Кино, секс и деньги: ретроспектива по-львовски

Историки и краеведы рассказали “Почте”, когда во Львове появились первые кинотеатры, сколько их было, что показывали, о кінокультуру и интересные трафунки во время сеансов

Кіно, секс і гроші: ретроспектива по-львівськи

В межвоенный период во Львове кинотеатров было больше, чем сейчас. Такое развлечение, как поход в кино, были наиболее популярными среди галичан. А организаторы кинопоказов с того имели изрядные прибыли.

В то время творческая элита города недоумевала, почему же большинство горожан кино интересует больше, чем театр и филармония . Видимо, за свою популярность кинотеатры и стали очагами благотворительности для воинов в период Первой мировой войны. Также львовяне любили такие зрелищные развлечения, как цирк, казино, кофейни, кабаки.

Появление кинотеатров в городе стала новой эрой в жизни Львова. Тогда и зародилась культура посещения кино. Историки и львовознавці рассказывают, что до войны и в советский период питаться в кино было запрещено, тогда это считалось бескультурьем. За это могли даже выгнать из зала.

А в 80-х годах иногда прерывали киносеанс, включали свет и проверяли документы. Специальные люди интересовались, почему тот или иной не на работе, не на занятиях, а в кино развлекается.

Первое свидание… с кино

“Львовяне познакомились с кино в сентябре 1896 года в пассаже Гаусмана (теперь проезд Кривая Липа), где первый киносеанс состоялся в фотоателье “Рембрандт”. Заплатив порядочную на то время сумму в пятьдесят центов, первые зрители могли посмотреть небольшие сюжеты: “Корабль на море”, “Преследование китайца”, “Танец дикарей”, “Шотландский танец” “Детский парк в Париже”, “Акробаты”. Просмотр дополнял музыкальное сопровождение граммофона. В дальнейшем киноленты всегда сопровождались игрой на фортепиано, органе, оркестра, а также пояснениями ученых-техников”, – рассказал “Почте” львововед и экскурсовод Илько Лемко.

Тогда в течение месяца организаторы на кинопоказы в пассаже Гаусмана собрали около 35 тыс. зрителей – почти пятую часть жителей тогдашнего Львова. Кинотеатры – это были своего рода клубы, где люди встречались. “Сейчас мы в кино привыкли, а вот для наших предков это была новинка. Сеанс в кинотеатре был штукой демократической, которую могли себе позволить даже люди с не очень большим достатком”, – рассказал “Почте” Петр Радковец, известный краевед и экскурсовод.

Со слов Илька Лемко, от конца XIX века во Львове появляются сначала странствующие, а впоследствии стационарные кинотеатры. До Первой мировой войны их было свыше двадцати, а на 1939 год около тридцати.

Кіно, секс і гроші: ретроспектива по-львівськи

Львов, 1907-1911, Кинотеатр “Синефон” y пассаже Миколяша”/ это же место 2015 год (фото: lvivcenter.org/Андрій Полевой)

“Первые кинотеатры основывали банкиры, адвокаты, инженеры, предприниматели. Владельцы первых кинотеатров в Львове довольно быстро зарабатывали наличные и, кроме проектировочной аппаратуры, постоянно совершенствовалась, могли приобрести также кинокамеры. Уже 1897-го “Континентальный Эден-театр” Бы. Шенка на улице Городоцкой, возле костела Анны демонстрирует репортаж “Во львовской кофейне”, а в конце 1904-го венская фирма “Урания” снимает и показывает торжественное открытие памятника Мицкевичу во Львове”, – говорит Илько Лемко.

Он добавляет, что еще перед Первой мировой войной годы кино в Львове развивалось очень интенсивно. С появлением полнометражных драм время показа увеличился до двух часов. Однако в дальнейшем перед началом сеанса показывали хроникальные и естественные фильмы. Публика отдавала предпочтение полнометражным драмам, криміналам, произведениям комедийного искусства, которые медленно начали вытеснять с экранов декоративные исторические и религиозные ленты в основном итальянского производства.

