероятные кандидаты

Еще не успел Василий Павлюк с советом попрощаться, как ему уже активно подыскивают замену. Депутаты обсуждают около пяти кандидатур на пост секретаря горсовета, однако достаточно “кулуарно” – фамилии называют, но не для прессы. На заседании горсовета, которое, очевидно, состоится после Пасхи, городские избранники будут рассматривать вопрос о сложении полномочий Василия Павлюка.

После этого депутаты будут называть кандидатов на замещение официально вакантной должности секретаря совета и обсуждать их с городским головой. Городской голова предложит кандидатуру, на заседании горсовета депутаты ее согласуют или нет…

И все же в частных разговорах сейчас обсуждают кандидатуру вечного оппонента городского головы, руководителя фракции ВО “Свобода” Любомира Мельничука. Говорят и о его коллеге по фракции, председателя бюджетной комиссии Яромира Самагальського, которого, кстати, некоторые депутаты считают компромиссным кандидатом. Звучат фамилии “ударовцев” Артема Хмиза и Петра Адамика. Обсуждают кандидатуру Ивана Гринды, экс-“свободовца”.

А есть ли смысл выбирать секретаря сейчас?

Политолог Анатолий Романюк рассказал “Почте”, что должность секретаря городского совета имеет очень давнюю, еще советскую, традицию. Он, как и городской голова, фактически возглавляет совет, но секретаря выбирают депутаты, а городского голову – горожане. С его слов, является институциональное противостояние городского головы и депутатского корпуса.

“В том случае, когда городской голова и большинство в совете представляют одну политическую силу, этот конфликт снимается, а когда они имеют разные политические составляющие, то конфликт усиливается. Когда секретарь совета представлен другой политической силой, чем мэр города, ему институционально противостоит городской голова. Здесь есть тот нюанс, который определяет фактор этих противостояний и взаимоотношений в городских советах: секретарь совета получает зарплату, у него есть ставка, его трудовая книга должна лежать в горсовете”, – говорит Анатолий Романюк.

Хто сидітиме із Садовим?

фото: Маша Ильина

Как говорит политолог, по действующему законодательству, в октябре 2015-го должны быть выборы, соответственно этот состав городского совета уже завершает свое пребывание при власти. В этой ситуации депутаты думают о своем переизбрании, политическое будущее.

“В таких условиях говорить о каких-то их совместные стратегии сложно, потому что здесь вступает в силу индивидуальная стратегия каждого депутата. По всем опросам и рейтингам (как общенациональными, так и региональными) “Свобода” существенно потеряла избирателей, поэтому не сможет повторить свой результат. Вопрос и в том, или она вообще будет в городском совете, – отмечает Анатолий Романюк. – Соответственно в этой ситуации мы можем иметь и сценарий, когда “Свобода”, которая сохраняет свои позиции, попытается дожать и продвинуть своего представителя на должность секретаря”.

По мнению политолога, депутаты в конце своей каденции могут вести себя по-разному. Если настроены на решение каких-то своих интересов и хотят рассчитывать на благосклонность со стороны Андрея Ивановича, могут пойти на компромиссную кандидатуру, которая бы устраивала обе стороны, чтобы за то время, которое у них еще остается на должности, мочь договариваться и решать свои вопросы с городским головой. А если настроены на радикальную политизацию – будут выбирать только “своего”.

“Если остается короткий промежуток времени до завершения пребывания этого состава рады, то можно не выбирать секретаря вообще. Это не имеет большого смысла – скоро же придется переизбирать”, – резюмирует Анатолий Романюк.

Комментарии

Хто сидітиме із Садовим?

Андрей Садовый, городской голова Львова:

– До конца каденции осталось не так много заседаний, но важно, чтобы эта вакансия была занята. Городской голова предлагает кандидата, но, конечно, я буду это делать после консультации с депутатами.

Когда они проголосуют за отставку Василия Михайловича, тогда и начнем консультации относительно согласованной кандидатуры, которая даже этот небольшой время должна достойно работать. Каждый из депутатов хочет быть секретарем и имеет возможность. Удастся с первого раза выбрать – будет с первого, не удастся – будем давать время на поиск консолидированной кандидатуры. К этому действительно отношусь по-философски. Сначала буду советоваться с депутатами, а уже после того буду выдвигать свою кандидатуру. Потому что если кого-то предложу без консультации с депутатами, лицо наберет несколько голосов, а хотелось бы с пользой время использовать.

Может ли совет работать без секретаря? Трудно однозначно сказать. Это зависит от человека. Секретарь совета координирует деятельность управления “Секретариат городского совета”, там есть и блок вещей, что касается нормализации работы совета и организации работы комиссий, координации работы с фракциями. Это очень большой пласт вопросов. Там есть в определенной степени международный блок вопросов, с общественными организациями.

Впрочем нельзя говорить, что рада за то, что Павлюк уже не работает, то страдает, потому что эти обязанности перешли на руководителя управления “Секретариат городского совета” – на Любомира Зубача. Он трудоголик, работает с утра до вечера, поэтому мы не чувствуем какого-то вакуума в отношении выполнения тех или иных полномочий.