“Фильмы показывали разные. Сначала это было немое кино. Кстати, помню, как в кинотеатре “Украина”, что на ул. Шевченко, еще в 70-х годах был такой зал, где музыканты играли перед сеансом”, – говорит Петр Радковец.

Сам поход был чем-то чрезвычайным, поскольку фильмов было не так много. Один и тот же фильм могли смотреть по 5-10 раз, как интересную книгу перечитывать

Во Львове, кроме кинотеатров, фильмы можно было посмотреть даже дома. “Помню, что наш сосед имел домашний кинотеатр. Он мог крутить немое кино. Такой фильм можно было даже на улице смотреть”, – добавляет собеседник.

В начале 30-х годов во Львове насчитывалось до двадцати випозичалень фильмов. “Это свидетельствовало о том, что многие львовяне имели дома проекторы и конечно же кинокамеры. Представители кинобизнеса ради своей популяризации активно “шли в массы”, некоторые кинотеатры тесно работали с общественными и образовательными организациями. Кінозаклади придавали этим структурам помещения, устраивали бесплатные сеансы, делали скидки.

Показательным в этом был кинотеатр “Марысенька” (теперь в этом здании на площади Ген. Григоренко является театр “Воскресение”), – говорит Илько Лемко. – Каждое воскресенье здесь организовывали кинематографические утренники для молодежи и школьников. К привычному репертуара юные зрители получали в “нагрузку” еще и научный или краеведческий фильм. Билеты на эти мероприятия были почти вдвое дешевле, чем обычно. Традиционные киноакции для малообеспеченной публики устраивались перед Рождеством и Пасхой”.

Как на кино зарабатывали

Билеты на сеансы можно было купить в кассе кинотеатра, или же в агентствах, где продавали прессу. “К примеру, в австрийское время, до Первой мировой войны, цена колебалась от 30 до 80 геллеров, в вечернее время – до 1 кроны. В польский период – от 20 грошей до 1 злотого 80 грошей. Военные и дети могли приобрести билеты за полцены”, – рассказала краевед Ирина Котлобулатова.

В первые послевоенные годы цена билета составляла 5-7 рублей. Этот период исследовал историк Роман Генега. Для сравнения, рассказывает он, что килограмм масла на рынке стоил 150 руб. Картофеля – 4 руб., хлеб 50-100 рублей.

“На некоторые фильмы перекупщики искусственно создавали дефицит билетов, перепродавая их по 20-25 руб. Спекуляция охватила все без исключения кинотеатры. Ею занимались в основном беспризорные дети и инвалиды. Довольно часто купить билет можно было только у спекулянтов”, – говорил историк.

На индийских фильмах специализировался кинотеатр им. Богдана Хмельницкого. Туда в основном ходили женщины, чтобы поплакать. В советское время говорили так: “Есть фильмы хорошие, не очень хорошие, обычные, плохие, очень плохие и индийские”

Исследователь рассказал “Почте” и об одной из первых афер с билетами. “Одной из самых распространенных афер было распространение фальшивых билетов, а выручку делили между собой директор, бухгалтер и контроллеры. Через проверки кинотеатров и изъятия фальшивок, мошенники придумали новую махинацию. После пропуска в зал билеты у зрителей изымали невредимыми и определенную часть возвращали в кассу как непроданные”, – говорит историк.

Кіно, секс і гроші: ретроспектива по-львівськи

Ирина Магдыш, начальник управления культуры Львовского горсовета:– В межвоенное время во Львове было 32 действующих кинотеатры. Несколько лет назад, когда приняли постановление о реорганизации кинотеатров, которые принадлежат городу, их было семь. К примеру, в кинотеатре им. И. Миколайчука, что на вул. Лычаковской, находится книгохранилище библиотеки им. В. Стефаника. Есть в городе кинотеатры, вокруг которых все еще тянутся судебные и юридические процедуры, в частности речь идет о кинотеатр им. Бы. Хмельницкого. Однако есть два кинотеатра, которые мы пытаемся возродить – кинотеатр “Сокол”, что на ул. Владимира Великого, и кинокультурный центр на Левандовке “Стрелец”. Надеемся, они будут альтернативными культурными центрами украинского кино. А все остальные кинотеатры под большим вопросом. На них либо нет средств, либо их отдали в аренду другим учреждениям и организациям. Киноцентр на вул. Владимира Великого открыли на прошлой неделе. Уже готовится сайт, где можно будет посмотреть расписание событий вместе с афишей кинопоказов. Со “Стрелком” ситуация сложнее, поскольку здание разрушена. Поэтому она требует больших денег, чтобы туда хотя бы зайти можно было, не говоря уже о современный дизайн и комфорт.

Для львовян важным был не фильм, который показывали в кино, а сам процесс пойти в кинотеатр. “Сам поход был чем-то чрезвычайным, поскольку фильмов было не так много. Один и тот же фильм могли смотреть по 5-10 раз, как интересную книгу перечитывать”, – рассказал Петр Радковец.

В начале тридцатых годов во всем мире наступала эпоха звукового кино, во всех кинотеатрах Львова смонтировали западную звуковую аппаратуру, рассказывает Илько Лемко. Это вызвало новую волну интереса к кинематографу, и благодаря инновации в городе открывается одиннадцать новых кинотеатров. В то время во Львове было уже свыше 30 звуковых.

В советские времена кинотеатры были уже привычным явлением. “Помню, каждую неделю появлялся репертуар львовских кинотеатров. Своего времени чаще всего посещал кинотеатр им. Короленко. На входе кассиршей была госпожа Яна. Она или дешевле нам продавала билеты на сеансы, или могла доставить стулья, чтобы мы бесплатно посмотрели кино”, – рассказывает Петр Радковец.

Он говорит, что в киноиндустрии крутились большие деньги. “Особенно, когда показывали импортные фильмы: французские, итальянские, реже американские. На индийских фильмах специализировался кинотеатр им. Богдана Хмельницкого. Туда в основном ходили женщины, чтобы поплакать. В советское время говорили так: “Есть фильмы хорошие, не очень хорошие, обычные, плохие, очень плохие и индийские”, – рассказывает экскурсовод.

При очень многих кинотеатрах были мастерские, где художники рисовали афиши. “Они очень хорошо зарабатывали, поскольку афиши обновлялись еженедельно. Популярное место для киноафиш – это забор возле восьмой школы на вул. Подвальной”, – говорит Петр Радковец.

Все меняется, сейчас кинотеатры явление привычное, привычным становится и постоянный звон телефонов, жевание, шуршание в кинозале. Кого-то оно раздражает, а кому-то кино не кино без поп-корна, а кто-то пытается бороться с таким “рагулізмом”.

Интересные факты о трафунки в кино

В межвоенный период самыми популярными кинотеатрами были “Пассаж” и “Утешение”. “Утешение” в народе называли “братрура”, то есть “духовка”. В задней части кинотеатра стояли мягкие кресла, так называемые резервные места, в которых кишело блохами, а эти насекомые порой гуляли и по всему залу.

Несмотря на такие неудобства, резервные места были популярными среди батяров и их “дам”. Зрителями “Пассажа”, который специализировался в основном в ковбойских и приключенческих фильмах, были “кіндери”, то есть мелкие уголовники. Часто сюда приходили и гимназисты. Именно между этими двумя социальными группами чаще всего и возникали конфликты, иногда драки вспыхивали во время просмотра фильмов.

В “Пассаже” придерживались трех правил поведения: спрятать деньги подальше во внутренний карман, надежно защепнути ее английской булавкой, держать под мышкой шапку, чтобы ее не украли, и самое главное, постоянно держать руки в карманах верхней одежды. Украденной в темноте шапкой батяры любили играть как мячом, перебрасывая ее из ряда в ряд. А держать руки в карманах нужно было потому, что одним из любимых развлечений завсегдатаев “Пассажа” было справлять естественную нужду в кармане какого-то новичка-зеваки.