Хто сидітиме із Садовим?

Валерий Веремчук, председатель депутатской группы “Народный контроль”:

– Конечно, нужно как можно быстрее избрать секретаря совета. Учитывая, что сейчас еще нет ни одного легитимного заместителя городского головы Львова, видим, что очень часто насущных вопросов или проблем города просто не решают!

Есть много вопросов к городскому голове, скажем, принятые решения городского совета, согласно закону, должны быть опубликованы. Но уже две недели прошло со времени последнего заседания, а на сайте горсовета их нет… Нарушается закон в части доступа к информации!

У нас сегодня очень много проблем, особенно в исполнительных органах городского совета. Андрей Иванович, кажется, не имеет времени заниматься городом, потому что уделяет внимание общегосударственным проблемам. Сейчас он скорее глава партии “Самопомощь”, но от этого не должны страдать львовяне.

Эффективная работа секретаря совета – это работа по подготовке постановлений, чтобы они как можно быстрее попадали куда надо, а не лежали в ящиках. Это очень важно. Прежде всего секретарь совета как легитимная лицо имеет большую ответственность делать то, над чем не работает городской голова и его заместители.

По регламенту, кандидатуру секретаря совета должен предложить городской голова. Если его предложение не наберет голосов, кандидата будут предлагать депутаты. Должен быть диалог между городским головой и депутатским корпусом, чтобы рада была эффективной и работала. Знаю, что каждая фракция и каждая депутатская группа имеют определенных кандидатов. От “Народного контроля” мы бы хотели, чтобы секретарем совета был Андрей Белоус.

Но все мы понимаем, что не будет 10 секретарей. Будет один человек. Учитывая ситуацию, которая есть сегодня, противостояние городского головы со “Свободой”, нам надо искать кандидатуру, которая будет обеспечивать нормальную работу городского совета и будет компромиссной. Наверное, кандидатура от “Свободы” не будет так восприниматься остальными зала. Думаю, это будет человек из другой фракции.

Хто сидітиме із Садовим?

Анатолий Крачковский, председатель фракции партии “УДАР” во Львовском горсовете:

– Думаю, кроме прогнозируемых кандидатов, добавится еще несколько. Может, у кого-то есть амбиции, о которых ранее не заявлял. Достойных претендентов на эту должность много. В первую очередь предложение секретаря должен внести городской голова. Кажется, с ним еще никто не говорил на эту тему, ибо только пошел Василий Михайлович. И сессии нет. Да и неизвестно, когда точно будет. Поэтому пока нет видения конкретной кандидатуры от городского головы и окончательного видения в депутатов. Уверен: секретарь горсовета должен избираться не менее чем 65-70 голосами, по регламенту, достаточно же 46 голосов. Этот человек должен объединить и левую, и правую стороны зала, а также должна быть компромиссной с городским головой.

Сейчас обязанности секретаря горсовета никто не выполняет, потому что, по закону, нельзя. Василий Михайлович был тем коммуникатором и между самими депутатами, и между депутатами и городским головой, поэтому его нам в определенной степени не хватает. Думаю, найдем достойного между собой и будет новый секретарь, новая работа.

Считаю, что должна быть одна консолидированная кандидатура от всех фракций и депутатских групп, потому что если все отдельно начнут предлагать своих, то Львовский горсовет, которая и так не является эталоном местного самоуправления, будет вынуждена работать без секретаря, а мы не можем себе этого позволить. Вместе сядем за один стол, долго этот вопрос обсудим и выйдем с одной нормальной позицией относительно конкретной кандидатуры. Подчеркиваю: сначала должна быть позиция городского головы, но если его кандидатура не наберет достаточного количества голосов, депутаты будут выносить свою.

Хто сидітиме із Садовим?

Юрий Кужелюк, председатель фракции партии “Украина соборная” во Львовском горсовете:

– Городской голова должен решать, кто станет следующим секретарем горсовета. Согласно закону о местном самоуправлении, кандидата должен предлагать именно он.

Думаю, компромиссной фигурой должен быть кто-то из меньших фракций – не из большинства. Кто именно, пока не могу сказать, потому что когда называешь фамилию, того человека становится чрезмерно пристальное внимание, на нее сразу ищут “контру”. Это должен быть человек, которая не была связана с определенными историями, какими-то плохими отношениями с другими фракциями. Желательно, чтобы это не был крупный бизнесмен, чтобы не продвигал собственные интересы.

Но я бы не придавал этому такого большого значения, потому что секретаря совета избирают лишь на семь месяцев, что остались. Согласно Конституции, выборы должны проводиться в последнее воскресенье октября 2015-го. Конституцию еще никто не отменял! Секретарь в городском совете должен быть хотя бы для того, чтобы организовывать работу депутатов, выполнять свои функции, в частности, визировать постановления. Отсутствие секретаря ощутима, поэтому выбрать его надо! Желательно, чтобы это был депутат с опытом, не этой каденции, а еще чтобы не был очень конфликтным.

Хто сидітиме із Садовим?