Кіно, секс і гроші: ретроспектива по-львівськи

Львов, пл. Мицкевича, 6/7 к 1939 кинотеатр «Утешение». При СССР кинотеатр им. Леси Украинки / это же место 2015 год (фото: lvivcenter.org/Андрій Полевой)

В “Утісі” крутили фильмы в основном эротические. Перед сеансом публику разогревал жирными шутками юморист Юзе Белявский и пикантным шоу танцовщица со сценическим псевдонимом Ґера Ивнинг. В этом кинотеатре был только один проектор, поэтому время от времени сеанс прерывали, и пока киномеханик перезаряжал аппарат, билетеры открывали двери и проветривали душный зал. В это время кое-кто выходил на улицу покурить, и тогда шустрая молодежь, которая под дверью ждала этот момент, проникала в зал, поэтому во время следующего перерыва билетеры тщательно проверяли билеты, чтобы выявить “зайцев”. Чтобы разговор с “зайцами” выглядела убедительно, билетеров набирали среди бывших спортсменов.

Во времена развитого социализма просмотр кинофильмов во Львове тоже имел свои интересные особенности. Пить во время сеансов пиво или дешевое вино, плямкаючи есть мороженое или кукурузные хлопья, грызть семечки, оставлять под стульями кучи шелухи, бумажек от мороженого или пустые бутылки, а потом приклеивать жвачки к креслам было нормой.

Тогда в СССР существовала экзотическая традиция принудительного пересмотра идеологических фильмов, таких как “Ленин в октябре” или “Ленин в Польше”: перестрашених студентов заставляли смотреть этот “отстой”, угрожая плохими оценками и незаліками. Наиболее пугливые шли на сеансы, но людей в залах на таких фильмах было крайне мало, поэтому проявлялись такие ловкачи, которые использовали эту ситуацию для собственного наслаждения. Наиболее смелые парочки влюбленных, которым, как тогда шутили, “было с кем, но негде”, садились в места на пустых балконах и под мудрые ленинские речи занимались петтингом, оральным и часто даже реальным сексом.По материалам Илька Лемко “Кино во Львове”

Черно-белое кино старого Львова: хулиганов наказывали кнутом!

Кіно, секс і гроші: ретроспектива по-львівськи

Ирина Котлобулатова, краевед, один из авторов “Энциклопедии Львова”, – об кинотеатры города, кино и зрителей

– Ирина, расскажите, пожалуйста, о том, чем отличались первые львовские кинотеатры от кинотеатров других городов Европы?

– Появление кинематографа и его массовое распространение в Львове ничем не отличалось от других городов тогдашней Европы. Львов был одним из нескольких городов Австро-Венгрии, где в 1896 г. состоялись первые кинопоказы. Во Львове, как и в других европейских городах, первые кинотеатры появились в 1900-1910-х гг., во Львове смотрели те же фильмы, что в других городах, которые первыми освоили кинопрокат.

– Сколько было кинотеатров в Львове в начале ХХ века?

– Трудно назвать точное количество кинотеатров, действовавших во Львове в 1905-1914 гг., менялись названия, менялась локация – владельцы искали наиболее выгодное и удобное место для киноучреждений, в наиболее людных участках. В среднем в Львове действовали одновременно 20-22 кинотеатры, эта тенденция сохранялась на протяжении всего их существования в разные времена.

– Какими они были, для них специально строили помещения, возможно, переоблаштовували старые?

– С начала существования кинотеатры были в арендованных помещениях, как правило, предназначенных для различных развлечений – летнем театре на Губернаторских валах (вул. Винниченко/Подвальная), временных павильонах в местах, где были расположены странствующие цирки или театры.

Некоторые постоянно действующие кінозаклади были в кафе, возможно, в специально отведенных для этой цели залах (“Сан-Суси” на вул. Банковой; “Бельвью” на просп. Свободы; “Варшава” на пл. Ген. Григоренко). Некоторые кинотеатры размещались в театральных зданиях и развлекательных заведениях (“Колизей”, “Казино де Пари”, театр Скарбека).

В межвоенный период все чаще кинотеатры обустраивались в специально построенных помещениях для нужд кино или встроенных в торговых центрах и первых этажах жилых домов центральной части Львова (“Гражина”; “Палас”). Время от времени их модернизировали. Так в кинотеатрах появились буфеты, перед началом сеансов зрителей развлекал оркестр с небольшим по объему концертной программой или скетчами.

– Правда ли, что кинотеатры были прибыльными для города, значительно наполняли казну?

– Конечно, кинотеатры были доходными, давали владельцам немалый доход, большая часть которого шла на содержание многочисленных общественных организаций. Размер налога с кінобілетів всегда был предметом споров собственников с городскими властями, так в 1928-м владельцы кинотеатров объявили забастовку, пока городская власть не установила приемлемый налог с продажи кінобілетів – 30% зимой и 15% летом.

– В советский период кинотеатры стали местом пропаганды, было ли так до войны?

– Кино – развлекательная индустрия, репертуар довоенного кино не дает оснований утверждать, что оно было мощным инструментом пропаганды… В межвоенный период был обязательным показ кинохроники перед началом кинопоказа, в определенной степени можно считать пропагандистскими исторические фильмы польского патриотического окраску.

– Можно ли говорить, что еще при австрийцах в Львове формировалась определенная кінокультура, что именно ее формировало, какой она была?

– Во Львове существовала мощная теоретическая база, как теоретиков кино, так и среда инженеров-изобретателей, выпускников Львовской политехники, среду профессиональных фотографов, а также членов Львовского фотографического общества, которые были первыми операторами фильмов, что снимались в Львове. Со Львова происходили известные режиссеры, сценаристы, актрисы и актеры, композиторы, многие имена которых вошли в историю мирового кинематографа. Чрезвычайно емкая тема, которая сама по себе заслуживает подробного рассказа.

– Что в основном показывали в кино в разные времена?

– Во времена истоков кинематографа наибольший интерес вызвали небольшие ленты, reality, что показывали прибытие поезда до железнодорожного вокзала, парусник на море, детский танец, выступление акробаток. С развитием массовой кинопродукции большой популярностью пользовались мелодрамы, исторические фильмы, экранизации классических литературных произведений, динамичные приключенческие фильмы.

Во Львове существовала мощная теоретическая база, как теоретиков кино, так и среда инженеров-изобретателей, выпускников Львовской политехники, среду профессиональных фотографов, а также членов Львовского фотографического общества, которые были первыми операторами фильмов

Фильмы французского, немецкого, венгерского, американского производства показывали в львовских кинотеатрах почти одновременно с их мировыми премьерами. При Польше во Львове существовало немало представительств известных европейских и американских киностудий, как правило, это были филиалы центральных варшавских представительств, которые занимались прежде всего поставкой копий для кинопроката.

– Были люди, которым запрещали посещать кинотеатры? За что могли вывести из кинозала, возможно, не позволяли есть, как это сейчас любят зрители?

– Вход в кинотеатр не запрещалось никому, кто купил билет на сеанс. Контроллер мог вывести из зала безбилетника или школьников, которым удалось войти на демонстрацию фильма с запретом просмотра детям до 16 лет.

Интересным свидетельством атмосферы кинотеатра “Утешение”, расположенного в несуществующем ныне пассаже Миколяша является фрагмент из книги воспоминаний о львове Александра Баумгардтена “Зеленые времена”, изданной в 1960 г. в Варшаве:

“… “Утешение” отмечалась несколькими интересными свойствами, к которым мы не могли быть равнодушными. Прежде всего в древних временах, когда фильм показывали с помощью только одного проектора, нужно было делать перерывы после каждой части для смены пленки. Итак, во время тех перерывов билетеры открывали боковые выходы на улицу. Зрители выходили подышать свежим воздухом или выкурить сигарету.

Собственно во время тех перерывов можно было, отвлекая внимание билетеров, добраться без билета в кинозал. Понятно, что тот первый успех еще не означал окончания хлопот. Во время всего перерыва проходили соревнования между білетерами и нами – “зайцами” – которые никогда не заканчивались. Кто не имел счастье и попадал в руки преследователей, был выставлен “с помощью недозволенных методов” на улицу. Кому удавалось перетривати целую перерыв и до ее окончания, до звонка, что объявлял следующую часть фильма – тот уже мог безнаказанно остаться или торчать перед самым экраном, чтобы не мешать зрителям в первом ряду.