Алексей Луцив, председатель фракции партии “Наша Украина” во Львовском горсовете:

– Избрать нового секретаря надо уже, тем более для мэрии это ничего не стоит. Как бы мы не крутили, что бы не говорили, но “Свобода” имеет большинство и продвинет своего кандидата, потому что другого быть не может. Насколько мне известно, они уже сошлись на одной кандидатуре.

И речь идет не о Любомира Мельничука, а о Яромира Самагальського. Это была бы лучшая кандидатура, по крайней мере я так думаю. Наша фракция будет за него голосовать. Последнее слово в утверждении кандидата на должность секретаря – за депутатами. По закону, своего кандидата должно предлагать Андрей Иванович. Известно, что с другой фракции никто не пройдет. Хотя теоретически уже есть “45 на 45”, но “свободовцы” очень дисциплинированные и все ходят на сессии, а остальные депутаты ни. Как не крути, это будет “свободовец” (но имею в виду эту каденцию). Дальше же я не очень уверен, ибо “Свобода” в нашем крае по рейтингу очень упала.

По закону, у нас запланированы следующие выборы на 25 октября, но это еще не факт. Все сейчас говорят, что надо выбирать по новой Конституции, по новому закону, но до них никто еще даже не брался… Депутаты между собой советуются о кандидатурах, Садовый тоже об этом знает, поэтому кандидатура должна быть наиболее компромиссной. Василий Павлюк был не скандальным на своем посту, думаю, новый секретарь тоже должен таким быть.

Хто сидітиме із Садовим?

Любомир Мельничук, председатель фракции ВО “Свобода” во Львовском горсовете:

– Только на следующем пленарном заседании будем рассматривать отставку секретаря совета Василия Михайловича. И с этого момента, согласно нашего регламента, начинается время на проведение консультаций во фракциях и обсуждение будущего кандидата на должность секретаря совета.

Только с того момента можно будет говорить о каких-то фамилии – так будет корректно. Следующее пленарное заседание, согласно закону о местном самоуправлении и согласно регламенту Львовского горсовета, состоится тогда, когда его своим распоряжением созывает городской голова. А когда это произойдет, депутатский корпус не знает. Если городской голова выносит на рассмотрение не предложенную кандидатуру, а какую-то другую, на следующее пленарное заседание рада может сама предложить кандидатуру секретаря совета.

Секретарь горсовета должен быть независимым человеком

Хто сидітиме із Садовим?

Светлана Была, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ЛНУ им. Ивана Франко, – о должность секретаря совета, его обязанности и функции в современном политическом контексте Львова

– Скажите, пожалуйста, есть ли должность секретаря совета в местных самоврядуваннях других европейских государств? Какие функции выполняет лицо, что ее обнимает?

– В Польше есть три ступени местного самоуправления: гминном, уездное и воеводское. Честно говоря, должности секретаря совета я не встречала. Скажем, на уровне уезда есть староста, который является руководителем уездного староства и начальником руководителей организационных и уездных служб. У него есть заместитель, но должности секретаря нет. На уровне воеводства является маршалек, заместители председателя и члены сеймика, но и там нет секретаря. На низшей ступени местного самоуправления, к примеру, есть вуйт, секретарь, но его обязанности не совсем такие, как у нашего.

У нас секретарь выполняет важную функцию, потому что он выполняет обязанности председателя совета, городского головы, может созвать сессию, если этого по какой-то причине не делает городской голова. Он организует подготовку сессии горсовета, обеспечивает своевременное доведение ее решений до исполнителей, может обеспечивать в соответствующих органах местного самоуправления официальность документации, связанной с местным самоуправлением. Он имеет приемы граждан, решает определенные вопросы, делегированные ему по закону. Несмотря на то, что это компромиссная должность, обязанности председателя и секретаря совпадают в определенной степени.

– Какова роль секретаря совета в современном Львове? У нас так повелось, что депутаты и городской голова время от времени противостоят друг другу. Какова роль секретаря в такой игре?

– Он посредник между городским головой и депутатским корпусом. Было бы хорошо, если бы секретарь не принадлежал к какой-либо ведущей политической партии, которая в большинстве. Во Львове бывший секретарь был представителем партии “Свобода”, а она имела большинство в горсовете, поэтому он, видимо, отстаивал интересы большинства депутатского корпуса. Думаю, если избирают секретаря совета, наверное, это все таки должна была бы быть человек, который не принадлежит к мощной силы в горсовете, к большинству. Хотелось бы, чтобы это был независимый человек.

– Насколько необходима городу эта должность?

– Сейчас нужна.

– Сейчас? Что должно измениться, чтобы она стала ненужной?

– Если бы депутаты и мэр принимали более консенсусные решения. А еще у нас активно стартует реформа местного самоуправления. Возможно, в новом законодательстве вместо секретаря будет введена новая должность, а возможно, его функции будет выполнять заместитель городского головы в случае отсутствия городского головы.

– Полноценно функционирует совет без секретаря?

– В известной мере… У нас есть городской голова. В законодательстве не прописано другого лица. Только секретарь может вести заседание в отсутствие городского головы. Беседовала Виктория Савицкая

Обсуждение закрыто.