Фильмы французского, немецкого, венгерского, американского производства показывали в львовских кинотеатрах почти одновременно с их мировыми премьерами. При Польше во Львове существовало немало представительств известных европейских и американских киностудий

Билетеры с гуком закрывали дверь на улицу, делалось темно и вне свистом и криками разгоряченного зрительного зала до окончания этого акта уже больше ничего не было слышно. После окончания акта зажигается свет, билетеры с грохотом открывали дверь, безбилетных зрители бросались наутек и игра начиналась снова. К великому удовольствию публики, которая сидя за свои деньги в креслах, принимала участие в игре, поддерживая криками, топаньем и свистом как жандармов, так и нарушителей.

Однако те идиллические отношения должны были рано или поздно закончиться. Непрочной является длительность всякой человеческой радости. Появились звуковые фильмы и показ двумя проекторами. Из-под двери исчезли билетеры с сердцами спортсменов. Свет не зажигали на протяжении всего сеанса, зал освобождался и проветривался только после окончания фильма, так, как сейчас делается везде. “Зайцы” потеряли свой единственный шанс попасть в кинозал. Прекратились благородные соревнования и допинг публики. Зато появились новые развлечения. Первая из них вызвала среди зрителей в кинотеатре “Утешение” неслыханный удивление.

Итак, во время сеанса, в частности летом, служащий кинотеатра торжественно вступал в зал с огромной латунной миской в руке и проходя мимо ряда кресел, розприскував над головами тех, кто сидел, “лісну воду” неслыханного аромата. Все зрители випростовувалися на своих местах и глубоко вдыхали в легкие запах леса, такой же ненастоящий, как и то, что творилось на экране.

Вторым развлечением, уже более подходящей для кинотеатра типа того, что “Утешение”, был “человек с хлыстом”. Это был “кадр”, которого дирекция специально нанимала для поддержания порядка в первых рядах. Ведь там всегда царил страшный балаган, не только во время перерыва, но также во время сеанса. Стусанина за место, кидание огрызками яблок, перескакивание через ряды кресел – все это было обычным делом.

В определенный момент, когда этого рода развлечение переходила границы дозволенного даже в таком странном кинотеатре как “Утешение”, мужчина пускал в ход свой “инструмент” – длинный веревочный хлыст, и безошибочным движением над головами зрителей достигал виновника действия. Никогда не ошибался. Как он это делал – неизвестно, однако всегда попадал в виновного. Видел, бестия, в темноте так же хорошо, как при свете. Увидев виновника замешательства во время сеанса, проникновенным шепотом бросал в его адрес нечто подобное: – Ты, в зеленом свитере, вижу тебя! Или – Слушай, ты, в третьем ряду – заспокійся! Или – Ты! Казак! Садись… – здесь излагалась краткая информация относительно того, на что должен садиться виновник. Когда напоминание не помогало, “человек с хлыстом бил.

Однако определенного дня это развлечение закончились так же неожиданно, как и началась. Полиция просто арестовала “кадра” в кинотеатре, во время выполнения им служебных обязанностей. Его уже давно разыскивали в связи с кражей в одном из провинциальных банков. “Мужчины с хлыстом”, арестовали вместе с его служебным реквизитом. К счастью, следующей кандидатуры на освободившуюся “должность” не нашлось…”

– Что можете сказать о современном состоянии кинотеатров города, как думаете, современная кінокультура, культура просмотра фильмов имеет такой же влияние на зрителя, как и прежде?

– При существовании шести кинозалов во Львове при количестве населения 759 100 человек никаким образом это не побуждает разворачивать тему кино, сравним с соответствующими цифрами в 1910 г., когда на 210 000 человек, составлявших население Львова, существовало 20 кинотеатров. Беседовала Виктория Савицкая

Обсуждение закрыто.